Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель данной работы – изучение общности осужденных как объекта и субъекта воспитательного процесса.
Объект работы – общности осужденных. Предмет – общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса.
Введение…………………………………………………………………....2
1. Коллектив осужденных: понятие, особенности и этапы развития…..4
2. Отрядная система в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи……………………………..11
3. Роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними…………….18
Заключение……………………...………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………29
Тема
№ 5. Общности осужденных
как объект и субъект
воспитательного
процесса.
ПЛАН:
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………...………………………
Список
используемой литературы………………………………………29
Введение:
В настоящее время оперативная обстановка в исправительных учреждениях характеризуется как стабильно напряженная. Деятельность персонала ИУ, в том числе и воспитательная работа, часто сталкивается с организованным противодействием со стороны осужденных. Это противодействие может быть как скрытым, так и открытым. В основном оно исходит от групп отрицательной направленности, осужденных, придерживающихся уголовных, так называемых воровских традиций.
Воспитательный процесс - определенное, целеустремленное и систематическое воздействие на психологию воспитуемого, чтобы привить ему качества, желательные воспитателю. Воспитательный процесс в пенитенциарных учреждениях имеет своей целью исправление и перевоспитание лиц совершивших преступления, осужденных к лишению свободы. Этот процесс представляет собой весьма сложную систему мер, осуществляемых по отношению к осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы.
Нахождение
в местах лишения свободы зачастую
не только разрушает сложившуюся
ранее систему отношений
В курсовой работе мне необходимо раскрыть тему: «общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса». Актуальность данной темы заключается в том, что традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами основные детерминанты закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок. При этом разложение малых групп отрицательной направленности в исправительных учреждениях осуществляется через специальные воздействия на их лидера, через выявление и пресечение противоправных каналов и способов криминогенного общения и взаимодействия членов асоциальной группы, через развенчание истинной сути воровских традиций и обычаев (например, «воровского общака, «прописки» и др.).
К
настоящему времени пенитенциарные
психологи разработали научно обоснованные
рекомендации по воздействию на стихийные
социально-психологические
Цель данной работы – изучение общности осужденных как объекта и субъекта воспитательного процесса.
Объект работы – общности осужденных.
Предмет – общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса.
Для раскрытия данной темы мы выделили следующие задачи:
1.Коллектив осужденных: понятие, особенности и этапы развития.
Процесс создания коллектива сопровождается постоянным изучением каждого из членов, продолжением отбора и изменением этих групп Значительный интерес в этом отношении представляет воспитательная деятельность А.С. Макаренко, который писал: «Я то и дело пересматривал их состав и раскладывал его на кучки, классифицируя с точки зрения социальной и человеческой ценности».3
Процесс создания коллектива в колонии во всех случаях проходит при активном участии воспитателя. Воспитатель должен стремиться к укреплению самосознания коллектива, чувства коллективизма, взаимозависимости и взаимоответственности. Его деятельность направляется на оказание воздействия на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в целом. Это определяет развитую систему и специфичность тех методов воздействия, которые должны применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны обеспечивать определенное воспитательное воздействие одновременно и на конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должны переплетаться и дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателя направлены на коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действие на каждого осужденного.
Для того чтобы правильно воздействовать на коллектив заключенных, каждому воспитателю необходимо иметь ясное представление о его структуре, об удельном весе каждой входящей в него группировки и о месте личности в данном коллективе. Главное место в этой структуре занимает актив. Это группа осужденных, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовом процессе и общественной жизни, и что самое главное, активными действиями способствуют перевоспитанию других осужденных. Чем больше группа активистов, тем, естественно, легче вести воспитательную работу и тем, как правило, выше оценивается потенциал коллектива в целом.
Группа резерва - это осужденные, которые твердо встали на путь исправления, принимают активное участие в трудовой деятельности, но по собственной инициативе не оказывают помощи в перевоспитании других лиц.
Группа пассива - осужденные, колеблющиеся в выборе стратегии своего поведения. Поступки их в значительной степени зависят от создавшейся ситуации.
Последней является группа трудновоспитуемых, к которым относятся лица, не только не вставшие на путь исправления, но и уклоняющиеся от участия в трудовом процессе, стремящиеся активно противодействовать положительному воспитательному воздействию администрации и активной части осужденных. Эта группа в союзе с осужденными из группы пассива может разлагающе действовать на весь коллектив. Если нельзя положительно воздействовать на отдельных членов этой группы, целесообразно бывает прибегнуть к переводу их в другие, более сильные подразделения и коллективы.
Во-первых, коллектив осужденных является общностью закрытого типа, он ограничен в связях с другими коллективами, общественными и государственными организациями, не наделен полномочиями выступать от своего имени.
Во-вторых,
коллективу осужденных присущ такой
признак, как строгая регламентация
совместной трудовой деятельности, учебы,
досуга и т. п. В целях развития
навыков коллективизма у
В-третьих, коллектив осужденных характеризуется большим разнообразием входящих в него людей, которые отличаются не только по национальному, возрастному, профессиональному признакам, но и по степени аморальности, педагогической запущенности, криминальной зараженности.
Все отношения в коллективе осужденных делятся на официальные (формальные) и неофициальные (неформальные).
В системе официальных отношений в коллективе осужденных отражаются объективные связи и отношения лиц, лишенных свободы, возникающие в процессе выполнения ими разнообразных функций. Эти отношения являются результатом их официальной расстановки в соответствии с законом и ведомственными нормативными актами, которые определяют статус каждого осужденного в коллективе. Одни осужденные являются руководителями (бригадир, звеньевой, член секции), другие - руководимыми, подчиненными.
Особое
внимание уделяется подбору, расстановке
и воспитанию актива, организации
действенного трудового соревнования
между группами (бригадами, отрядами),
правильному сочетанию функций
управления и самоуправления с учетом
специфики данного
Неофициальная структура коллектива осужденных складывается на основе межличностных отношений, которые возникают стихийно в связи с общностью взглядов, интересов людей, отбывающих наказание, а также симпатий или антипатий, враждебности и других чувств.
Отличительной
особенностью жизни осужденных в
исправительном учреждении является то,
что они объединяются в так
называемые малые группы, которые
возникают стихийно. Малые группы
имеются в любом коллективе, на
всех стадиях его развития. В исправлении
и перевоспитании осужденных они
играют особую роль: в них с особой
силой действуют механизмы
В малой группе воспитателю приходится иметь дело с групповой убежденностью, групповыми интересами, повседневными привычками, установками, традициями. Между воспитателем и осужденным, как и между коллективом и личностью осужденного, всегда стоит малая группа. Воспитатель и коллектив приходят в соприкосновение с личностью осужденного не только прямо и непосредственно, но и через малую группу.
И от того, на чьей стороне находится группа, во многом зависит успех воздействия на конкретную личность.
Малым группам осужденных присущи следующие особенности:
Информация о работе Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса