Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение общности осужденных как объекта и субъекта воспитательного процесса.
Объект работы – общности осужденных. Предмет – общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Коллектив осужденных: понятие, особенности и этапы развития…..4
2. Отрядная система в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи……………………………..11
3. Роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними…………….18
Заключение……………………...………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по Пенитенциарной педагогике.docx

— 65.27 Кб (Скачать документ)

     Тема  № 5. Общности осужденных как объект и субъект  воспитательного  процесса. 
 

     ПЛАН:

                                                                                                                       Стр.

    Введение…………………………………………………………………....2

  1. Коллектив осужденных: понятие, особенности и этапы развития…..4
  2. Отрядная система в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи……………………………………………………………………………..11
  3. Роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними………………………………………...……….18

    Заключение……………………...………………………………………...27

    Список используемой литературы………………………………………29 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Введение: 

     В настоящее время оперативная  обстановка в исправительных учреждениях  характеризуется как стабильно  напряженная. Деятельность персонала  ИУ, в том числе и воспитательная работа, часто сталкивается с организованным противодействием со стороны осужденных. Это противодействие может быть как скрытым, так и открытым. В  основном оно исходит от групп  отрицательной направленности, осужденных, придерживающихся уголовных, так называемых воровских традиций.

     Воспитательный  процесс - определенное, целеустремленное и систематическое воздействие  на психологию воспитуемого, чтобы  привить ему качества, желательные  воспитателю. Воспитательный процесс  в пенитенциарных учреждениях имеет  своей целью исправление и  перевоспитание лиц совершивших  преступления, осужденных к лишению  свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему  мер, осуществляемых по отношению к  осужденным, отбывающим наказание в  виде лишения свободы.

     Нахождение  в местах лишения свободы зачастую не только разрушает сложившуюся  ранее систему отношений человека с людьми, но и для преодоления  чувства одиночества и дефицита в общении подталкивает осужденных к поиску друзей, единомышленников. В итоге на основе общности интересов, чувства симпатии по схожести судеб, профессионального, криминального  опыта или национальному признаку внутри исправительного учреждения и образуются неформальные малые  группы осужденных. Они имеют разную численность, устойчивость и направленность по отношению к целям исправительного  учреждения и общим требованиям  жизни в коллективе осужденных.

     В курсовой работе мне необходимо раскрыть тему: «общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса». Актуальность данной темы заключается в том, что традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами основные детерминанты закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок. При этом разложение малых групп отрицательной направленности в исправительных учреждениях осуществляется через специальные воздействия на их лидера, через выявление и пресечение противоправных каналов и способов криминогенного общения и взаимодействия членов асоциальной группы, через развенчание истинной сути воровских традиций и обычаев (например, «воровского общака, «прописки» и др.).

     К настоящему времени пенитенциарные психологи разработали научно обоснованные рекомендации по воздействию на стихийные  социально-психологические явления  в среде осужденных по пресечению слухов, преодолению негативных последствий  «зоновской моды», воздействию на различные  виды толпы и в ситуациях паники осужденных.

     Цель данной работы – изучение общности осужденных как объекта и субъекта воспитательного процесса.

     Объект работы – общности осужденных.

     Предмет – общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса.

     Для раскрытия данной темы мы выделили следующие задачи:

  1. определение понятия коллектива осужденных, особенностей и этапов развития;
  2. рассмотрение отрядной системы в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи;
  3. раскрыть роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними.
 
 

     1.Коллектив  осужденных: понятие,  особенности и  этапы развития.

     Под коллективом понимается организованная общность людей, сплоченных совместной общественно полезной деятельностью. Идея единого коллектива принадлежит  А.С. Макаренко, она воплотилась в  его теоретической концепции  создания и развития коллектива как  особым образом организованной контактной группы, а также в его практической деятельности по воспитанию несовершеннолетних правонарушителей. 1
     «Требования коллектива являются воспитывающими главным образом по отношению к тем, кто участвует в требовании. Здесь личность выступает в новой позиции воспитания – она не объект воспитательного влияния, а его носитель – субъект, но субъектом она становится, только выражая интересы всего коллектива и воспитание коммунаров достигается не путем чьей-нибудь проповеди или нравоучений, а исключительно из жизни, работы, стремления самого коллектива».2

     Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучением каждого из членов, продолжением отбора и изменением этих групп Значительный интерес в этом отношении представляет воспитательная деятельность А.С. Макаренко, который писал: «Я то и дело пересматривал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки зрения социальной и человеческой ценности».3

     Процесс создания коллектива в колонии во всех случаях проходит при активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться к укреплению самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозависимости и взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание воздействия на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. Это определяет развитую систему и специфичность тех методов воздействия, которые должны применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны обеспечивать определенное воспитательное воздействие одновременно и на конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должны переплетаться и дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателя направлены на коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действие на каждого осужденного.

     Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных, каждому  воспитателю необходимо иметь ясное  представление о его структуре, об удельном весе каждой входящей в  него группировки и о месте  личности в данном коллективе. Главное  место в этой структуре занимает актив. Это группа осужденных, которые  твердо встали на путь исправления, принимают  активное участие в трудовом процессе и общественной жизни, и что самое главное, активными действиями способствуют перевоспитанию других осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.

     Группа  резерва - это осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.

     Группа  пассива - осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации.

     Последней является группа трудновоспитуемых, к которым относятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся активно противодействовать положительному воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и коллективы.

     Коллектив осужденных как довольно большая  социальная общность характеризуется  рядом признаков.4

     Во-первых, коллектив осужденных является общностью закрытого типа, он ограничен в связях с другими коллективами, общественными и государственными организациями, не наделен полномочиями выступать от своего имени.

     Во-вторых, коллективу осужденных присущ такой  признак, как строгая регламентация  совместной трудовой деятельности, учебы, досуга и т. п. В целях развития навыков коллективизма у осужденных, поощрения их полезной инициативы, а также использования влияния  коллектива на исправление и перевоспитание осужденных в исправительных и воспитательных учреждениях создаются самодеятельные организации осужденных, работающих под руководством администрации  этих учреждений.

     В-третьих, коллектив осужденных характеризуется  большим разнообразием входящих в него людей, которые отличаются не только по национальному, возрастному, профессиональному признакам, но и  по степени аморальности, педагогической запущенности, криминальной зараженности.

     Все отношения в коллективе осужденных делятся на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).

     В системе официальных отношений  в коллективе осужденных отражаются объективные связи и отношения  лиц, лишенных свободы, возникающие  в процессе выполнения ими разнообразных  функций. Эти отношения являются результатом их официальной расстановки  в соответствии с законом и  ведомственными нормативными актами, которые определяют статус каждого  осужденного в коллективе. Одни осужденные являются руководителями (бригадир, звеньевой, член секции), другие - руководимыми, подчиненными.

     Особое  внимание уделяется подбору, расстановке  и воспитанию актива, организации  действенного трудового соревнования между группами (бригадами, отрядами), правильному сочетанию функций  управления и самоуправления с учетом специфики данного исправительного  учреждения.

     Неофициальная структура коллектива осужденных складывается на основе межличностных отношений, которые возникают стихийно в  связи с общностью взглядов, интересов  людей, отбывающих наказание, а также  симпатий или антипатий, враждебности и других чувств.

     Степень расслоения жизни в исправительном учреждении на официальную и неофициальную, а также степень «социальной вредности» последней различны. «В одних ИТУ неофициальные отношения сближены с официальными и служат делу исправления и перевоспитания осужденных, в других они существенно не влияют на карательно-воспитательный процесс, в-третьих - между официальными и неофициальными отношениями существуют глубокие противоречия, поскольку неофициальная жизнь получает определенное оформление в виде своеобразных «законов», «норм», «традиций»».5

     Отличительной особенностью жизни осужденных в  исправительном учреждении является то, что они объединяются в так  называемые малые группы, которые  возникают стихийно. Малые группы имеются в любом коллективе, на всех стадиях его развития. В исправлении  и перевоспитании осужденных они  играют особую роль: в них с особой силой действуют механизмы подражания, внушения, соперничества и самоутверждения, что нередко оказывает решающее влияние на поведение осужденных.

     В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными  привычками, установками, традициями. Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и  личностью осужденного, всегда стоит  малая группа. Воспитатель и коллектив  приходят в соприкосновение с  личностью осужденного не только прямо и непосредственно, но и  через малую группу.

     И от того, на чьей стороне находится  группа, во многом зависит успех  воздействия на конкретную личность.

     Малым группам осужденных присущи следующие  особенности:

  • как правило, они создаются стихийно, а не по воле и желанию администрации;
  • микрогруппы взаимодействуют друг с другом по-разному (от дружбы до прямой вражды);
  • в них существует иерархическая структура отношений и зависимостей («система ролей»);
  • члены группы обычно совместно питаются, делят между собой получаемые посылки, продукты, купленные в ларьке;
  • в группах хорошо поставлена информация;
  • для них характерно избирательное отношение к «своим» и «чужим»;
  • в каждой группе действуют свои ценности и ориентации, имеет место групповая убежденность.

Информация о работе Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса