Нетрадиционный урок английского языка как одна из форм эффективного обучения и воспитания учащихся на младшей ступени в средней общеобра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 21:16, курсовая работа

Описание

Одним из наиболее эффективных средств повышения качества обучения иностранным языкам является использование методики нетрадиционных уроков, которая за последнее время достаточно часто и успешно используется многими учителями. Отсюда и вытекает актуальность преподавания иностранного языка в начальной школе как процесса обучения основам иностранного языка, закладывающего базовые коммуникативные и речевые навыки.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы использования нетрадиционных форм уроков при обучении английскому языку в начальной школе 6
1.1. Специфика урока иностранного языка на начальном этапе обучения 6
1.2. Особенности нетрадиционных форм урока иностранного языка в начальной школе 9
1.3. Характеристика нетрадиционных форм уроков иностранного языка в начальной школе 12
2. Разработка нетрадиционного урока английского языка для младших школьников 22
2.1. Конспект урока английского языка для учеников 4-го класса в форме урока-путешествия 22
2.2. Преимущества использования формы урока-путешествия на уроке английского языка для учеников 4-го класса 29
Заключение 33
Список использованной литературы 36

Работа состоит из  1 файл

Курсовик 3й курс.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)

2.2. Преимущества использования формы урока-путешествия на уроке английского языка для учеников 4-го класса

Нетрадиционная форма урока  в виде путешествия позволяет  использовать на уроке массу интересных моментов: новых гостей, интересный маршрут и места назначения. Особенность нестандартного урока заключается в том, что нетрадиционные методы и приемы обучения не просто повышают мотивацию обучения детей, но и служат развитию тех или иных способностей. Урок-путешествие включает самый разнообразный дополнительный материал, тем самым расширяя лексическую и речевую базу учащихся.

Урок-путешествие привлекает внимание обучающихся, повышает их интерес к английскому языку и, как следствие, способствуют лучшему усвоению языкового материала.

При этом используются преимущества детской памяти, например прочность запоминания. Ребенок способен запоминать материал целыми блоками, как бы «впечатывать» его в память. Это происходит, когда у него создана соответствующая установка и ему очень важно запомнить тот или иной материал. Легче всего это происходит в игре. Так как произвольное внимание младших школьников очень короткое, то игровыми моментами нестандартными ситуациями можно привлечь их повышенное внимание, благодаря чему результат обучения будет выше. К примеру, знакомства с гостями на корабле, выбор капитана, маршрут путешествия.

Если для достижения успеха в  игре ребенку нужно совершить  какое-то речевое действие, то оно  осваивается почти без усилий. Игра создает прекрасные естественные условия для овладения языком, она помогает усвоению языка в любом возрасте, но в младшем школьном возрасте она особенно продуктивна. В этом  возрасте игра является способом приобщения к миру взрослых,  способом познания.

Например, удачным является использование гостя Лунтика – дети знают его по добрым мультфильмам. Фонетическая зарядка в игровой форме по действиям Лунтика дает возможность заинтересовать детей и увлекательно отработать фонемы.

Использование игры как способа  обучения устной речи в начальной школе позволяет учителю формулировать такие речевые задачи, в которых есть и мотив, и цель речевого действия и которые диктуют употребление необходимых образцов общения.

Английская лексика успешно  применяется в описании сказочных героев, которых дети сразу узнают и вспоминают по детским сказкам.

Данная форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах, и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

Английский детский фольклор, органично вплетенный в урок, также эффективно влияет на произношение английских слов.

Данный урок-путешествие направлен  на:

  • использование коллективных форм работы;
  • привитие интереса к предмету;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы;
  • активизацию деятельности учащихся;
  • при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал;
  • более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения.

Для развития навыков устной речи можно использовать игру в загадки. Эта игра помогает запомнить целые  фразы. Важно и то, что ученики  привыкают внимательно вслушиваться в речь собеседника и говорить, не задумываясь над грамматическими  формами. Загадки на цвета радуги как занимательный материал позволяют детям отгадать цвет и произнести по-английски. Составление загадок про животных активизирует мышление учеников, обогащает английский словарный запас.

Диалог проводится в виде ролевой игры, так как предполагает наличие определенных ролей: это беседы членов экипажа на корабле. Перед участниками диалога ставится речевая задача. В ходе урока учащиеся тренируются в монологической речи, в умении задавать проблемные вопросы дискуссионного характера.

Развитие речевых и познавательных способностей учащихся являются приоритетными при обучении английскому языку на начальном этапе. Данный урок строится как урок общения, максимально приближенный к естественному общению, чтобы дети как можно раньше почувствовали результат своих усилий. Условия реального общения легче всего моделируются в игре, которая является одним из ведущих видов деятельности для детей этого возраста. Выбранная нами форма проведения нетрадиционного урока-путешествия осуществляется через технологию учебной игры. Специфику игровой технологии определяют ролевые, лингвистические, познавательные и коммуникативные игры. Урок строится таким образом, что атмосфера игры «царит» на нем с первой и до последней минуты.                                                                                                 

 Задания, которые предлагаются  ребятам в игровой форме, быстро  сменяют друг друга, они яркие  и запоминающиеся. Элементы игры  заставляют учащихся мобилизовать  свои силы и все, имеющиеся  в арсенале знания, умения и навыки. Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности, развивать мышление, то есть способствует созданию ситуации успеха. И самое главное – учащиеся не так быстро устают. Чтобы дети не уставали  на протяжении всего занятия, им необходима подвижная деятельность и частая смена игр и заданий. Поэтому на уроках были применены игры различного характера, в том числе физкультминутки, которые так необходимы в данном возрасте.

Несмотря на игровые моменты, на представленном уроке сохранены  структурные элементы: организационный момент, фонетическая зарядка, речевая зарядка, физминутка и заключительный этап.

Таким образом, нетрадиционная форма  представленного урока позволяет  сочетать игровые моменты с обучением, что в синтезе дает положительный  результат по освоению материала  по английскому языку младшими школьниками.

По итогам второй главы мы сделали следующие выводы:

  1. Применение нетрадиционной формы урока привлекает внимание обучающихся, повышает мотивацию обучения детей, служит развитию языковых и коммуникативных способностей учеников и расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах.
  2. Использование игровых моментов позволяет удерживать произвольное внимание младших школьников, создает прекрасные естественные условия для овладения языком.
  3. Сформулированные в игровой форме речевые задачи содержат и мотив, и цель речевого действия и диктуют употребление необходимых образцов общения.
  4. Представленный конспект урока английского языка в 4 классе убедил, что использование различных нетрадиционных форм обучения, включая нестандартные уроки, дидактические, сюжетно-ролевые и другие игры, а так же занимательные задания и упражнения речевой направленности, является наиболее эффективным средством в обучении младших школьников англоязычному говорению.

Заключение

 

Нетрадиционные формы обучения поддерживают интерес учащихся к  предмету и повышают мотивацию обучения, формируют и развивают коммуникативную культуру школьников, языковую базу и общение на иностранном языке. Коммуникативная компетенция на подобных уроках присутствует во всех видах речевой деятельности: в произношении, прослушивании, чтении и письме. Учащиеся на таких уроках учатся сообщать информацию, расспрашивать, убеждать. Для повышения познавательного интереса использую разнообразные игры и наглядность. Каждый такой урок вносит свой специфический свойственный лишь ему вклад в решение задач.

Результат исследования и практика работы говорят о том, что эффективность  учебного процесса во многом зависит  от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или  иную форму проведения занятия.

Как известно, целью обучения иностранному языку в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся,  которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются нетрадиционные формы уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

В заключение исследования сформулированы следующие выводы:

  1. Специфика урока иностранного языка заключается в том, что в качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции учащихся. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур.
  2. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
  3. Развивающий и воспитывающий потенциал нетрадиционных форм урока можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:
  • формирование у учащихся интереса и уважения к культуре страны изучаемого языка;
  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности; 
  • развитие языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика.
  1. Уроки нетрадиционной формы имеют много плюсов: повышается интерес к познавательной деятельности, развивается творчество ребят, растёт уверенность учеников в своих силах, развиваются навыки групповой деятельности и, самое главное,  повышается учебная мотивация.
  1. Нетрадиционные формы уроков, которые можно использовать при обучении иностранному языку, многообразны: урок–спектакль, урок–праздник, видео-урок, урок-экскурсия, урок–интервью и другие формы занятий.
  2. Несмотря на разнообразие форм, нетрадиционные уроки по иностранному языку должны придерживаться методической структуры,  которая предусматривает проведение несколько обязательных этапов в определенной последовательности: организационный момент, фонетическая зарядка, речевая зарядка, физминутка и заключительный этап.
  3. В ходе курсовой работы была достигнута поставленная цель. Мы показали возможность использования нетрадиционных форм урока в начальной школе, направленной на решение задачи формирования базовых коммуникативных навыков на английском языке.
  4. Представленный конспект урока английского языка в 4 классе убедил, что использование различных нетрадиционных форм обучения, включая нестандартные уроки, дидактические, сюжетно-ролевые и другие игры, а так же занимательные задания и упражнения речевой направленности, является наиболее эффективным средством в обучении младших школьников англоязычному говорению.

Список использованной литературы

 

  1. Верисокин Ю.И. Видеофильм как средство повышения мотивации школьников при обучении иностранному языку. // Иностранный язык в школе –2003 - №5 –     С.31-34
  2. Владимирова Л.П. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранный язык в школе – 2002 - №3. С. 39-41
  3. Егоров О. Коммуникативная функция учебного занятия. // Учитель – 2001 - №1 – с. 52-54
  4. К проблеме базового образования по иностранным языкам в средней школе / И. Л. Бим, М. З. Биболетова, М. Л. Вайсбурд, Л. З. Якушина // Иностранный язык в школе – 2000 - №5 - С.25-31
  5. Кашина Е.Г. Традиции и инновации в методике преподавания иностранного языка. Учебное пособие для студентов филологических факультетов университетов. — Самара: Универс-групп, 2006. — 75 с.
  6. Колкер Я.М., Устинова Е.С. Практическая методика обучения иностранному языку. Учеб. пособие/Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
  7. Комаров А.С. Творческий подход к планированию урока английского языка. – М.: Педагогика, 2001. – 176 с.
  8. Лукьянчикова Н.В. Обучение иностранному языку на начальном этапе обучения. // Начальная школа – 2001 - №11 – с. 49-51
  9. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранному языку. // Иностранный язык в школе – 2000 - №4. С.14-19
  10. Подопригорова Л.А. Использование интернета в обучении иностранному языку. // Иностранный язык в школе – 2003 - №5 - С.25-31
  11. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка. // Иностранный язык в школе – 2001 – №2 - С. 14-19
  12. Программно-методические материалы. Иностранные языки. Начальная школа. – М.: Дрофа, 2001.
  13. Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-методических статей. – С.-Петербург, «Детство-Пресс», 2004.
  14. Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 232с.
  15. Савинова С. В., Гугучкина Е. Е. Нестандартные уроки в начальной школе. - Волгоград: Издательство «Учитель», 2001.
  16. Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к иностранному языку. – М.: дело, 2004. – 209 с.
  17. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: «Просвещение», 1999.
  18. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие. / Под ред.                    Е.И. Пассова, Е.С. Кузнецовой – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002.
  19. www.bolshe.ru
  20. www.festival.1september.ru

Информация о работе Нетрадиционный урок английского языка как одна из форм эффективного обучения и воспитания учащихся на младшей ступени в средней общеобра