Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:29, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Объект исследования – младший школьник.
Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

2.3  Динамика  развития нравственного опыта  у учащихся.

На последнем  этапе исследования учащимся  были предложены задания  ответить на вопросы: 

      Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

      Как обычно ведет себя ответственный человек?

      Как обычно ведет себя безответственный человек?

      Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

      Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

      Как обычно ведет себя недоброжелательный человек? 

     

Рис. 2 Анализ ответов и высказываний испытуемых учащихся 

     Анализ  ответов и высказываний испытуемых учащихся показывает, что нравственные знания неоднозначны для своей выборки. Показателем того, что испытуемые имеют относительно высокий уровень знаний о содержании моральных норм, является то, что они обычно видят нравственную проблему там, где она есть.

      В ситуации морального выбора, испытуемые данной группы обычно предлагают способы  поведения, соответствующие нравственной норме.

          В среднем 76,4% испытуемых с более высоким уровнем нравственного опыта.

      Помимо  количественного изменения, у некоторых  испытуемых  отмечались и некоторые  качественные особенности нравственного  опыта. Прежде всего, школьники, обосновывали свои ответы, стали чаще ориентироваться на содержание нравственной нормы. Повысилась способность выделять нравственную проблему в ситуациях нравственного выбора. Оценки поступков стали более критичны не только по отношению к другому человеку, но и к самому себе. 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.         

        Проблему нравственного воспитания исследовали и философы, и психологи, и педагоги – ученые. Но и сейчас она актуальна  На основе результатов исследования нами сделаны следующие выводы. Эффективность нравственного воспитания школьников возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной.      

       Проведенные мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.

         В своей работе мы провели социологическое исследование детей в возрасте 6-8 лет на предмет ценностных ориентаций.

               Опытная работа в школе №4 имени М.Горького показала необходимость проведения занятий по нравственному воспитанию с младшими школьниками. Хотя в опытном 1 «Б» классе теоретические знания преобладают над практическими умениями, все же работу по формированию нравственности надо продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития» (по теории развития Выгодского).        

 Этой  работой мы подтвердили «закономерность  нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру - …в результате будет добро». Только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.          

     Проводя подготовительный информационно-поисковый  анализ поставленной темы мы выдели следующие  важные, на наш взгляд, аспекты:

     - Важное условие формирования  нравственно здорового общества  обеспечение в культуре всех  членов общества приоритет тех  ценностей, которые объединяют нацию, укрепляют общество, государство, гарантируют безопасную жизнь человека, его права, свободы, мир на земле.

     - Ценности формирую смысл жизни  человека, (в самом широком понимании)  состоящий, в социальной деятельности,  в которой происходит опредмечивание деятельной сущности человека и которая направлена не на потребление, а на преобразование.

     - Дети судят о действиях людей  по их следствиях, а не по  намерениям. Для них любой поступок, приведший к отрицательному результату, является плохим независимо от того, совершен он случайно или преднамеренно, из плохих или хороших побуждений.

        Проведенные нами исследования подтвердили, что:

     - Младшие школьники не выделяют  такого эстетического аспекта  – как тенденция присваивания  чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.

     - Такие моральные понятия, как  взаимовыручка, солидарность, еще  не восприняты младшими школьниками,  они не переросли у них в  убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками.

     - Такое мощное чувство, как страх,  пока еще доминирует у них  над другими, в нравственном  отношении более высокими.

     Анализируя  нравственный опыт младшего школьника, мы видим, что хотя он и не велик, в нем  нередко уже имеются значительные изъяны. Дети не всегда добросовестны, старательны, правдивы, доброжелательны, горды.

     Все вышесказанное, подводит нас к выделению  необходимости в разработке средств  и методов, способных изменить ситуацию к лучшему.

     Вопрос ценностных ориентаций не исчерпаем. Каждая наука  трактует его по-своему, но неоспоримо влияние на формирование этих понятий  исторических, социальных, экономических  и политических процессов. Каждый человек  должен определить цель своей жизни и определить свои, и только свои ценностные ориентации. В современном мире трудно выжить, а ещё труднее жить достойно. И чтобы не стать расходном материалом в «машине» социальных преобразований, нужно найти своё место в жизни и обществе, определив смысл своей жизни. Ибо отсутствие этого смысла или его потеря равносильно гибели.

     Программа «Нравственное воспитание школьников в учебной деятельности» может способствовать повышению уровня воспитательной подготовки учащихся в школе, обеспечивая развитие нравственных качеств личности  в учебной деятельности.        

 И  наши дети, воспитанники станут  высоконравственными личностями: вежливыми,  внимательными к другим людям,  научатся бережно относиться  к труду. Не это ли главная  цель работы учителя? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

1.  Ушинский К.Д. Собрание сочинений - М.: 1985,т.2. с. 431

2. Кунанбаев А. “Избранное”, А –а, 1958 г. 365 
3. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4. с. 191-192

4.  Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. c. 345

5. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. - М.: 1979.  с.  558

  1. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, -М: 1995.c. 414
  2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах -М: 1984 , т.4.c. 360
  3. Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988. с. 289
  4. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2. с. 120
  5. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1988. c. 352
  6.   Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. - М.:  1979.  C. 102
  7. Валиханов Ч. “Собрание сочинений”, 5 том, А- а, 1961-1972 г. с. 196
  8. Ибрай Алтынсарын «Киргизская хрестоматия» (1879; 2 изд., 1906) с. 235
  9.   Жумабаев М. “Педагогика”, А –а, 1993 г. с. 112
  10.   Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе

  воспитания. - М.: Просвещение, 1979. С. 8-14

  1. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы          нравственного    школьников. - М.: Просвещение, 1981. C.58
  2. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: 1989. С. 320
  3. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. - М.: Просвещение,1977. С. 201
  4.   Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.  С. 541
  5. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. 1985. с. 89
  6. С.Л. Соловейчик Педагогика Для Всех (1977-1986), с. 150
  7. Климова-Фюгнерова Мирка. Эмоциональное воспитание в семье. Народная асвета. 1981 г. Минск. С. 142
  8. Калюжный А. А. “Роль учителя в нравственном воспитании школьников”, А –а, 1994 г.  с. 96
  9.   Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1987. С. 251-252
  10. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976. С. 154
  11. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978. С. 104
  12. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. - М.: Просвещение, 1978. C. 52
  13. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Автореферат. - Алматы, КазГУ им. С.М. Кирова, 1996. С.225
  14. Уледов А.К. Нравственное воспитание. - М.: Мысль, 1979.      С. 259
  15. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. - Алматы: Казгосиздат, 1999.с.  400
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

ВОПРОСЫ 

     ü Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь?

     ü Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь?

     ü Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке?

     ü Во время перемены один из твоих товарищей разбил окно. Ты случайно видел это. Товарищ не хочет сознаться. Назовешь ли ты его имя учителю? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  Б

     КОГДА ТЫ ВЫРАСТЕШЬ, ТЫ БУДЕШЬ…

     1. Красиво одеваться.

     2. Богатым.

     3. Очень умным.

     4. Властелином мира.

     5. Красивым.

     6. Всегда помогать людям.

     7. Пойдешь воевать.

     8. У тебя будет много друзей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  В

СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМОЧЬ ТОВАРИЩУ 

1. Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто ни будь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу. Что бы ты сделал?

2. Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Азамат тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал? При ответе, что дал бы свой, задавался дополнительный вопрос: «А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?»

3. Вечер, холодный февральский ветер стучит в окно. Ерлан, ученик 2 класса, только что приготовил уроки и сидит сейчас, читая интересную книгу. Посмотрев на часы, он вспоминает, что не купил хлеб. Он решает, что до прихода мамы он еще успеет это сделать. В это время кто – то позвонил в дверь. Посмотрев в глазок, Ерлан увидел, что это старый знакомый папы – дядя Серик. Он работает с папой и часто заходит к нам. Увидев, что это дядя Серик, Ерлан…

4. «Ваш товарищ на уроке затруднялся решить задание и просит вас помочь ему. Ваши действия?» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе