Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 07:29, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является теоретическое обоснование возможности нравственного воспитания в процессе учебной деятельности.
Объект исследования – младший школьник.
Предмет исследования - нравственное воспитание младших школьников в учебной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по педагогике.doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

            В воспитании каких качеств видит Ибрай Алтынсарын содержание нравственного воспитания? Это – патриотизм, гуманизм, честность, скромность, справедливость, ответственность [13, с. 235].

             Абай Кунанбаев не писал специальных психолого-педагогических трудов, не занимался профессорско-педагогической деятельностью, но почти все его произведения пронизаны дидактическими и нравственно –эстетическими назиданиями, опирающиеся на интересы, нравственные идеалы и мудрость трудового народа.

       Исключительное значение в моральной переделке личности Абай предает воспитанию: “Если бы в моих руках была власть, я бы отрезал язык всякому, кто говорит, что человек неисправим”.  Высокие понятия  чести, добра, человеческого достоинства, жившие веками в народе, Абай обогащал своими пони маниями  долга и ответственности за все, что происходит вокруг него. Труд и просвещение народа, по мнению Абая, - это средства достижения нравственного идеала.

       Таким образом, можно с полным правом утверждать, что провозглашаемые в прошлом столетии Чоканом Валихановым, Ибраем 
Алтынсариным, Абаем Кунанбаевым моральные нормы, осуждающие с одной стороны подлость, нечестность, распутство, безволие, лень, злобу, и с другой стороны – возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, справедливость, ответственность, упорство в изучении науки, их высшие этические идеалы не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения, прежде всего учащимися. 
            Магжан Жумабаев – поэт, прозаик, переводчик, педагог, все свое творчество пронизывал мыслями о счастье своего народа. Проблемам воспитания и обучения посвящено большое количество публикаций, 
ряд учебников и пособий “Родной язык в начальной школе”, “Обучение грамоте”.  Главная тема Педагогики Жумабаева – “превыше всего интересы человека и человечества”.

          Целью нравственного воспитания  Жумабаев считает формирование 
нравственно-ориентированного мышления у ребенка, нравственного поведения и деятельности. “Ребенок, - пишет педагог, - совершает плохой поступок от неспособности сделать нравственный выбор, представления последствий того, что он сделает, ибо решение этих задач требует от него определенных усилий воли, наличия нравственных принципов и моральных убеждений”.  Жумабаев утверждал принцип воспитания в обучении. Он глубоко убежден в том, что “образование только тогда имеет ценность, когда благотворно воздействует на учеников”[14, с. 112]. 

       Развитие морального сознания  ребенка происходит через восприятие  и осознание содержания воздействий,  которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

      Необходимое звено в процессе нравственного  воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков [15, с. 8-14].

        В формировании  личности младшего школьника, с точки зрения С.Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения.

       В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках [16, с.58].

          На определение роли планирования, как в учебной деятельности, так и в нравственном поведении детей младшего школьного возраста было направлено внимание таких ученых как Л.А. Матвеева, Л.А. Регуш и многих других [17, с. 320].

      В своих исследованиях они обращаются к формированию нравственных мотивов поведения, оценки и самооценки нравственного поведения.

        «Практически любая деятельность имеет нравственную окраску», считает О.Г. Дробницкий, в том числе и учебная, которая, по мнению Л.И. Божович, «обладает большими воспитательными возможностями [18, с.201].

      В результате регламентированного характера  процесса, обязательного систематического выполнения учебных поручений у  младшего школьника складываются нравственные  знания, характерные для учебной деятельности, нравственные  отношения, указывает И.Ф. Харламов.

     Учителю принадлежит приоритетная роль в  воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному  труду. Учитель всегда является для  учащихся примером нравственности и  преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны [19, с.541].

      Специфической особенностью процесса нравственного  воспитания следует считать то, что  он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

      Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности школьника, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями школьник социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения [20, с. 89].

      Одна  из задач воспитания - правильно  организовать деятельность ребенка. В  деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения  могут влиять на изменение целей  и мотивов деятельности, что в свою  очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

    1. Сущность и природа нравственного воспитания, понятие нравственного воспитания в педагогике
 

     Духовно-нравственное воспитание базируется на формирование у детей потребностей, мотивов, познания себя, достижения гармонии физического  и нравственно-духовного развития, обогащения национальными и общечеловеческими  ценностями, стремление к взаимопониманию и взаимосогласию, утверждения добра и человеколюбия путем самосовершенствования и самореализации личных, интеллектуально-эмоциональных убеждениях учащихся. 

В этих целях предполагается: 

  1. Воспитание  учащихся в духе солидарности, национального  согласия, уважения и почитания культуры, традиций, языка других народов.
  2. Формирование у учащихся национальной гордости, уважения к родному языку.
  3. Реализация лучших традиций народной педагогики и на этой основе приобщение учащихся к культуре предков и межнациональных отношений.
  4. Разработка критериев сформированности духовно-нравственной культуры учащихся школы.
 

          Суть основных подходов к сущности нравственного воспитания заключается в следующем:

- Когнитивный  - процесс формирования самостоятельности  и устойчивости суждений о нравственных нормах, регулирующих взаимоотношения людей; формирования умения давать содержательную характеристику нравственным ценностям и анализировать, как именно они могут проявляться в поведении.  
- Оценочно - эмоциональный подход - процесс формирования оценочных суждений, характеризующих отношение к нравственным ценностям,  
взаимоотношения людей, устойчивость, глубину и силу нравственных чувств.  
- Мировоззренческий подход - процесс формирования целостного нравственного представления о природе, обществе, человеке, находящее  выражение в системе ценностей и нравственных идеалов личности, общества.  
- Поведенческий (деятельностный) подход - процесс формирования устойчивых сознательных навыков и привычек нравственного поведения; свободного нравственного самоопределения и самоуправления в процессе  жизнедеятельности;  
- Целостный подход - процесс формирования и развития нравственно целостной личности ребенка.

           Разъясним понятия воспитание, мораль, нравственность, обратившись к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова.

Воспитание  – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в  общественной жизни.

           Нравственность – правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.

           Мораль – правила нравственности, а также сама нравственность.

Что же представляет собой нравственное воспитание?

В. А. Сухомлинский отмечает, что воспитание – это  постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями.

            Писатель и педагог С. А. Соловейчик пишет: «Воспитание - это обучение нравственной жизни, то есть обучение нравственным средствам. Воспитывая детей, мы учим их добиваться своих целей за свой счёт – пользуясь лишь нравственными средствами. Нравственность (определяемая вопросом «за чей счёт?») указывает нижнюю границу возможных для человека действий и поступков; через требования нравственности переступить невозможно [21, с.150].

           Нравственные ценности, ориентиры и убеждения личности заключаются в семье. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.

             Выдающийся философ В. В. Розанов отмечал: «… лишь семья, лишь она одна может воспитать в детях существеннейшие стороны культуры, привить её самые одухотворённые, эфирные частицы…» «Духовная атмосфера здоровой семьи призвана привить ребёнку потребность в чистой любви, склонность к мужественной искренности и способность к спокойной и достойной дисциплине», – писал в 1962 году философ И. А. Ильин.

          Среди многих ценных человеческих качеств доброта – главный показатель развитости человеческого в человеке… Понятие «добрый человек» - очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, способность к самоотречению во имя блага других, честность, совестливость, правильное понимание смысла жизни и счастья, чувство долга, справедливость, трудолюбие». Это всё – понятия нравственности.

         Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка?   

   «Моральное сознание человека, или нравственный мир личности, включает в себя три уровня:

  1. мотивационно-побудительный;
  2. эмоционально-чувственный;
  3. рациональный, или умственный.

           Каждый из этих уровней состоит из элементов, составляющих суть нравственного мира человека.

            Мотивационно-побудительный уровень содержит мотивы поступков, нравственные потребности и убеждения. Нравственное воспитание только тогда носит правильный характер, когда в основе его лежит побуждение детей к развитию, когда сам ребёнок проявляет активность в своём нравственном развитии, то есть, когда он сам хочет быть хорошим. Этот уровень наиболее важный, именно здесь коренятся истоки поведения человека, осуждаемые или одобряемые людьми и обществом, приносящие добро или зло, пользу или вред.

            Чувственно-эмоциональный уровень состоит из нравственных чувств и эмоций. Эмоции, как известно, бывают положительными (радость, благодарность, нежность, любовь, восхищение и т. п.) и отрицательными (гнев, зависть, злость, обида, ненависть).

Информация о работе Нравственное воспитание младших школьников в учебно-воспитательном процессе