Нетрадиционные уроки в современном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 02:43, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является рассмотрение инновационных форм обучения.
Следовательно, задачи курсовой работы:
Изучить литературу по данной проблеме;
Рассмотреть нетрадиционные формы уроков;
Обозначить их специфику;
Проанализировать диагностику нетрадиционных уроков, их влияние на детей;
Описать опыт работы учителей историков по нетрадиционной форме уроков.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных уроков…………………..6
Классификация уроков……………………………………………………6
Нетрадиционные уроки и требования к ним……………………………12
Глава 2. Описание опыта работы учителей по нетрадиционным методикам.19
2.1. Урок-игра «Древний Рим»……………………………………………….19
2.2 Уроки-соревнования……………………………………………………….25
2.3 Уроки типа КВН……………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..27
Библиографический список……………………………………………………28

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа Нетрадиционные уроки.docx

— 57.42 Кб (Скачать документ)

3) Уроки обобщения и  систематизации изученного.

Дидактические задачи уроков этого типа:

а) сформировать у учащихся систему теоретических знаний по основным темам или разделам учебного предмета;

б) выделить узловые положения, изученные на предыдущих уроках, показать взаимосвязь изученных фактов, событий, формировать понятия, систематизировать  знания;

в) провести проверку и учет знаний, навыков и умений по изучаемым  темам, разделам, всему изученному учебному материалу за четверть, полугодие, год.

Структура этого типа урока:

а) организация начала, постановки целей и задач;

б) непосредственное повторение учебного материала. Для этого используются разные виды опроса: устный в виде изложения  темы, фронтальный, собеседование, дискуссия; письменный - написание дат, описание событий, выведение формул, работа с географической картой;

в) подведение итогов работы с анализом осмысленности глубины  знаний, указание способов самостоятельной  работы, определение ориентиров работы над новым учебным содержанием.

Уроки обобщения и систематизации формируют потребность в постоянном повторении учебного материала. На них  выделяются основные теоретические  положения, обобщаются знания по разным темам, устанавливаются межпредметные связи. Школьники учатся переносить приобретенный опыт в новые условия и ситуации.

При необходимости учитель  проводит консультации, обзорные лекции, готовит наглядные и раздаточные  материалы, оборудование.

Результативны занятия в  форме проблемных дискуссий, уроков-семинаров, уроков деловых игр, решают задачи теоретического и практического характера. С  целью эффективного влияния таких  уроков на формирование мышления, интеллекта и способностей учащихся важно и  психологически обоснованное пространственное размещение в учебном кабинете самой  группы.

4) Уроки контроля и  коррекции знаний, умений.

Достижение поставленных целей обучения и учения всегда связано  с объективным контролем и  коррекцией знаний, умений и навыков. Такие уроки применяются для  определения и оценки качества усвоенности теоретических знаний, мировоззренческих и духовно-нравственных ценностей, взглядов на мир, образ жизни, системы научных понятий, способов творческой деятельности, подготовленности их к жизни и труду. Оценка знаний и умений учащихся показывают их качество, отражает степень усвоенности программного материала и обученности. Выявляется система отношений учащегося к учению, к разным аспектам учебной деятельности, что способствует применению личностно-ориентированного подхода, внесению изменений в процесс учения и корректив в организацию и содержание обучения.

Структура урока[25, с. 87] :

а) организационное начало урока и психологическая настройка  на собранность, спокойствие, уверенность, готовность к работе;

б) постановка целей и  задач урока: раскрывается замысел  урока, объясняется, на что будет  обращено внимание, что подлежит проверке, очерчивается круг действий учащихся, актуализируется роль самого контроля;

в) основная часть - инструкции, задания контрольного типа и непосредственно самостоятельная работа учащихся под контролем учителя, краткие оперативные консультации, устранение неполадок в учебном оборудовании, в разрешении возникающих нетрадиционных ситуаций и т.д., поддержании интеллектуально-эмоционального фона работы;

г) заключительная часть - подведение итогов работы: анализ типичных ошибок и их причин, выбор рациональных способов решений, предупреждение отставания и неуспеваемости некоторых учащихся, определение общей тенденции усвоения программного материала; выделение хороших работ, комментарий их специфичности, ориентировка учащихся на изучение предстоящего материала.

К контрольным относятся уроки по написанию контрольной работы, зачетный урок.

Таким образом, мы видим большое  разнообразие в классификации уроков. Здесь важно найти так называемую серединку и выявить для себя, что мы хотим получить от того или  иного урока.

 

    1. Нетрадиционные уроки и требования к ним

 

Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о  целях, задачах, методике проведения таких  занятий. Перечислим наиболее распространенные типы нестандартных уроков[25, с. 76].

1.  Уроки-«погружения»

2.  Уроки - деловые игры

3.  Уроки - пресс-конференции

4.  Уроки-соревнования

5.  Уроки типа КВН

6.  Театрализованные уроки

7.  Уроки-консультации

8.  Компьютерные уроки

9.  Уроки с групповыми  формами работы

10.  Уроки взаимообучения учащихся

11.  Уроки творчества

12.  Уроки-аукционы

13.  Уроки, которые ведут  учащиеся

14.  Уроки-зачеты

15.  Уроки-сомнения

16.  Уроки - творческие отчеты

17.  Уроки-формулы

18.  Уроки-конкурсы

19.  Бинарные уроки

20.  Уроки-обобщения

21.  Уроки-фантазии

22.  Уроки-игры

23.  Уроки-«суды»

24.  Уроки поиска истины

25.  Уроки - лекции «Парадоксы»

26.  Уроки-концерты

27.  Уроки-диалоги

28.  Уроки «Следствие  ведут знатоки»

29.  Уроки - ролевые игры

30.  Уроки-конференции

31.  Уроки-семинары

32.  Интегральные уроки

33.  Уроки - «круговая тренировка»

34.  Межпредметные уроки

35.  Уроки-экскурсии

36.  Уроки-игры «Поле  чудес»

Легко заметить, что в  разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые  в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные  и внеурочные формы организации  учебной работы.

Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные  занятия со строгой структурой и  установленным режимом работы. Поэтому  практиковать такие уроки следует  всем учителям. Но превращать нестандартные  уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообразно  из-за большой потери времени, отсутствия серьезного познавательного труда, невысокой результативности и т. п.

Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности – его сознанию, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умением самостоятельно и гибко мыслить, интенсивно творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В школах должен происходить  постоянный поиск, цель которого найти  новые формы и причины позволяющие  слить в единый процесс работу по образованию, развитию и образования  учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать  концепцию, которая предполагает необходимость  обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным  осуществлением разноаспектного развития и формирование личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значительной степени творческими, нетрадиционными  и в то же время эффективными

Нетрадиционные формы  урока, реализуются, как правило, после  изучения какой – либо темы или  нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знания учащихся. Также уроки проходят в необычной  обстановке. Подобная смена привычной  обстановки целесообразна, поскольку  она создаёт атмосферу праздника  при подведении итогов проделанной  работы, снижает психологический  барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку[25, с. 78].

Нетрадиционные формы  урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса, а  также реализуются с непременным  использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видеотехники, выставок, буклетов, стендов). На таких уроках удаётся достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.

Нетрадиционные уроки  помогают учителю:

- осуществлять контроль  знаний, умений и навыков, учащихся  по определённой теме;

- обеспечить деловую,  рабочую атмосферу, серьёзное  отношение учащихся к уроку;

- предусмотреть минимальное  участие на уроке учителя

Нетрадиционный подход к  преподаванию истории способствует развитию детей, учит их приёмам анализа  и синтеза, составлению логических схем простейшего характера, позволяет  формировать более глубокий интерес  к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной  литературной речью, они не боятся высказывать своё мнение, начиная ответ словами: «Я полагаю…», «Я думаю…», «На мой взгляд…».

Маленькие самостоятельные  отступления в процессе обучения имеют большое значение для развития личности, формируется дух поиска, в который включаются и слабые учащиеся, так как чувствуют себя в этом процессе активными его  участниками.

Идя на каждый урок, учитель  истории должен помнить слова  В.О.Ключевского о том, что одна из основных целей изучения отечественной  истории – создать у учащихся целостное представление о прошлом  своей Родины, своего народа, показать и то, что делает исторический путь России частью единой мировой истории, и то, что придаёт судьбе России неповторимое своеобразие[25, с. 81]. Важно определить для себя первоочередные задачи: как сделать урок интересным, как активизировать деятельность учащихся на уроке, как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать им возможность ощутить радость открытий, воспитать потребность узнавать всё больше и больше.

Важнейшая задача – дать учащимся глубокие и прочные знания по истории, вырабатывать навыки и умения применять их на практике.

Увеличение объёма информации (в том числе учебной), обрушивающейся на современных детей и подростков – хорошо известное явление. Вступая  в жизнь, ученик радуется новому, ему  интересно. Но проходит время, и наступает  «перенасыщение» знаниями, которые  начинают отягощать сознание ребёнка. В результате теряется интерес к  учёбе и рождается обычный  троечник. Чтобы этого не произошло, нужно повышать занимательность  учебного материала.

Сегодня практически любой  учитель истории применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное  и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.

Арсенал форм уроков современного учителя истории не просто обновляется  под влиянием, прежде всего, усиливающейся  роли личности учащихся в обучении, но и трансформируется в сторону  необычных игровых форм преподнесения  материала. Действительно, учитель  в меру своих скромных возможностей пытается на уроке удивить школьника, который проводит массу времени не за книгой и в библиотеке, а за компьютером, причём в позиции активного игрока.

С другой стороны, перед современным  учителем истории стоят проблемы, связанные с пересмотром содержания предмета – альтернативные подходы  к решению и оценке проблем  прошлого, выбор пути развития в  тот или иной период, прогнозирование  событий и явлений, нравственно-этические  оценки личностей и хода событий. Обсуждение эти вопросов на уроке  невозможно без приобретения опыта  ведения диалога, спора и приобщения и творческой деятельности. Умелое общение становится важнейшим фактором в нашей непростой жизни и  залогом успеха подрастающего поколения  в их последующей деятельности. Коммуникативный  диалог и способность к моделированию  – это важное умение человека будущего

Анализ психолого-педагогической и методической литературы показывает, что понятие «нетрадиционная  форма урока», не имеет чёткого  определения, остаётся крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых «нетрадиционный  урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды уроков» [24, с. 89] .

Можно выделить два основных подхода к пониманию нестандартных  форм урока. Первый подход трактует данный тип урока, как отход от чёткой структуры комбинированного урока  и сочетание разнообразных методических приёмов. При втором подходе под  нестандартными формами урока подразумеваются формы урока, появившиеся в последнее время и завоёвывающие всё более прочные позиции в современной школе.

Информация о работе Нетрадиционные уроки в современном образовании