Нетрадиционные уроки в современном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:43, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение инновационных форм обучения.
Следовательно, задачи курсовой работы:
Изучить литературу по данной проблеме;
Рассмотреть нетрадиционные формы уроков;
Обозначить их специфику;
Проанализировать диагностику нетрадиционных уроков, их влияние на детей;
Описать опыт работы учителей историков по нетрадиционной форме уроков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных уроков…………………..6
Классификация уроков……………………………………………………6
Нетрадиционные уроки и требования к ним……………………………12
Глава 2. Описание опыта работы учителей по нетрадиционным методикам.19
2.1. Урок-игра «Древний Рим»……………………………………………….19
2.2 Уроки-соревнования……………………………………………………….25
2.3 Уроки типа КВН……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиографический список……………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Нетрадиционные уроки.docx

— 57.42 Кб (Скачать документ)

Ни тот ни другой подходы  не отражают, на наш взгляд, сущность данного педагогического явления.

В научной литературе наметилась тенденция рассматривать нестандартные  формы урока как формы интерактивного обучения или учебные знания «в режиме интерактива» (взаимодействия).

Г.К. Селевко предлагает рассматривать нестандартные формы урока как «технологии». Он употребляет термин «нетрадиционные технологии урока» и характеризует их как «основанные на усовершенствовании классических форм урочного преподавания нетрадиционных структурах и методах»[30, с. 56].

Нестандартные формы урока  могут стать основой для продолжения  одного из серьёзнейших претворений  современной образовательной системы между потребностью общества в новых подходах и организации учебного воспитательного процесса и целесообразностью сохранения традиционных форм обучения и воспитания.

Таким образом, большинство  методистов отмечают, что с одной  стороны, использование нестандартных  форм урока способствовало решению  задач творческого развития личности, а с другой стороны, привело к  снижению уровня образованности, так  как, несмотря на высокую степень  эффективности нестандартных форм урока в процессе обучения они  имеют и свои минусы. Как отмечает Л.Н. Боголюбов, «практика проведения уроков в нетрадиционных формах свидетельствует  о том, что они не могут заменить традиционную форму и слишком  частое обращение к ним может  дать обратный результат. Это объясняется  различным потенциалом нестандартных  форм урока в реализации целей обучения и тем, что у каждой из форм есть свои сильные и слабые стороны» [2, с.87].

 

 

Глава 2. Описание опыта работы учителей по нетрадиционным методикам

 

Приведем примеры из опыта  преподавателей различных школ по подготовке и проведению нестандартных уроков.

 

2.1. Урок-игра «Древний  Рим» [7, с.123]

 

Цель урока: закрепить  и систематизировать знания о  Древнем Риме, выдающихся личностях  и событиях; воспитывать чувство  коллективизма и навыки сотрудничества при работе в группах-командах.

Условия игры:

В игре принимают участие  две команды учащихся 5 класса - «Цезарь» и «Спартак». Каждая команда готовит презентацию. Ответы команд на задания конкурсов оцениваются так: 2 очка - за полный ответ, 1 очко - за неполный. Если одна из команд не может ответить, то право на ответ переходит к ее соперникам. Итоги игры подводит жюри.

Презентация

Команды проводят презентации (название команды, эмблема, приветствия  в адрес жюри, соперников и болельщиков).

Разминка

1) Знатный человек, покровитель  зависимых от него вольноотпущенников, городов и провинций в Древнем  Риме. (Патрон.)

2)  Один из двух выборных правителей Рима, обладавших равной властью. (Консул.)

3) Жители древнейшего  Рима - переселенцы из разных областей Италии и их потомки. (Плебеи.)

4) Человек, который представлял интересы плебеев. (Трибун.)

5)  Город, который был уничтожен в 146 г. до н.э., когда римляне разгромили Ахейский союз. (Коринф.)

6) Греческая колония на  юге Италии, жители которой, не  желая подчиниться Риму, призвали  на помощь царя Пирра. (Тарент.)

7) Наиболее известная  дата основания Рима. (753г. до н.э.)

8) Кем был разграблен  Рим в 455 г. н.э.? (Вандалами.)

9) Как долго происходила  борьба плебеев с патрициями? (В течение двух веков: V-IVвв. до н.э.)

10) Римские войска сровняли  с землей богатый и цветущий  город в Африке, вечному проклятию  было предано то место, где он стоял. В каком году это было? О каком городе идет речь? (146 г. до н.э. Карфаген.)

11) Какой период наступил  в Риме после установления  римского господства на всем  Средиземноморье? (Гражданских войн.)

12) Название реки, перейдя  которую Цезарь произнес: «Жребий  брошен». (Рубикон.)

13)  Горы, переход через  которые стоил Ганнибалу почти  половины войска. (Альпы.)

14) Какие птицы спасли  Рим? (Гуси, 390 г. до н.э.)

15) Город, расположенный  на берегах р. Тибр. (Рим.)

16)  Слово, которым греки  называли народности, чей язык  они не понимали. (Варвары.)

17) Воинственные племена,  захватившие Рим в 390 г. до н.э. (Галлы.)

18) Когда был принят  закон, запрещавший долговое рабство? (В 326 г. до н.э.)

19) Как назывались административные  области на завоеванных Римом  территориях? (Провинции.)

20) Кому принадлежала власть  в Древнем Риме с VI по I в. до н.э.? (Народному собранию.)

Конкурс капитанов  «Блицопрос»

Вопросы капитану команды «Цезарь»:

1) Рабы, обученные сражаться  друг с другом на потеху  римской публике. (Гладиаторы.)

2) Бог торговли в Древнем Риме. (Меркурий.)

3) Верховный владыка богов  в Древнем Риме. (Юпитер.)

4) Как звали первого  царя Древнего Рима? (Ромул.)

5) Главная площадь Рима. (Форум.)

6) Сооружение в Древнем  Риме, где устраивались гладиаторские  игры. (Амфитеатр.)

7) Торжественный въезд  в Рим полководца-победителя и  его войска. (Триумф.)

8)  Животное, по легенде,  выкормившее братьев-близнецов - сыновей бога Марса. (Волчица.)

9) Кто впервые продемонстрировал  римлянам слонов? (Ганнибал.)

10)  Верхняя одежда граждан  в Древнем Риме, обычно из белой  шерсти. (Тога.)

11) Парадные ворота, возводимые  при входе в город, в честь  победителей. (Триумфальная арка.)

12) Бог воды, моря в древнеримской  мифологии. (Нептун.)

13) Как называлось оружие, которое преобладало в римской  армии? (Дротик.)

Вопросы капитану команды «Спартак»:

1) Самый большой из  древнеримских амфитеатров, вмещавший  50 тыс. зрителей. (Колизей.)

2)  Крестьяне в Древнем  Риме, бравшие землю в аренду  на несколько лет. (Колоны.)

3) Кем был Вулкан в древнеримской мифологии? (Богом огня.)

4) Богиня - охранительница семьи у римлян. (Юнона.)

5) Какой строительный  материал (смесь камешков и песка  с раствором извести) широко  использовался в Древнем Риме? (Бетон.)

6) Коренное население  Древнего Рима. (Патриции.)

7) Какое море было со  всех сторон окружено владениями  Римской империи? - (Средиземное море.)

8) Полуостров, на котором было расположено Древнеримское государство. (Апеннинский.)

9) По представлениям римлян, «говорящее орудие» - это... (Раб.)

10) Как в Древнем Риме  назывался военный отряд? (Легион.)

11) Карликовое государство,  владения римского папы. (Ватикан.)

12) Богиня цветов в древнеримской  мифологии. (Флора.)

13) Древнеримская одежда, шерстяная или льняная рубаха  с короткими рукавами. (Туника.)

 Конкурс «Видные деятели Рима»

1. Талантливый и красноречивый  полководец, который благодаря успешной  военной деятельности стал правителем  Рима. (Гай Юлий Цезарь.)

2. Один из римских императоров, которого почитают христиане всего мира. За что? (Константин Великий, в 313 г. н.э. он разрешил христианам строить храмы и открыто молиться.)

3. Вождь восстания рабов  в 74-71 гг. до н.э. (Спартак.)

4. Этот народный трибун  хотел помочь безземельным гражданам,  у которых «нет ничего, кроме  воздуха и света». (Тиберий Гракх.)

5. Автор выражения «О  времена! О нравы!», знаменитый  оратор Древнего Рима. (Цицерон.)

6. Император Древнего  Рима, который запретил колонам  уходить с обрабатываемых ими  участков земли. (Константин. )

8) Почетное звание Гая  Юлия Цезаря Октавиана, преподнесенное ему Сенатом. (Август, т.е. священный, великий.)

9. Оратор, заканчивавший  свои речи в Сенате словами  «Карфаген должен быть разрушен». (Сенатор Катон Старший.)

10. Римский юноша-герой,  опустивший правую руку в огонь,  чтобы показать презрение к  боли. (Муций Сцевола, т.е. Левша.)

11.   Братья - противники римского Сената, проводившие земельные и другие реформы в интересах плебса. (Тиберий и Гай Гракхи.)

12. Легендарный римский  царь, изгнанный римлянами. (Тарквиний II Гордый.)

13. Римский политический  деятель, разгромивший восстание  рабов под

предводительством Спартака в южной Италии (Марк Лициний Красе.)

14.  Древнеримский философ,  считавший, что лучший способ  продлить жизнь - не укорачивать ее. (Сенека.)

15. Римский император,  в правление которого в 410 г.  войска Алариха взяли Рим. (Гонорий, Флавий.)

16. Предводитель рабов,  соратник Спартака во время  восстания рабов в 74-71 гг. до  н.э. (Крикс.)

17. Римский сенатор, известный  как убийца Юлия Цезаря, которого  тот считал своим другом. (Брут.)

18. Римский император,  ставший фактически неограниченным  диктатором. (Гай Юлий Цезарь Октавиан Август.)

19. Римский император,  в момент своей смерти произнесший:  «Какой великий артист погибает!» (Нерон.)

20. Римский император,  получивший прозвище «Лучший», прославившийся  как мудрый правитель. (Траян.)

Конкурс «Кто мог  сказать эти слова?»

1. «Даже дикие звери  имеют норы и логова, а у  тех, кто сражался и умирал  за Рим, нет ничего, кроме воздуха  и света! Воинов называют владыками  мира, но ни единого комка земли они не могут назвать своим! Нет! И воюют, и умирают они за чужие роскошь и богатства». (Тиберий Гракх.)

2. «Так да погибнет всякий, нарушивший границы города!» (Ромул, убивший брата Рема после того, как тот в насмешку перепрыгнул через оборонную стену.)

3. «Берегись, царь, триста  римских юношей поклялись убить  тебя». (Муций Сцевола.)

4. «Жребий брошен, Рубикон  перейден». (Цезарь.)

5. «Не хотят есть - так пусть попьют!» (Консул Публий Клавдий Пульхр, приказывая бросить в море священных кур.)

6. «Снимем тяжкую заботу  с плеч римлян, которые никак  не могут дождаться смерти  ненавистного им старика». (Ганнибал, принимая яд, чтобы не стать пленником римлян.)

7. «Карфаген должен быть  разрушен». (Катон.)

8. «Еще одна такая победа, и мне не с кем будет вернуться  в Эпир!» (Царь Пирр, когда его поздравляли с победой.)

9. «Годы редкого счастья,  когда каждый может думать, что  хочет, и говорить, что думает». {Историк Тацит о правлении Траяна.)

10. «И так во всем, как  хотите, чтобы с вами поступали  люди, так и вы поступайте с  ними». (Иисус Христос.)

11. «Раб должен трудиться  или спать». (Так говорили римляне.)

12.  «Теперь я буду  говорить, какими орудиями труда  обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие - рабы, мычащие - быки, немые - повозки, лопаты, плуги». {Римский ученый Варрон.)

13. «Лучше один раз умереть,  чем постоянно ожидать смерти». (Цезарь.)

14. «И ты, дитя мое?»  («И ты, Брут?») (Цезарь при виде Брута с мечом.)

15. «Вар, верни легионы». (Октавиан Август.)

16. «Кто не знает кровожадности  Нерона? После стольких убийств  только и остается умертвить  воспитателя и наставника». (Сенека.)

17. «Какой великий артист  погибает!» (Нерон.)

18. «Что говорю вам в  темноте, говорите при свете,  и что на ухо слышите, возвещайте  всем с крыш». (Иисус Христос.)

19. «Я хочу быть таким  императором, какого сам бы  желал себе, если бы был подданным». (Траян.)

20. «Я бы предпочел быть  первым здесь, чем вторым в  Риме!» (Цезарь.)

21. «Лучше погибнуть в  борьбе за свободу, чем (зря)  рисковать своей жизнью». (Спартак.)

22. «Пришел, увидел, победил!» (Цезарь.)

23 «А вы подумали о  том, как поведут себя солдаты  Цезаря?» (Антоний.)

24. «Я нашел Рим кирпичным,  а оставляю его мраморным». (Октавиан Август.)

25. «Чем гуще трава,  тем легче ее косить». (Аларих.)

26. «Раньше наказывали  за дела, а теперь за слова». (Тацит.)

27. «В душе раба заложены  те же начала гордости, чести,  мужества, великодушия, которые дарованы  и остаются человеческим существам  «каково бы ни было их положение». (Сенека.)

 

2.2 Уроки-соревнования[25, с.78]

 

Вот как организует их М.В. Смирнова - учитель физики 19-й московской спецшколы. Цель урока - закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинается урок с одного такого сообщения (делает член жюри); затем - разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт - требуется его объяснить); далее - конкурс капитанов (решение экспериментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ. Потом - конкурс команд: самостоятельное, «на время» решение расчетных задач. Завершается урок подведением итогов и объявлением команды-победительницы.

Информация о работе Нетрадиционные уроки в современном образовании