Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение общности осужденных как объекта и субъекта воспитательного процесса.
Объект работы – общности осужденных. Предмет – общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Коллектив осужденных: понятие, особенности и этапы развития…..4
2. Отрядная система в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи……………………………..11
3. Роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними…………….18
Заключение……………………...………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по Пенитенциарной педагогике.docx

— 65.27 Кб (Скачать документ)

     Совет воспитателей отряда является постоянно  действующим общественным формированием, призванное оказывать необходимую  помощь и содействие начальнику отряда в организации и проведении эффективной воспитательной работы по обеспечению исполнения наказания. В его состав входят: начальник отряда (председатель), по предложению которого членами совета могут быть имеющие навыки и умение работы с осужденными инженерно-технические работники, сотрудники отделов охраны, безопасности, оперативного, специального, преподаватели общеобразовательных школ, и профессиональных училищ, представители общественных объединений.

     В своей работе он руководствуется  уголовно-исполнительным кодексом РФ, Законом РФ от 21 июля 1993 года «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, иными законодательными, ведомственными актами Министерства юстиции РФ.

     Совет воспитателей отряда, как правило, намечает мероприятия:

  • Во-первых, по организации воспитательной работы с осужденными и реализует их на практике;
  • во-вторых, по решению вопросов, направленных на улучшение устойчивых навыков право послушного поведения, бережного отношения к имуществу всех форм собственности;
  • в-третьих, по оказанию помощи в работе самодеятельных организаций, подготовке собраний осужденных, оформлении наглядной агитации;
  • в-четвертых, в содействии разрешению жалоб и заявлений осужденных, их социальной реабилитации после освобождения из исправительных учреждений;
  • в-пятых, по организации отпусков без выезда за пределы исправительных учреждений;
  • в шестых, в обсуждении характеристик на осужденных при аттестовании, представлении к условно-досрочному освобождению, переводу в исправительные колонии - поселения, на улучшенные условия содержания по изучению личности осужденных, обращая особое внимание на злостных нарушителей установленного порядка (ст. 116 УИК).

     Вывод:

     Таким образом, основные проблемы отрядной системы выглядят следующим образом:

     - определение педагогически наиболее  целесообразной организационной структуры отрядов (принципов и методов комплектования, достижения стабильности подразделения коллектива и его производственно-хозяйственной деятельности, нормативно-правовое закрепление;

     - создание стабильных самодеятельных  организаций осужденных (методика  комплектования, участие в трудовом  соревновании);

     - превращение начальников отрядов  в организаторов исправительного  процесса (его должность подлежит  замещению лицами начальствующего  состава, имеющими высшее или  среднее специальное образование,  статус, разгрузка от несвойственных функций, руководство советом воспитателей, самодеятельными организациями);

     - формирование совета воспитателей  из наиболее подготовленных и  имеющих навыки и умения в  работе с осужденными сотрудников,  преподавателей школ и профессиональных  училищ, представителей общественных  формирований;

     - приведение в соответствие социально-правового статуса начальника отряда, организационно-управленческой структуры отрядного звена. 

     3. Роль психолога  в изучении общностей  осужденных и организации  воспитательной работы  с ними. 

     Одной из важнейших задач наказания  является исправление осужденного, что невозможно без изучения его  личности, без выявления тех черт, которые привели к совершению преступления и должны быть искоренены. С другой стороны, важно знать  и то хорошее, что есть в человеке, на что можно опираться в проведении воспитательной работы.

     Изучение  личности осужденного помогает решить целый ряд важных вопросов функционирования мест лишения свободы - комплектования бригад и отрядов, формирования самодеятельных организаций, общеобразовательных  и профессионально-технических школ, индивидуализации воспитательной работы. Без изучения личности осужденного  нельзя эффективно применять меры взыскания  и поощрения, изменять условия отбывания  наказания, переводить осужденных из одного вида исправительного учреждения в  другой. Наконец, изучение личности осужденного  позволяет судить о результатах  исправления и, следовательно, о  возможности представления осужденного  к условно-досрочному освобождению, к замене неотбытой части лишения  свободы более мягким видом наказания  или к помилованию.

     Обязанность изучения личности осужденных закреплена в законе. Часть 4 ст. 109 УИК РФ устанавливает, что «воспитательная работа с  осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств  совершенных ими преступлений».

     Сотрудники  психологической службы осуществляют изучение общностей осужденных и  оказывают им психологическую помощь принимают участие в организации воспитательной работы с ними. Участие осужденных в мероприятиях, связанных с оказанием психологической помощи, осуществляется с их согласия.

     В рамках активно развивающейся в  УИС России психологической службы использование методов изучения личности и среды осужденных осуществляется в нескольких направлениях: а) составление психологических характеристик (портретов) осужденных; б) прогноз поведения отдельных (группы) осужденных; в) для психокоррекции поведения осужденных (группы); г) разработка рекомендаций по индивидуализации исправительных воздействий.

     Знание  психологических особенностей осужденных необходимо для правильной организации  взаимодействия с ними, для достижения целей их исправления. Знание психологии личности помогает определить наиболее целесообразный путь позитивных изменений, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход к каждому осужденному.

     Изучение  личности осужденного способствует профилактике нарушений со стороны  отрицательно настроенных осужденных, формированию положительной психологической  атмосферы в коллективе осужденных, повышению эффективности деятельности самодеятельных организаций.

     Зная  прошлое и настоящее осужденных, анализируя их отношение к совершенному преступлению, к наказанию, режиму, администрации колонии, трудовой деятельности, к окружающим людям, психолог прогнозирует поведение осужденного, как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

     В настоящее время исследования в  области пенитенциарной психологии идут в направлении типологизации  и изучения отдельных категорий  осужденных. В исправительных учреждениях  представляет особый интерес изучение вновь прибывших в исправительное учреждение, освобождающихся условно-досрочно, имеющих право передвижения без  конвоя, состоящих на профилактическом учете, перемещаемых на строгие или  улучшенные условия содержания и  др. Каждая из перечисленных групп  требует особого внимания и дифференцированного  подхода.

     Понять, изучить, оценить личность и группу осужденных, правильно определить эффективные  приемы и средства воздействия на конкретных лиц «в обход» психологической науки невозможно. Роль психолога учреждения в выборе адекватных способов управления спецконтингентом, построении такого общения между сотрудниками и осужденными, которое опиралось бы и на соответствующую правовую базу, и на принципы гуманности, переоценить трудно. Он должен не только сам быть психологически грамотен в данном вопросе, но и направлять по правильному пути других сотрудников ИУ.

     Не  случайно в числе других аспектов оценки эффективности деятельности исправительного учреждения (правовой, экономический, технический) называют и психолого-педагогический аспект, который ориентирует работников аппарата управления на необходимость  активного учета и использования  особенностей социального управления, применения данных психологической  науки, осуществления в ходе управленческой деятельности положительного воспитательного  воздействия на осужденных.

     Роль психолога ИУ в оказании помощи руководителю исправительного учреждения в работе с осужденными весьма значительна. Огромную роль всегда играют изучение общностей осужденных: личные встречи с осужденными, индивидуальные беседы, прием по личным вопросам, посещение штрафного изолятора, выступления по различным поводам перед группой осужденных. Кроме того, неотъемлемой задачей управленческой деятельности психолога является курирование подчиненных ему сотрудников ИУ в проведении воспитательной работы с осужденными, особенно с личностями отрицательной направленности. Он должен уметь не только квалифицированно оценить действия того или иного сотрудника, но и при необходимости предложить наиболее действенный метод воздействия на осужденных «группы риска». Только активное участие всех работников ИУ в воспитательной работе может усилить положительное воздействие на осужденных, противопоставить его влиянию отрицательно направленных группировок и отдельных лиц.

     Одним из ведущих принципов воспитания является принцип уважения и требовательности к воспитуемому. Однако в исправительном учреждении отношение сотрудника к осужденному, особенно нарушителю, не всегда строится на полном уважении и доверии; иногда, утверждают даже, что осужденному необходимо почаще напоминать о том, что он преступник. Однако, как показывает практика, если с человеком обращаются как с нижестоящим, он часто приходит к представлению о себе как о низшем существе, и его поведение может стать инфантильным или агрессивным. Вот почему создание доброжелательной, но высокотребовательной атмосферы в общении с осужденными представляет важное психолого-педагогическое требование, без которого немыслимо осуществление позитивной управленческой деятельности.

     В исследованиях ряда авторов, важная роль в работе с личностью отрицательной  направленности отводиться воздействию  коллектива осужденных. Однако следует  признать, что на формирование коллектива и ИУ оказывают влияние личностные особенности осужденных и их взаимоотношения, причем осужденные сознают, что они  находятся в отрицательной среде  и поэтому не доверяют друг другу. Чем выше уровень этой осознанности, тем устойчивее и глубже недоверие. Большинство осужденных отрицают возможность  товарищеских, дружеских отношений  в ИУ.

     Думается, что не следует переоценивать  воспитательные возможности коллектива осужденных в ИУ. Несомненно, что  подобному коллективу должны быть присущи  такие функции, как воспитательная, когда коллектив становиться  носителем определенных нравственных убеждений, и функция стимулирования, т.е. коллектив способствует формированию социально ценных стимулов деятельности каждого из своих членов. Но в  реальности, коллектив осужденных редко  достигает такого уровня развития, отношение личности к коллективу не всегда является позитивным и уважительным, что необходимо учитывать при  попытке оказать положительное  влияние на осужденного отрицательной  направленности, используя мнение коллектива.

     Огромную  роль занимает психолог в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними, выполняя следующие функции: 18

     Диагностическая - заключается в углубленном, объективном  и всестороннем изучении личности, выявлении и описании ее индивидуальных психологических особенностей, условий  формирования, постановке психологического диагноза и написании психологического портрета, установлении лиц, относящихся  к "группе риска" и требующих  постановки на профилактический учет психолога, изучении социальных общностей (групп осужденных, коллективов сотрудников  и т.п.), динамики социально-психологических  явлений, процессов, состояний.

    1. Консультативная - направлена на оказание психологической помощи индивиду в решении личных психологических проблем, актуализацию внутренних резервов личности для преодоления кризисных и проблемных ситуаций, помощь в профориентации, самовоспитании, а также консультационную помощь сотрудникам учреждения в решении служебных задач с учетом психологических факторов.
    2. Психокоррекционная - заключается в целенаправленном изменении социально-психологических установок и ценностных ориентаций индивида, обучении его приемам и способам саморегуляции и саморазвития, формировании необходимых умений и навыков в сфере общения, коррекции и развитии системы отношений личности, повышении устойчивости к неблагоприятным психологическим воздействиям и факторам (стрессам, критическим и конфликтным ситуациям).

     Прогностическая и психопрофилактическая - состоит  в прогнозировании индивидуального  и группового поведения, оценке перспектив развития личности и социальной ситуации, своевременном предупреждении межличностных конфликтов, психоэмоциональных расстройств, невротических срывов, иных негативных проявлений, обусловленных изоляцией осужденных, подозреваемых и обвиняемых от общества, а также у сотрудников учреждения, вызванных спецификой и условиями служебной деятельности, бытовыми и семейными проблемами.

Информация о работе Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса