Нетрадиционный урок английского языка как одна из форм эффективного обучения и воспитания учащихся на младшей ступени в средней общеобра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание

Одним из наиболее эффективных средств повышения качества обучения иностранным языкам является использование методики нетрадиционных уроков, которая за последнее время достаточно часто и успешно используется многими учителями. Отсюда и вытекает актуальность преподавания иностранного языка в начальной школе как процесса обучения основам иностранного языка, закладывающего базовые коммуникативные и речевые навыки.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы использования нетрадиционных форм уроков при обучении английскому языку в начальной школе 6
1.1. Специфика урока иностранного языка на начальном этапе обучения 6
1.2. Особенности нетрадиционных форм урока иностранного языка в начальной школе 9
1.3. Характеристика нетрадиционных форм уроков иностранного языка в начальной школе 12
2. Разработка нетрадиционного урока английского языка для младших школьников 22
2.1. Конспект урока английского языка для учеников 4-го класса в форме урока-путешествия 22
2.2. Преимущества использования формы урока-путешествия на уроке английского языка для учеников 4-го класса 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 3й курс.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

При всей неповторимости каждого занятия по иностранному языку все-таки существует некоторая схема сценария занятия, методическая структура которого предусматривает проведение, по меньшей мере, несколько обязательных этапов, причем в определенной последовательности и в определенном режиме. Например, каждое занятие начинается, естественно, с организационного момента, который в начальных классах занимает несколько больше времени, чем в 5-6 классах, поскольку учитель, как правило, обходит класс и многих детей «организует» на индивидуальном уровне.

Далее следует фонетическая зарядка, которая проводится на базе 3-4 групп  диалогических единств, стихотворного  и песенного материала. После  фонетической зарядки желательно провести речевую зарядку, по содержанию связанную  с текущим тематическим материалом или интересным событием в жизни детей или одного конкретного ребенка. Примерно в середине занятия следует провести физминутку. Завершить занятие лучше всего песней.

На первом году обучения от учащихся требуется уметь задавать вопросы и отвечать на них; в соответствии с учебной ситуацией в пределах программного языкового материала высказывание собеседника должно содержать не менее 3 реплик, правильно оформленных и в языковом отношении. Что касается монологической речи, то от них требуется высказывание без предварительной подготовки в соответствии с учебной ситуацией и в пределах программного языкового материала объемом не менее 5 фраз.

Методически высокоэффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок–спектакль, урок–праздник, видеоурок, урок-экскурсия, урок–интервью и другие формы занятий.

Подводя итог, можно сказать, что  нетрадиционный урок – органичное сочетание образования, развития и  воспитания. Нетрадиционные уроки нравятся детям, т.к. они творческие и необычные, а самое главное – эффективные. Но не следует слишком часто проводить нетрадиционные уроки, т.к. они станут традиционными и уровень эффективности снизится.

1.3. Характеристика нетрадиционных форм уроков иностранного языка в начальной школе

1. Интегрированный урок

Среди нетрадиционных форм уроков особо популярны уроки, направленные на установление межпредметных связей.

В современных условиях обучения иностранному языку в начальной школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам.

Исследования показывают, что повышение  образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции. Особенно заметно это проявляется в области гуманитарных предметов. Кроме того, науки гуманитарного цикла ставят предмет для разговора, повод для коммуникации.

Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка.

Богатый материал для организации  заинтересованного иноязычного  общения дает литература. Наиболее необходима связь "Чтение и иностранный язык" при изучении основных достижений мировой и отечественной литературы. На уроках чтения учащиеся знакомятся с произведениями зарубежных и отечественных авторов. Знания о выдающихся представителях литературы страны изучаемого языка, о конкретных произведениях приобретаются в процессе чтения.

Предметы гуманитарного цикла  обращены к личности человека, его  духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует  художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства.

Основными целями интеграции иностранного языка с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях иноязычного речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Язык выступает как средство хранения и передачи от поколения  к поколению всех знаний, не только лингвистических. Поэтому иностранный язык в школе интегрирует со всеми остальными учебными предметами. С помощью иностранного языка ученик может присваивать знания из области истории и литературы, естествознания и техники, из всех сфер практической деятельности и искусства.

Вслед за методистами И.Л. Бим и  М.З. Биболетовой можно утверждать, что обучение иностранному языку в «интегрированном» составе ориентировано на разностороннее развитие учащихся, их общее образование и воспитание (что достигается за счет объединения воспитательных, образовательных и развивающих возможностей разных учебных предметов); помогает формировать у учащихся более целостную картину мира, в котором сам иностранный язык является средством познания и общения (4, с. 31).

В результате расширения круга знаний создается возможность для формирования и развития более широких и  разнообразных интересов учащихся, их склонностей и способностей. Это  приобретает особую значимость в  старших профильных классах. Иностранный язык призван готовить учащихся к участию в межкультурном общении по общественно-политической и профильно-ориентированной тематике.

На таких уроках решаются воспитательные, обучающие и развивающие задачи:

  • приобретение новых знаний;
  • развитие способности к распределению внимания, догадке на основе зрительной наглядности и контекста, обобщение фактов и формулирование выводов из прочитанного и услышанного;
  • формирование умений и навыков чтения, аудирования, говорения (в том числе спонтанного) и письма по данной теме с использованием продуктивной грамматики, включая инфинитивные обороты и условные предложения II и III типов.

Бинарная форма урока позволяет:

  • усилить прикладную значимость иностранного языка как средства для расширения общего кругозора;
  • подвести нашего ученика к осознанию важности выбранной им профессии;
  • способствовать воспитанию в нем потребности в практическом применении иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.

2. Видео-урок

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка  с использованием различных приемов работы.

Не менее важным считается приобщение школьников к культурным ценностям народа – носителя языка. В этих целях большое значение имеют аутентичные материалы, в том числе видеофильмы.

Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной  методики – представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Еще одним достоинством видеофильма  является его эмоциональное воздействие  на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у школьников личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным.  Для того, чтобы понять содержание фильма, школьникам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховое, зрительное, моторное восприятие) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Формирование коммуникативной  компетенции как цели обучения иностранным  языкам в общеобразовательной школе, естественно, достигается в процессе активной речевой деятельности учащихся, организуемой учителем на уроке.

Но как сформировать стойкую  положительную мотивацию учащихся в отношении иностранного языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня в обычной общеобразовательной школе, где в отличие от специализированных школ, лицеев и гимназий на изучение иностранного языка отводится меньшее количество часов.

Существует, безусловно, множество  нестандартных форм работы учителя, активизирующих внимание, а значит, и интерес школьников к иностранному языку. Одной из них мы считаем работу над фильмом. Это эффективная форма учебной деятельности, которая не только активизирует внимание ребят, но и способствует совершенствованию их навыков аудирования и говорения, так как зрительная опора звучащего с экрана иноязычного звукового ряда помогает более полному и точному пониманию его смысла.

Интерес к фильму повышает интерес  ребят к английскому языку, что  подтверждает их очевидное стремление стать активными участниками  моделируемых учителем условно-речевых  ситуаций, направленных на выполнение различных грамматических  упражнений коммуникативной ориентации для отработки в речи учащихся изучаемых явлений английского языка.

Таким образом, психологические особенности  воздействия учебных видеофильмов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные  условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

3. Уроки-соревнования

Детям заранее (за 1-2 недели) сообщается о том, в какой форме будет  проведен урок по данной теме (КВН, викторина…).

Дети делятся на команды (3-4 команды).

Учащиеся каждой команды выбирают капитана, название команды, приветствие. Желательно, чтобы название команды  было связанно с темой урока.

Учитель подбирает материал, соответствующий  теме урока, продумывает, как представить подобранный материал в интересной необычной форме.

Необходимо  заранее выбрать жюри, приготовить  награды.

На такие  уроки можно приглашать родителей.

4. Урок-экскурсия (урок-путешествие)

В наше время, когда все шире и шире развиваются  связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь провести экскурсию по городу, рассказать иностранным гостям о самобытности русской культуры и т.д. принцип диалога культур предполагает использование культуроведческого материала о родной стране, который позволяет развивать культуру представления родной страны, а также формировать представления о культуре стран изучаемого языка.

Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения                            урока.

Необходимо провести подготовительную работу:

  • продумать маршрут путешествия.
  • подготовить нужный раздаточный материал.
  • акцентировать внимание детей на особо важных этапах путешествия.

4. Урок-спектакль (урок-сказка)

Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации.  Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.

Такой вид  работы активизирует мыслительную и  речевую деятельность учащихся, развивает  их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду  с формированием активного словаря школьников формируется так называемый пассивно-потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают удовлетворение от такого вида работы.

Обычно от таких уроков дети должны получить эмоциональное удовлетворение от урока.

5. Урок-праздник

Весьма  интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта  форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

6. Урок-интервью

Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В зависимости от поставленных задач  тема урока может включать отдельные  подтемы. Например: ”Свободное время”, “Планы на будущее”, “Биография”  и т.д.

Во всех этих случаях мы имеем  дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как "Моя школа" или "Мой город", равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.

Информация о работе Нетрадиционный урок английского языка как одна из форм эффективного обучения и воспитания учащихся на младшей ступени в средней общеобра