Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:23, курсовая работа
Цель данной работы – изучение общности осужденных как объекта и субъекта воспитательного процесса.
Объект работы – общности осужденных. Предмет – общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса.
Введение…………………………………………………………………....2
1. Коллектив осужденных: понятие, особенности и этапы развития…..4
2. Отрядная система в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи……………………………..11
3. Роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними…………….18
Заключение……………………...………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………29
Совет воспитателей отряда является постоянно действующим общественным формированием, призванное оказывать необходимую помощь и содействие начальнику отряда в организации и проведении эффективной воспитательной работы по обеспечению исполнения наказания. В его состав входят: начальник отряда (председатель), по предложению которого членами совета могут быть имеющие навыки и умение работы с осужденными инженерно-технические работники, сотрудники отделов охраны, безопасности, оперативного, специального, преподаватели общеобразовательных школ, и профессиональных училищ, представители общественных объединений.
В своей работе он руководствуется уголовно-исполнительным кодексом РФ, Законом РФ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, иными законодательными, ведомственными актами Министерства юстиции РФ.
Совет воспитателей отряда, как правило, намечает мероприятия:
Вывод:
Таким образом, основные проблемы отрядной системы выглядят следующим образом:
-
определение педагогически
-
создание стабильных
-
превращение начальников
-
формирование совета
-
приведение в соответствие социально-правового
статуса начальника отряда, организационно-управленческой
структуры отрядного звена.
3.
Роль психолога
в изучении общностей
осужденных и организации
воспитательной работы
с ними.
Одной
из важнейших задач наказания
является исправление осужденного,
что невозможно без изучения его
личности, без выявления тех черт,
которые привели к совершению
преступления и должны быть искоренены.
С другой стороны, важно знать
и то хорошее, что есть в человеке,
на что можно опираться в
Изучение
личности осужденного помогает решить
целый ряд важных вопросов функционирования
мест лишения свободы - комплектования
бригад и отрядов, формирования самодеятельных
организаций, общеобразовательных
и профессионально-технических
Обязанность изучения личности осужденных закреплена в законе. Часть 4 ст. 109 УИК РФ устанавливает, что «воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений».
Сотрудники психологической службы осуществляют изучение общностей осужденных и оказывают им психологическую помощь принимают участие в организации воспитательной работы с ними. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется с их согласия.
В рамках активно развивающейся в УИС России психологической службы использование методов изучения личности и среды осужденных осуществляется в нескольких направлениях: а) составление психологических характеристик (портретов) осужденных; б) прогноз поведения отдельных (группы) осужденных; в) для психокоррекции поведения осужденных (группы); г) разработка рекомендаций по индивидуализации исправительных воздействий.
Знание психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации взаимодействия с ними, для достижения целей их исправления. Знание психологии личности помогает определить наиболее целесообразный путь позитивных изменений, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к каждому осужденному.
Изучение
личности осужденного способствует
профилактике нарушений со стороны
отрицательно настроенных осужденных,
формированию положительной психологической
атмосферы в коллективе осужденных,
повышению эффективности
Зная
прошлое и настоящее
В
настоящее время исследования в
области пенитенциарной психологии
идут в направлении типологизации
и изучения отдельных категорий
осужденных. В исправительных учреждениях
представляет особый интерес изучение
вновь прибывших в
Понять, изучить, оценить личность и группу осужденных, правильно определить эффективные приемы и средства воздействия на конкретных лиц «в обход» психологической науки невозможно. Роль психолога учреждения в выборе адекватных способов управления спецконтингентом, построении такого общения между сотрудниками и осужденными, которое опиралось бы и на соответствующую правовую базу, и на принципы гуманности, переоценить трудно. Он должен не только сам быть психологически грамотен в данном вопросе, но и направлять по правильному пути других сотрудников ИУ.
Не
случайно в числе других аспектов
оценки эффективности деятельности
исправительного учреждения (правовой,
экономический, технический) называют
и психолого-педагогический аспект,
который ориентирует работников
аппарата управления на необходимость
активного учета и
Роль психолога ИУ в оказании помощи руководителю исправительного учреждения в работе с осужденными весьма значительна. Огромную роль всегда играют изучение общностей осужденных: личные встречи с осужденными, индивидуальные беседы, прием по личным вопросам, посещение штрафного изолятора, выступления по различным поводам перед группой осужденных. Кроме того, неотъемлемой задачей управленческой деятельности психолога является курирование подчиненных ему сотрудников ИУ в проведении воспитательной работы с осужденными, особенно с личностями отрицательной направленности. Он должен уметь не только квалифицированно оценить действия того или иного сотрудника, но и при необходимости предложить наиболее действенный метод воздействия на осужденных «группы риска». Только активное участие всех работников ИУ в воспитательной работе может усилить положительное воздействие на осужденных, противопоставить его влиянию отрицательно направленных группировок и отдельных лиц.
Одним из ведущих принципов воспитания является принцип уважения и требовательности к воспитуемому. Однако в исправительном учреждении отношение сотрудника к осужденному, особенно нарушителю, не всегда строится на полном уважении и доверии; иногда, утверждают даже, что осужденному необходимо почаще напоминать о том, что он преступник. Однако, как показывает практика, если с человеком обращаются как с нижестоящим, он часто приходит к представлению о себе как о низшем существе, и его поведение может стать инфантильным или агрессивным. Вот почему создание доброжелательной, но высокотребовательной атмосферы в общении с осужденными представляет важное психолого-педагогическое требование, без которого немыслимо осуществление позитивной управленческой деятельности.
В
исследованиях ряда авторов, важная
роль в работе с личностью отрицательной
направленности отводиться воздействию
коллектива осужденных. Однако следует
признать, что на формирование коллектива
и ИУ оказывают влияние личностные
особенности осужденных и их взаимоотношения,
причем осужденные сознают, что они
находятся в отрицательной
Думается, что не следует переоценивать воспитательные возможности коллектива осужденных в ИУ. Несомненно, что подобному коллективу должны быть присущи такие функции, как воспитательная, когда коллектив становиться носителем определенных нравственных убеждений, и функция стимулирования, т.е. коллектив способствует формированию социально ценных стимулов деятельности каждого из своих членов. Но в реальности, коллектив осужденных редко достигает такого уровня развития, отношение личности к коллективу не всегда является позитивным и уважительным, что необходимо учитывать при попытке оказать положительное влияние на осужденного отрицательной направленности, используя мнение коллектива.
Огромную роль занимает психолог в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними, выполняя следующие функции: 18
Диагностическая - заключается в углубленном, объективном и всестороннем изучении личности, выявлении и описании ее индивидуальных психологических особенностей, условий формирования, постановке психологического диагноза и написании психологического портрета, установлении лиц, относящихся к "группе риска" и требующих постановки на профилактический учет психолога, изучении социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников и т.п.), динамики социально-психологических явлений, процессов, состояний.
Прогностическая
и психопрофилактическая - состоит
в прогнозировании
Информация о работе Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса