Нетрадиционный урок английского языка как одна из форм эффективного обучения и воспитания учащихся на младшей ступени в средней общеобра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание

Одним из наиболее эффективных средств повышения качества обучения иностранным языкам является использование методики нетрадиционных уроков, которая за последнее время достаточно часто и успешно используется многими учителями. Отсюда и вытекает актуальность преподавания иностранного языка в начальной школе как процесса обучения основам иностранного языка, закладывающего базовые коммуникативные и речевые навыки.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы использования нетрадиционных форм уроков при обучении английскому языку в начальной школе 6
1.1. Специфика урока иностранного языка на начальном этапе обучения 6
1.2. Особенности нетрадиционных форм урока иностранного языка в начальной школе 9
1.3. Характеристика нетрадиционных форм уроков иностранного языка в начальной школе 12
2. Разработка нетрадиционного урока английского языка для младших школьников 22
2.1. Конспект урока английского языка для учеников 4-го класса в форме урока-путешествия 22
2.2. Преимущества использования формы урока-путешествия на уроке английского языка для учеников 4-го класса 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 3й курс.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГАУ ВПО Казанский (Приволжский) федеральный университет

Институт филологии и искусств

РОМАНО-ГЕРМАНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ТЕХНОЛОГИЙ

ГУМАНИТАРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

Нетрадиционный  урок английского языка как одна из форм эффективного обучения и воспитания учащихся на младшей ступени в средней общеобразовательной школе.

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

  Курсовая работа

студентки 3 курса группы 08-0909

Алексеевой Екатерины

Научный руководитель:

А.Р. Абдрафикова

 

 

 

Казань – 2012

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Изучение иностранных языков в современном обществе становится неотделимой составляющей профессиональной подготовки специалистов самого разного профиля и от качества их языковой подготовки во многом зависит успешное решение вопросов профессионального роста и расширение контактов с зарубежными партнерами, что в наш век великой глобализации наиболее актуально.

Следовательно, школа призвана обеспечить определенный уровень владения иностранным  языком, который мог бы позволить  продолжить его изучение в период вузовского и послевузовского образования, а также самостоятельно. Успех  обучения во многом зависит о методики работы учителя иностранного языка, от его умения пользоваться различными современными методиками в контексте решения конкретных образовательных задач. Понимая всю важность данного вопроса, учитель не имеет права на проявление формализма и примитивности в своей работе. К этому же приводит и растущий интерес в обществе к изучению иностранных языков. Социальный заказ в этой области очень высок.

Оказавшись в такой по-настоящему революционной ситуации, педагоги должны находить и применять новые формы и методы работы, при которых ученик вступает в сотрудничество, как с педагогом, так и с классным коллективом и проявляет в полной мере свои личностные качества, творческие способности.

Одним из наиболее эффективных средств  повышения качества обучения иностранным языкам является использование методики нетрадиционных уроков, которая за последнее время достаточно часто и успешно используется многими учителями. Отсюда и вытекает актуальность преподавания иностранного языка в начальной школе как процесса обучения основам иностранного языка, закладывающего базовые коммуникативные и речевые навыки.

Предмет исследования в данной работе – процесс обучения иностранному языку на начальном этапе.

Объект исследования – нетрадиционные уроки на младшей ступени обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.

Целью курсовой работы является изучение особенностей использования нетрадиционных форм проведения уроков английского языка в младших классах.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. рассмотреть специфику урока иностранного языка на начальном этапе обучения;
  2. дать характеристику и выделить особенности нетрадиционных форм проведения урока английского языка;
  3. показать преимущества нетрадиционной формы урока на практическом примере разработанного конспекта нетрадиционного урока английского языка в младших классах.

Методы исследования – анализ методической литературы, синтез, обобщение.

Гипотеза: процесс обучения иностранному языку на начальном этапе обучения будет более успешным, если будут активно использоваться нетрадиционные виды уроков в целях развития коммуникативных навыков у учеников.

Научная новизна данного исследования заключается в том, что нетрадиционная форма проведения уроков рассмотрена в области обучения иностранному языку в младших классах.

Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении теоретического материала и опыта педагогов в использовании нетрадиционных форм уроков в методике преподавания иностранного языка в младших классах.

Материалом для исследования послужили научные статьи, методическая литература, посвященная данной проблеме, а также различные интернет-сайты.

Практическая значимость исследования предполагает возможность применения наработанных материалов, представленных в исследованиях, в изучении английского языка в начальной школе.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Аппробация. В качестве практического материала был разработан нетрадиционный урок английского языка для учеников 4 класса.

1. Теоретические основы использования нетрадиционных форм уроков при обучении английскому языку в начальной школе

1.1. Специфика урока иностранного языка на начальном этапе обучения

Урок иностранного языка имеет  свою специфику, так как, в отличие  от других предметов, в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности  к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучении иноязычной коммуникации, использовании всех необходимых для этого заданий и приемов, является отличительной особенностью урока иностранного языка.

Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Коммуникативное  обучение иностранному языку носит  деятельностный характер, поскольку  речевое общение осуществляется посредством "речевой деятельности", которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях "социального взаимодействия" общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.

Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется  в условиях гуманистического подхода  к обучению. При таком подходе  создаются положительные условия  для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:

  • учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
  • каждый участник общения остается в фокусе внимания остальных;
  • участники общения чувствуют себя в безопасности  от критики, преследования за ошибки и наказания.

При гуманистическом подходе к  обучению исчезают характерные для  учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности.

Гуманистический подход предполагает обучение, сконцентрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке.

Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной  концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на "вхождение" в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны, прежде всего, нетрадиционные формы проведения занятий.

Под начальным этапом в средней  школе понимается период изучения иностранного языка, позволяющий заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения того предмета. В данном пособии к начальному этапу мы относим I—IV классы общеобразовательных учреждений. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, требуется достаточно продолжительный срок, потому что учащимся нужно с первых шагов ознакомиться с изучаемым языком как средством общения. Это значит, что они должны учиться понимать иноязычную речь на слух (аудирование), выражать свои мысли средствами изучаемого языка (говорение), читать, то есть понимать иноязычный текст, прочитанный про себя, и писать, то есть научиться пользоваться графикой и орфографией иностранного языка при выполнении письменных заданий, направленных на овладение чтением и устной речью, или уметь письменно излагать свои мысли. Действительно, чтобы заложить основы по каждому из перечисленных видов речевой деятельности, необходимо накопление языковых средств, обеспечивающих функционирование каждого из них на элементарном коммуникативном уровне, позволяющем перейти на качественно новую ступень их развития в дальнейшем.

Начальный этап важен еще и потому, что от того, как идет обучение на этом этапе, зависит успех в овладении  предметом на последующих этапах. Нельзя не согласиться с английским методистом Г. Пальмером, который придавал очень большое значение началу в изучении иностранного языка. Так, он писал: "Take care of the first two stages and the rest will take care of itself" (14, с. 66). Хотя в этом высказывании помимо элементарной ступени упоминается и промежуточная, это не снимает важности первой, то есть начального этапа.

Кроме того, именно на начальном этапе  реализуется методическая система, положенная в основу обучения иностранному языку, что с первых шагов позволяет учителю войти в эту систему и осуществлять учебно-воспитательный процесс в соответствии с ее основными положениями.

Еще в 1947 году И.В. Рахманов писал: «...большинство  методов (имеется в виду направление, система обучения) существенно отличаются друг от друга только на элементарной ступени обучения, а для продвинутой ступени либо вовсе не разработаны, либо мало отличаются друг от друга даже у методистов, принадлежащих к противоположным лагерям...» (5, с. 115).

На наш взгляд, построение начального этапа может быть различным в отношении языкового материала, его объема, организации; последовательности в формировании и развитии устной и письменной речи; учета условий, в которых осуществляется учебно-воспитательный процесс; раскрытия потенциальных возможностей самого предмета в решении воспитательных, образовательных и развивающих задач, стоящих перед школой.

Считаем, что именно поэтому начальный этап в изучении иностранного языка позволяет заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые и достаточные для их дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения предмета. 

1.2. Особенности нетрадиционных форм урока иностранного языка в начальной школе

Сегодня все большее внимание уделяется  человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого  - найти новые формы и приемы, позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого –  с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

Пути и способы реализации этих принципов должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время  эффективными.

Нетрадиционные формы урока  английского языка реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего контроля. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока иностранного языка осуществляются при обязательном участии всех учеников группы/класса, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности. Чтобы весь урок запомнился детям, чтобы он был ярким, интересным, необходимо осуществлять умелое построение урока на основе единого сюжета, используя нетрадиционные, нестандартные уроки. С.В. Савинова и Е.Е. Гугучкина, (15, с. 114) считают, что “нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания”.

Преимущества нетрадиционных уроков представлены на рис. 1.2.1.

Рис. 1.2.1. Преимущества нетрадиционных уроков

На таких уроках удается достичь  самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать  следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся по определенной теме;
  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
  • предусматривается минимальное участие на  уроке учителя.

Как правило такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке и при посильном участии всего класса. Широко используются средства слуховой и зрительной наглядности, моделируются ситуации близкие и интересные учащимся. Обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, при минимальном участии учителя.

Все виды нестандартных уроков требуют  большой предварительной подготовки, специальной подборки материала, желательно увязки с идеями уроков. Практика показала, что учитель испытывает затруднения при планировании лишь первых двух – трех уроков, а в дальнейшем эта работа не является для него сложной.

Информация о работе Нетрадиционный урок английского языка как одна из форм эффективного обучения и воспитания учащихся на младшей ступени в средней общеобра