Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:29, курсовая работа
Целью данного исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Объект исследования – младший школьник.
Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности.
В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарын содержание нравственного воспитания? Это – патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность [13, с. 235].
Абай Кунанбаев не писал специальных психолого-педагогических трудов, не занимался профессорско-педагогической деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и нравственно –эстетическими назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа.
Исключительное значение в моральной переделке личности Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим”. Высокие понятия чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе, Абай обогащал своими пони маниями долга и ответственности за все, что происходит вокруг него. Труд и просвещение народа, по мнению Абая, - это средства достижения нравственного идеала.
Таким образом, можно с полным
правом утверждать, что провозглашаемые
в прошлом столетии Чоканом Валихановым,
Ибраем
Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные
нормы, осуждающие с одной стороны подлость,
нечестность, распутство, безволие, лень,
злобу, и с другой стороны – возвышающие
любовь к труду, самоотверженную борьбу
за интересы народа, честность, справедливость,
ответственность, упорство в изучении
науки, их высшие этические идеалы не только
не утратили своего значения в наше время,
а приобрели новую силу звучания и требуют
самого пристального изучения и овладения,
прежде всего учащимися.
Магжан
Жумабаев – поэт, прозаик, переводчик,
педагог, все свое творчество пронизывал
мыслями о счастье своего народа. Проблемам
воспитания и обучения посвящено большое
количество публикаций,
ряд учебников и пособий “Родной язык
в начальной школе”, “Обучение грамоте”.
Главная тема Педагогики Жумабаева –
“превыше всего интересы человека и человечества”.
Целью нравственного
нравственно-ориентированного мышления
у ребенка, нравственного поведения и
деятельности. “Ребенок, - пишет педагог,
- совершает плохой поступок от неспособности
сделать нравственный выбор, представления
последствий того, что он сделает, ибо
решение этих задач требует от него определенных
усилий воли, наличия нравственных принципов
и моральных убеждений”. Жумабаев
утверждал принцип воспитания в обучении.
Он глубоко убежден в том, что “образование
только тогда имеет ценность, когда благотворно
воздействует на учеников”[14, с. 112].
Развитие морального сознания
ребенка происходит через
Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков [15, с. 8-14].
В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.
В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [16, с.58].
На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш и многих других [17, с. 320].
В
своих исследованиях они
«Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями [18, с.201].
В результате регламентированного характера процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у младшего школьника складываются нравственные знания, характерные для учебной деятельности, нравственные отношения, указывает И.Ф. Харламов.
Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны [19, с.541].
Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.
Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения [20, с. 89].
Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.
Духовно-нравственное
воспитание базируется на формирование
у детей потребностей, мотивов, познания
себя, достижения гармонии физического
и нравственно-духовного
В
этих целях предполагается:
Суть основных подходов к сущности нравственного воспитания заключается в следующем:
- Когнитивный
- процесс формирования
- Оценочно - эмоциональный подход - процесс
формирования оценочных суждений, характеризующих
отношение к нравственным ценностям,
взаимоотношения людей, устойчивость,
глубину и силу нравственных чувств.
- Мировоззренческий подход - процесс формирования
целостного нравственного представления
о природе, обществе, человеке, находящее
выражение в системе ценностей и нравственных
идеалов личности, общества.
- Поведенческий (деятельностный) подход
- процесс формирования устойчивых сознательных
навыков и привычек нравственного поведения;
свободного нравственного самоопределения
и самоуправления в процессе жизнедеятельности;
- Целостный подход - процесс формирования
и развития нравственно целостной личности
ребенка.
Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.
Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.
Что же представляет собой нравственное воспитание?
В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.
Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно [21, с.150].
Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…» «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине», – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.
Среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.
Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?
«Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:
Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.
Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.
Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).
Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе