Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:29, курсовая работа
Целью данного исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Объект исследования – младший школьник.
Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем Казахстана, о его молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями:
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку
К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания» [1, с.431].
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых нравственных свойств личности школьника.
В научном обосновании обновления содержания образования начальной ступени положена современная идея развивающего обучения, как носителя определенных умений, навыков, субъекта учебной деятельности, автора собственного видения мира, способного вступить в диалог с элементами разных культур в соответствии со своими индивидуально-возрастными особенностями.
Нравственное воспитание подрастающего поколения представляет собой многоплановый и многогранный процесс, связанный с другими педагогической деятельности. Изучение соответствующей отечественной и зарубежной научной литературы дает возможность составить представление о нравственном идеале, гуманизме и трудовой активности личности.
Социально-нравственные
Ряд исследователей освещает в своих работах проблемы нравственного воспитания младших школьников (Байсерке Л.А., Альмухамбетов Б.А., Танабаев У., Шнибекова Э.И., Иманов А.К., Лысенко Т.Ф., и др.)
Такие педагоги как Н.М.Болдырев, И.С.Марьенко, Л.А.Матвеева, Л.И.Божович и многие другие исследовали, нравственное воспитание рассматривают в разных аспектах. Однако решение задач нравственного воспитания в процессе формирования учебной деятельности не достаточно исследовано.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Объект исследования – младший школьник.
Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности.
Задачи:
Ознакомиться с феноменом возникновения нравственного воспитания.
Раскрыть сущность и природу нравственного воспитания, понятие нравственного воспитания в педагогике.
Рассмотреть содержание воспитательной работы учителя по формированию
нравственных качеств школьников в учебной деятельности
Провести опытно - экспериментальную работу
Дать анализ состояния проблемы нравственного воспитания школьников в теоретической литературе.
Выявить
условия нравственного
Практическая значимость заключаются в том, что педагогические условия обеспечивают эффективность учебной деятельности младших школьников, способствуют раскрытию и развитию духовно-нравственных качеств младших школьников, а именно, ответственность, доброжелательность, самостоятельность.
1 НРАВСТВЕННОЕ
ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ КАК
1.1
Феномен возникновения
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [3, с.191-192].
В становлении нравственного воспитания
как самостоятельной области исследования
можно выделить несколько этапов:
1этап: XI-XVIII вв.
II этап: XVIII - первая половина XIX века.
III этап: вторая половина XIX века.
IV этап: XX век. В рассмотрении данного этапа
можно выделить ряд подэтапов:
а) период до 1917 года,
б) советский период - 1917- 1990-ые гг.,
в) постсоветский период - 1990-ые гг. - по
настоящее время.
Остановимся на сущностной характеристике
каждого из этапов. Рассматривая первый
этап становления и развития нравственного
воспитания как научной теории можно выделить
ряд подэтапов.
Мыслителей XI - XIII веков объединяла идея
духовного совершенства личности, признания
личных нравственных качеств, отраженных
в летописях, хронографах, златоустниках.
Второй этап становления и развития нравственного воспитания как научной теории пришелся на XVIII - первую половину XIX века (А.Ф.Афтонасьев, И.Ф.Богданович, П.Н.Енгалычев, И.В.Киреевский, И.И.Новиков, А.Н.Радищев и др.).
Выдвигая идею общечеловеческого воспитания, педагоги XVIII века предлагали строить весь процесс воспитания на образцах добродетелей и примерах. В конечном счете в ребенке нужно воспитывать те добродетели и качества, которые принадлежат к доброму воспитанию, при помощи которых он может быть гражданином, полезным членом общества. В своих работах И.И.Бецкой определяет нравственные качества, которые необходимо формировать в школе: милосердие, любовь к ближнему, отечественный дух, благородную народную гордость, любовь к простоте и т.д. Большинство ученых - педагогов первой половины XIX века (И.Ф.Богданович, П.Н. Енгалычев, А.Ф. Афтонасьев, А.А. Ширинский -Шихматов, И.М. Ястребцов, А.Г.Ободовский) определили нравственное воспитание как процесс формирования нравственных привычек, чувств, способностей, добродетелей, нравственного сознания.
В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека» [4, с. 345]. Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного.» «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному - добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести» [5, с. 558].
С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами» [6, с. 414].
Мыслители разных веков трактовали понятие нравственности по-разному. Еще в древней Греции в трудах Аристотеля о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [7, с. 360].
А Ницше считал: «Быть моральным, нравственным, этичным - значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю». «Мораль - это важничанье человека перед ПРИРОДОЙ» [8, с. 289].
А что же говорить о детях? Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека» [9, с. 120].
Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам [10, с.352].
Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [11, с.102].
Многие
казахские ученые – просветители, писатели,
поэты в своих трудах уделяли внимание
нравственному воспитанию молодежи.
Суть нравственных идеалов
Чокана Валиханова – в борьбе против общественного
и нравственного зла в казахском обществе,
в осуждении лживой и дикой морали общественной
знати, утилитарного использования ими
в достижении своих эгоистических целей,
первичность понятий “совесть”, “справедливость”,
“долг” и др., в борьбе против ханжеской
религиозной морали. Путь развития нравственного
самосознания казахского народа – в его
просвещении. Чокан Валиханов справедливо
утверждал: “только знания и образование
придают человеку силы и являются великим
орудием в борьбе за просвещение и благосостояние
народа, только просвещение может вывести
казахский народ на путь свободы и нравственного
совершенства” [12, с. 196].
Ибрая Алтынсарына мы знаем как педагога – просветителя, ученого, поэта и прозаика, публициста и детского писателя. И можно смело утверждать, что вся эта многогранная деятельность великого человека пронизана размышлениями о сущности нравственности, смысле человеческого существования и счастья, нравственных мотивах поведения и отношений, воспитания высоконравственной личности. Важным источником нравственных воззрений Ибрая Алтынсарына являлось устное народное творчество, отражающее жизнь и быт, горе и счастье, патриотизм, традиции и обычаи народа. Об этом свидетельствует “Киргизская хрестоматия”.
Одна из основных тем
Таким
образом, по мнению Ибрая Алтынсарыну,
основу нравственности составляет образование
и воспитание: “Только постоянная забота
и нравственное воспитание формирует
в ребенке самые лучшие нравственные качества”,
“хорошо воспитанный ребенок впоследствии
остается добропорядочным человеком”.
Главными средствами нравственного воспитания
является труд, и пример родителей – утверждает
Ибрай Алтынсарын “Воспитание трудолюбия
у детей – главное средство борьбы против
тунеядства и лени”.
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе