Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение общности осужденных как объекта и субъекта воспитательного процесса.
Объект работы – общности осужденных. Предмет – общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Коллектив осужденных: понятие, особенности и этапы развития…..4
2. Отрядная система в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи……………………………..11
3. Роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними…………….18
Заключение……………………...………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по Пенитенциарной педагогике.docx

— 65.27 Кб (Скачать документ)

     4. Просветительская - включает в себя повышение уровня психологической культуры и компетентности персонала, формирование у сотрудников учреждения установки на конструктивное сотрудничество с психологической службой, обучение их профессионально значимым психологическим навыкам и методам работы, умению грамотно взаимодействовать с психологом и использовать полученные от него сведения и рекомендации, а также распространение необходимых психологических знаний среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых и формирование у них доверия к психологу и позитивного отношения к его деятельности.

     В целях обеспечения реализации данной функции сотрудниками психологической  службы проводятся лекции, беседы, занятия  в системе служебной подготовки, используются иные формы пропаганды психологических знаний.

     5. Исследовательская - направлена на оказание содействия научно-исследовательским учреждениям в проведении исследований и экспериментов в области пенитенциарной психологии, изучении различных социально-психологических явлений и процессов в местах лишения свободы, разработку и апробацию научно обоснованных методик изучения личности и социальных общностей, коррекции индивидуального и группового поведения, выработку методических рекомендаций по различным направлениям деятельности психологической службы.

     Центром организации воспитательного процесса в ИУ является отряд осужденных, где осуществляется их нравственное, правовое, трудовое, физическое воспитание посредством многообразных индивидуальных и коллективных форм и методов  воздействия.

     Практически для всех направлений воспитательной работы с осужденными (составление  программы исправления, трудоустройство, уяснение причин нездоровых отношений  в группе, коллективе и др.) необходима информация о личности, группах, коллективах  осужденных. Для того чтобы принять  наиболее целесообразное решение, необходимо знать особенности личности, мотивы ее деятельности.

     Так, И. П. Башкатов выделяет четыре основные задачи при изучении осужденного.19

     Во-первых, «необходимо знать положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки, четко представлять неразвитые качества личности и  выявить те черты, которые привели личность к совершению преступления и должны быть искоренены».

     «Второй важной задачей изучения личности осужденного  является определение готовности к  исправлению и уровня его исправления».

     К третьей задаче И. П. Башкатов относит выявление положения личности в коллективе, взаимоотношений с членами коллектива, группы. Это позволяет определить воспитательные возможности группы, коллектива.

     К четвертой задаче ученый относит выявление эффективности воздействия основных средств исправления, конкретных воспитательных мероприятий на сознание осужденного.

     К данному перечню целесообразно  отнести выявление свойственных осужденному психических состояний, направленность и скорость его адаптации  в коллективе.

     При изучении свойств личности, сторон деятельности осужденного, группы, коллектива необходимо руководствоваться следующими основными принципами.

     1. Изучение различных явлений, как  в жизни отдельного осужденного,  так и группы, коллектива, должно  объективно учитывать конкретные действия, поступки, обстоятельства, а не зависеть от субъективных оценок и личных впечатлений воспитателя.

     В. И. Ленин, подчеркивая необходимость  объективной оценки личности, писал: «...по каким признакам судить нам  о реальных помыслах и чувствах реальных личностей? Понятно, что такой признак может быть лишь один: действия этих личностей...».20

     Личность  необходимо изучать такой, какая  она есть, во всех ее связях и отношениях, во всех проявлениях в конкретной действительности.

     2. В сложных случаях, при противоречивости  данных, а также для того чтобы  избежать предвзятого подхода со своей стороны, используется система взаимосвязанных методов. Например, личное наблюдение проверяется анализом независимых характеристик, полученных от мастера, учителя, сотрудников ИУ. При расхождении мнений необходимо выяснить причину этого.

     3. Между изучением и воспитанием не должно быть границы, а должна существовать органическая связь. В свое время А. С. Макаренко подчеркивал: «Знание воспитанника должно прийти к воспитателю не в процессе безразличного его изучения, а только в процессе совместной работы с ним и самой активной помощи ему. Воспитатель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания».

     4. Изучая личность осужденного,  необходимо помнить и о том,  что проявление ее положительных или отрицательных сторон зависит часто от того, как она относится к окружающей ее среде, отдельным людям, То есть необходимо учитывать многообразие социальных связей.

     5. Большое значение в изучении  личности имеет учет принципа  развития. Жизнь не стоит на месте, поэтому к изучению каждого явления необходимо подходить с таких позиций: как оно возникло, какие этапы прошло, как видоизменялось. Очень часто разовое наблюдение бывает ошибочным. То, что сегодня является нормой в поведении осужденного, через некоторое время может серьезно измениться. Константность восприятия - негативное явление, которое нельзя допускать.

     Вывод:

     Таким образом, если основная цель изучения личности осужденного - подбор индивидуальных эффективных методов психологического воздействия, то основная миссия пенитенциарных психологов - изменить криминальную направленность осужденных, прервать порочный круг преступлений, не допустить повторных правонарушений или, по крайней мере, снизить уровень  отрицательного влияния криминальной среды на конкретного человека.

     Психологический подход имеет основной целью обоснование  психологических условий правильного  сочетания, сбалансирования и совершенствования  отношений, устранение психологических  причин появления в них отклонений, снижающих эффективность управления ИУ. Это способствует осуществлению  властных полномочий сотрудников ИУ, характеру и специфике построения межличностных отношений между  ними и осужденными при исполнении наказания в виде лишения свободы, поддержанию механизмов официальных  и неофициальных правил поведения  в колонии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение: 

     В данной курсовой работе мною были рассмотрены общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса.

     В результате раскрытия данной темы были решены следующие задачи:

  1. определено понятия коллектива осужденных, особенностей и этапов развития;
  2. рассмотрена отрядная система в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи;
  3. раскрыта роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними.

     В результате изучения данной темы были сделаны следующие выводы:

     1. Создание коллектива осужденных является важным фактором в перевоспитании. В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с этим деятельность воспитателя в значительной мере и направлена на организацию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек - индивидуальностей, личностей, которые в свою очередь образуют группы и другие категории. При создании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступной деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д.

     Этот  принцип должен соблюдаться применительно  к различным группам осужденных, находящихся в колониях разного  режима. Но и в колонии каждого  типа продолжается процесс распределения  осужденных на более мелкие группы, соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило, учитываются  личные симпатии и антипатии, конкретные связи и общие интересы по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив.

     2. Отрядная система в ИУ выглядит следующим образом:

     - определение педагогически наиболее  целесообразной организационной структуры отрядов (принципов и методов комплектования, достижения стабильности подразделения коллектива и его производственно-хозяйственной деятельности, нормативно-правовое закрепление;

     - создание стабильных самодеятельных  организаций осужденных (методика  комплектования, участие в трудовом  соревновании);

     - превращение начальников отрядов  в организаторов исправительного  процесса (его должность подлежит  замещению лицами начальствующего  состава, имеющими высшее или  среднее специальное образование,  статус, разгрузка от несвойственных  функций, руководство советом  воспитателей, самодеятельными организациями);

     - формирование совета воспитателей  из наиболее подготовленных и  имеющих навыки и умения в  работе с осужденными сотрудников,  преподавателей школ и профессиональных  училищ, представителей общественных  формирований;

     - приведение в соответствие социально-правового  статуса начальника отряда, организационно-управленческой  структуры отрядного звена.

     3. Основная миссия пенитенциарных психологов - изменить криминальную направленность осужденных, прервать порочный круг преступлений, не допустить повторных правонарушений или, по крайней мере, снизить уровень отрицательного влияния криминальной среды на конкретного человека.

     Психологический подход имеет основной целью обоснование  психологических условий правильного  сочетания, сбалансирования и совершенствования  отношений, устранение психологических  причин появления в них отклонений, снижающих эффективность управления ИУ. Это способствует осуществлению властных полномочий сотрудников ИУ, характеру и специфике построения межличностных отношений между ними и осужденными при исполнении наказания в виде лишения свободы, поддержанию механизмов официальных и неофициальных правил поведения в колонии.

     Список  используемой литературы:

  1. Ветошкин  С.А. Монография: Пенитенциарная педагогика в теории и практике. Монография.
  1. Глоточком АД. Пирожков В.Ф. Психологические основы режима. М., 1968.
  2. Димитров А. В., Сафронов В. П. Основы пенитенциарной психологии. Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2003.
  3. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учебник для слушателей и курсантов учебных заведений. МВД РФ/Под ред. А.И. Зубкова, М.П. Стуровой.- Рязань: РВШ МВД РФ, 1993.
  4. Клюкин В.Ф. Формирование направленно - воспитывающего коллектива осужденных. М.: Юрид. Лит., 1970.
  5. Клюкин В.Ф. Организационно-педагогическое укрепление и развитие отрядной системы в исправительно-трудовых колониях МВД СССР. М.: Юрид. Лит., 1976.
  1. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. – М.: АПН РСФСР, 1958., Т. 2.
  1. Макаренко А.С. Сочинения: В 7 т. – М.: АПН РСФСР, 1958., Т. 5.
  1. Положение о психологической лаборатории  исправительного учреждения, следственного  изолятора уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации от 9 июля 1999 года N 251.
  2. Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций, осужденных в исправительной колонии уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999 года.
  3. Советское исправительно-трудовое право. Под ред. Н.А. Стручкова, Ю.М. Ткачевского. М.: Юрид. Лит., 1983.
  4. Стурова М.П. Оценка эффективности воспитательной системы органов, исполняющих наказания. Влияние организационно-структурных изменений в системе ИТУ на состояние и эффективность воспитательной работы. – Домодедово, 1991.
  5. Уголовно-исполнительное право. Под ред. И.В. Шмарова. М.: Изд. Бек., 1996.
  6. Уголовно-исполнительное право России. Под ред. А.И.Зубкова. М.: Инфра, 1997.
  7. Шамис А.В. Основные средства воздействия на осужденных и механизм их реализации. Монография. – Домодедово: Рипк работников МВД России, 1996.
  1. Шиханцев  Г.Г. Юридическая психология. М., 1998.

Информация о работе Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса