Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:29, курсовая работа
Целью данного исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Объект исследования – младший школьник.
Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности.
В данной работе мы использовали:
1. Вопросы (приложение А)
2. Социометрическая методика изучения ценностей (приложение Б)
Детям предлагается
расположить варианты в
Таблица № 1
Идёт контрольная работа. Твой товарищ не знает материала и просит дать списать. Ты выполнил работу правильно. Что ты сделаешь? | № | Ответы и обоснования |
1 | Я бы не дала, потому что он у меня в тетрадке ещё что-то сделает. Это плохо, за него будут делать, он ничему не научится. | |
2 | Нет, плохо делает тот, кто просит. Потому что нельзя так делать, нельзя обманывать учительницу. Тот, кто даст, тоже плохо сделает, но он не обманывает. | |
3 | Не дала бы. Учительница могла увидеть. Потом нельзя обманывать старших. | |
4 | Да, если он старался, то дам списать, а если не старался, то пусть получит «два» или «кол». | |
5 | Я бы не дал, плохо поступает мой товарищ, потому что он учительницу в школе не слушает. | |
6 | Я бы не дала списать, потому что списывать нельзя. Надо самому думать. Он будет списывать, ничего не будет знать, и останется на второй год. | |
7 | А я бы дала, т.к. он заступается за меня, когда другие мальчишки обижают. |
Таблица № 2
Ты не можешь решить контрольной работы. Твой товарищ предлагает списать у него. Как ты поступишь? | 1 | Откажусь, списывать – нехорошо. |
2 | Я поступлю глупо, если спишу, потому что на следующей контрольной работе я все равно ничего знать не буду. | |
3 | Лучше получить честную двойку, без обмана, не спишу. | |
4 | Я сам виноват, не возьму подсказку. Прогулял этот урок. | |
5 | Нет, я лучше еще немного сам подумаю. | |
6 | Я же отличница. Я всегда могу выполнить работу, но даже если бы не смогла, – не списала бы. | |
7 | А я бы взяла. Потому что плохо знала эту тему. |
Таблица № 3
Ты получил двойку и знаешь, что если родители узнают об этом, то накажут тебя. Сообщишь ли ты им о полученной оценке | 1 | Я бы не сказала. Не хочу, чтобы папа и мама меня наказывали. |
2 | Я бы стер двойку и написал тройку. Сказал бы, что учительница сама исправила, а то меня папка побьет. | |
3 | Я бы сразу не сказала. Не люблю, когда меня наказывают. | |
4 | Я поступил бы хорошо. Я получил бы «пять». А из-за двойки обманывать маму и папу нехорошо. Они меня за одну двойку простят. Вдруг еще на собрании скажут, тогда еще хуже будет. | |
5 | Нужно сначала исправить эту двойку, целый день сидеть, не вставая, заниматься, а потом ее вместе с хорошей оценкой показать. | |
6 | Я бы не показала. Я такая взрослая и получаю двойки – стыдно. | |
7 | Меня не пустят погулять – я лучше промолчу, а потом исправлю и скажу о двойке. |
Таблица № 4
Во время перемены один из
твоих товарищей разбил окно.
Ты случайно видел это. |
1. | Назову. Это не хороший человек. Нельзя разбивать окна. |
2. | Обманывать учительницу нельзя. Нужно сознаться. Или я ей все расскажу. | |
3. | Да, я все расскажу про него. А то все мальчишки станут окна бить. | |
4. | А я бы просто промолчал. Как ему будет трудно, если на него ябедничать будут. | |
5. | Я ничего не скажу, нехорошо подводить товарища, меня мама так учила. | |
6. | При всем классе я бы не назвала его фамилию, но потом бы я все рассказала. | |
7. | А я бы и потом не рассказала. Он же мой одноклассник. |
По первым двум вопросам мы видим 2 ответа соответствия моральным нормам из 7 – первый вопрос; 1 ответ соответствия из 7 – второй вопрос.
С первых дней обучения школьники узнают от учителя о таких правилах: нельзя списывать у другого, пользоваться подсказкой и давать списывать. Из приведенных ответов и обоснований мы видим, что в младших классах дети осуждают как тех, кто списывает, так и тех, кто дает списывать. В их оценках в той или иной форме выступает, прежде всего, отношение учителя к такому поведению. Младшие школьники не выделяют также такого эстетического аспекта – как тенденция присваивания чужого труда. Эту ситуацию дети рассматривали с точки зрения результативности процесса обучения. Авторитет учителя в данном случае определяющий.
По третьей ситуации мы обнаруживаем следующее: 3 соответствия моральным требованиям из 7 ответов.
В данном случае такие моральные понятия, как взаимовыручка, солидарность, еще не восприняты младшими школьниками, они не переросли у них в убеждения. Для них все еще важен авторитет учителя, а не отношения с одноклассниками. Только трое из семерых полагают, что в некоторых случаях неправда или просто умолчание допустима и даже необходима.
Известно, что школьников всегда пугает перспектива получения плохой оценки. Двойка – это стыд перед учителем и товарищами, удар по самооценке, по самолюбию. По четвертому вопросу складывается следующая картина:
Для младших школьников: 2 соответствия моральным требованиям из 7 ответов.
В этой ситуации принятие решения осложняется тем, что в качестве побудителей выступают несколько мотивов, которые могут быть конкурирующими. Положение усложняется тем, что два мотива, из которых только один должен определить поступок, по своей значимости являются для ребенка равносильными.
Для младших детей мотив «боязнь быть наказанным» оказался легче осознаваемым в силу того, что он им более знаком по опыту. Они очень хорошо знают, что, значит быть наказанным за плохую отметку. Поэтому такое мощное чувство, как страх, пока еще доминирует у них над другими, в нравственном отношении более высокими.
Изобразим графически полученные социометрические данные.
Когда ты вырастешь, ты будешь…
Сводные данные таковы,
1. Очень умным.
2. Богатым.
3. Править всем миром.
5. Красивым.
6. Всегда помогать людям.
7. У тебя будет много друзей.
Рис. 1 Социометрические данные
Выбор детей также свидетельствует о влиянии на их выбор тех взрослых, которые их окружают.
Значимым
становится то отношение, которое основывается
на внутренних потребностях, проявления,
так называемого детского максимализма
и завышенной самооценкой.
2.3 Формирование
у учащихся нравственного опыта.
Младший школьный возраст
Для формирования нравственной личности важны самостоятельные действия ребенка. Учителю желательно избегать давать детям готовые решения, чтобы не было отрыва воспитания от жизни. Весь воспитательный процесс должен строится так, чтобы ребенок получал возможность делать самостоятельный выбор поступка. Такие условия сплошь и рядом складываются в жизни, их можно создать в игре, учении, труде, внеклассных мероприятиях. Словом, ребенок должен научиться правильно действовать даже тогда, когда за ним не наблюдают.
На втором этапе исследования мы формировали у учеников первого класса ответственность и доброжелательность в процессе обучения. При этом содержание учебной деятельности не изменялось, менялся только характер ее протекания.
Воспитание нравственности
Чтение рассказов,
стихотворений, сказок и книг
помогают детям понять и
Общение детей возможно на
уроках математики, дети придумывают
примеры и задачи на какое-
Уроки, на которых дети испытывают радость от успешной общей работы, вызывают общие переживания, способствуют их нравственному воспитанию. Нравственное воспитание пронизывает весь учебный процесс.
Формирование ответственности проводилось по следующим направлениям:
организация взаимной деятельности учащихся на уроках;
анализ и оценка учителем процесса выполнения и результатов учебных заданий с нравственной точки зрения;
Доброжелательность формировалась следующим образом:
организация взаимопомощи учащихся при выполнении учебных заданий;
систематическое
проведение учителем анализа и оценки
взаимоотношений между
Как видно из указанных направлений формирования мы старались избегать прямого научения школьников, создавали условия только для расширения и углубления нравственного опыта, для развития нравственного сознания и самосознания учащихся.
На последнем этапе исследования учащимся
предлагались такие ситуации, в которых
они должны были помочь товарищу (приложение
В)
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе