Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 15:23, курсовая работа

Описание

Цель данной работы – изучение общности осужденных как объекта и субъекта воспитательного процесса.
Объект работы – общности осужденных. Предмет – общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....2
1. Коллектив осужденных: понятие, особенности и этапы развития…..4
2. Отрядная система в ИУ: становление, развитие и воспитательные задачи……………………………..11
3. Роль психолога в изучении общностей осужденных и организации воспитательной работы с ними…………….18
Заключение……………………...………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………………29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по Пенитенциарной педагогике.docx

— 65.27 Кб (Скачать документ)

     Малые группы осужденных имеют разную численность, устойчивость и направленность. Их деятельность может отвечать требованиям  коллектива и задачам исправительного  учреждения, не соответствовать и  даже противоречить им. Следовательно, нельзя считать, что малая группа всегда является злом. Воспитателю  в любом случае важно учитывать  отношения, складывающиеся в этих группах  и между группами, их отношения  с коллективом, психологические  явления в них и использовать эти знания в интересах дела.

     Особое  место в исправительном учреждении занимает такая малая группа, которая  получила в специальной литературе название «семья».6 Под «семьей» в местах лишения свободы понимается стойкая группа, состоящая из двух и более осужденных, объединенная общей системой взглядов, интересов и традиций, определяющих их поведение и направленность действий.

     Объединяясь в малые группы, подобные «семье», осужденные преследуют общие интересы (совместное питание, защита от посягательства и т. д.), но каждый из них имеет и свои узкокорыстные интересы, которые он маскирует, так как в случае их проявления в том или ином виде осужденный изгоняется из «семьи» со всеми вытекающими для него негативными последствиями.

     В «семье» осужденный пытается утвердиться, завоевать соответствующий статус, чтобы обрести определенную независимость и защищенность, а также разрешить свои психологические проблемы. «Семья» берет на себя такие функции, как содержание личного имущества осужденного и надзор за ним, добыча и распределение материальных благ. «Члены семьи», - отмечает В. Б. Шабанов, - обязаны поддерживать свою жизнедеятельность материальным вкладом.7

     Деятельность  малой группы немыслима без лидера. Основными факторами, предопределяющими  выдвижение осужденного в лидеры, являются: высокий интеллект, организаторские  способности, высокий уровень общительности  и активности, богатый прошлый, как  правило, преступный, опыт, физическая сила и т. д. Большое значение для лидера имеют также такие факты из его биографии, как длительность срока наказания, число прежних судимостей, совершение группового преступления.

     Вывод:

     Таким образом, создание коллектива осужденных является важным фактором в перевоспитании. В исправительном учреждении воздействие на личность всегда происходит через коллектив, и это воздействие бывает тем более полным, правильным и целенаправленным, чем скорее удается создать коллектив. В соответствии с этим деятельность воспитателя в значительной мере и направлена на организацию коллектива осужденных. Коллектив осужденных не представляет однообразную массу. Он состоит из отдельных ячеек - индивидуальностей, личностей, которые в свою очередь образуют группы и другие категории. При создании групп должна учитываться интенсивность прошлой преступной деятельности, вид ее, отбывание наказания в прошлом, проявляющиеся отношения к мерам воздействия, труду, режиму и т. д.

     Этот  принцип должен соблюдаться применительно  к различным группам осужденных, находящихся в колониях разного  режима. Но и в колонии каждого  типа продолжается процесс распределения осужденных на более мелкие группы, соответствующие индивидуальным особенностям личности. Здесь, как правило, учитываются личные симпатии и антипатии, конкретные связи и общие интересы по профессиональной деятельности, бригадные принципы и т. д. Существенную помощь в создании коллектива осужденных оказывает и сам режим ИТУ, который формирует одинаковые привычки в действиях, навыках, поведении: а это в свою очередь способствует возникновению традиций, скрепляющих коллектив. А.С. Макаренско писал: «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности это есть форма воздействия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, не утверждая, что до личности нам нет никакого дела».8  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Отрядная система  в ИУ: становление,  развитие и воспитательные  задачи. 

     Повышение эффективности работы исправительных учреждений неразрывно связано с  совершенствованием их структуры. Одним  из таких признаков, улучшающих деятельность названных учреждений, является введение в них отрядной системы.

     Как показывает практика, она широко применялась  еще А.С.Макаренко в колониях для  несовершеннолетних правонарушителей, центральная идея педагогической системы  которого - воспитание в коллективе, для коллектива, посредством коллектива.9 В этой связи В.Ф. Клюкин справедливо отмечает, что направленно воспитывающий коллектив осужденных - это внутреннее самоуправляющее, устойчивое, специально педагогическое объединение, возникшее на основе единства целей, организации и общественно полезной деятельности осужденных, со сложившимися отношениями в их среде.10

     История создания отрядной системы свидетельствует о том, что она была введена в исправительно-трудовых учреждениях  в 1957 году. В своей работе по созданию отрядов работники этих учреждений опирались на опыт А.С.Макаренко, в основе отрядной системы которого стоял отряд. Определяющим вопросом в ней является организационное настроение отрядов на основе требований методики коллективного педагогического воздействия.11

     Следует иметь в виду, что отрядная система  создавалась в целях: образования  первичного коллектива осужденных, возглавляемого воспитателем - начальником отряда; устранения имевших место недостатков в применении основных средств исправления осужденных; создания условий для индивидуальной воспитательной работы; расширения актива осужденных и активизации работы их самодеятельных организаций; организации глубокого изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых, исправительно-трудовых признаков личности осужденных.

     По  мнению Ю.М. Ткачевского, отрядная система  была направлена на улучшение трудового  воспитания осужденных, организацию  воспитательной работы, общеобразовательного и профессионально-технического обучения. Введение отрядов способствовало более  целеустремленной работе по подготовке осужденных к освобождению, социальной адаптации освобожденных из исправительно-трудовых учреждений.12

     Как известно, комплектование отрядов осуществлялось по двум принципам: производственному  и бытовому.

     В соответствии с производственным принципом  отряд в целом решает единую производственную задачу. Причем, во многих исправительно-трудовых колониях созданы отряды, состав осужденных в которых работает в одном  цехе или на одном производственном объекте, в одну смену. По существу, это позволяет включить весь производственный персонал цехов и участков в состав воспитателей, которые отвечают за производство и за организацию воспитательной работы с осужденными.

     Что же касается бытового принципа, то его назначение состоит в совместном проживании всех осужденных отряда. Как правило, за каждым из них закрепляется жилое помещение и  прилегающая к нему часть территории жилой зоны. Все это способствует формированию коллективизма, воспитанию добросовестного отношения к труду, дисциплинированности, ибо на участках отряды осуществляют контроль за их порядком и благоустройством.

     На  протяжении более 40 лет отрядная система  была официально признана как основное звено в организации воспитательной работы с осужденными. Ее преимущество состоит в том, что: во-первых, она позволяет создать коллектив осужденных с едиными целями и задачами: во-вторых, создает условия для положительного влияния коллектива в воспитательной  работе с осужденными, чему способствуют их самодеятельные организации; в-третьих, предоставляет начальникам отрядов и другим сотрудникам возможность более глубокого изучения личности осужденных, процессов, происходящих в их среде, создания реальных предпосылок развития самодеятельных организаций.

     В этой связи справедливо отмечает А.И.Зубков, что центром системной  воспитательной работы с осужденными, как показал длительный опыт, является отряд; именно отрядное звено способствует эффективности воспитательного процесса в исправительных учреждениях.13

     Кроме того, М.П. Стурова права, что реализация на практике теоретической модели детерминирована, прежде всего, ее организацией, то есть деятельностью субъектов управления системой, влиянием на нее внешних и внутренних объективных и субъективных факторов.14

     Справедливости  ради следует подчеркнуть, что впервые  отрядная система нормативно была закреплена Положением о начальнике отряда осужденных 1971 года, согласно которому он является непосредственным воспитателем осужденных, входящих в состав отряда, и ближайший к ним представитель администрации колонии. Отряд стал не только центром воспитательной работы: но и центром всей деятельности по исправлению осужденных. Вместе с тем подобная формулировка, по нашему мнению, не в полной мере отражает основные функции отрядного звена. В отряде, как известно, проводится комплекс организационных, правовых, воспитательных и иных мероприятий, организуется строго регламентированный внутренний распорядок, в значительной степени формируется дисциплинарная практика среди осужденных. Подобной точке зрения придерживается А.В. Шамис, полагающий, что отрядное звено как организационная форма воспитательного воздействия в целом оправдало себя на практике. Начальник отряда является основным должностным лицом в исправительном учреждении, в чьи функциональные обязанности входит постоянное проведение воспитательных мероприятий среди осужденных. Он организует различные виды деятельности для осужденных и руководит ими, определяет формы и методы воспитательного воздействия на них.15

     Здесь уместно подчеркнуть, что введение отрядов осужденных, позволило более  эффективно решать вопросы укрепления режима, трудового использования осужденных, подробно заняться изучением личности осужденного. Наряду с этим оно способствовало, как обоснованно отмечает В.И. Селиверстов, становлению и закреплению положительных качеств личности осужденного, самодисциплины, инициативы, ответственности за свое поведение, умение подчинять личные интересы общественным.16

     Вместе  с тем отряд - основная база для организации индивидуальной воспитательной работы с осужденными, именно в нем формируются коллективы самодеятельных организаций осужденных.

     В целях совершенствования отрядной системы в 1982 году она регулируется ведомственным нормативным актом - Положением об отряде осужденных в  исправительно-трудовых учреждениях, в 1986 году - Положением об отрядной системе  в исправительно-трудовых учреждениях, в 1993 году - Положением об отряде в исправительно-трудовой колонии, тюрьме и следственном изоляторе.

     Анализируя  названные нормативные правовые акты, можно утверждать, что отряд - основное организационное звено исправительного процесса в структуре исправительных учреждений, направленного на создание необходимых условий для изучения социально-демографических, психологических, уголовно-правовых и уголовно-исполнительных признаков личности осужденных и применения к ним основных средств исправления, установленных ч. 2 ст. 9 УИК.

     Однако  необходимо совершенствовать отрядное звено как организационную форму  воспитательного воздействия, которое  в целом доказало свою жизнеспособность и эффективность. Действующая отрядная система, несомненно, нуждается в дальнейшем совершенствовании и закреплении на законодательном уровне. Если обратиться к исправительно-трудовому кодексу РСФСР 1970 года, то в нем вообще не упоминается об отрядной системе; лишь в статье 46 говорится, что в исправительно-трудовых колониях создаются советы коллективов колоний и отрядов. Анализируя уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации, уместно подчеркнуть, что только статьей III УИК РФ, вступившего в действие с I июля 1997 года, закреплено положение о создании в исправительных учреждениях из числа положительно зарекомендовавших себя осужденных советов коллективов.

     Важно подчеркнуть, что одной из целей  создания отряда является формирование стабильных коллективов.17

     Комплектование отрядов должно осуществляться по основаниям, обусловленным педагогической, производственной и режимной целесообразностью. Однако повышению эффективности в деятельности отрядного звена, а значит, и в целом уголовно-исполнительной системы препятствует до сих пор разобщенность между производственной, воспитательной и режимной службами. Это приводит к определенным осложнениям в выполнении требований действующего законодательства о том, что интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда.

     В соответствии с Положением об отряде осужденных исправительно-трудовой колонии, тюрьмы и следственного изолятора  при начальнике отряда создается  совет воспитателей. Численность  и персональный состав совета определяется начальником исправительного учреждения по предложению начальника отряда.

Информация о работе Общности осужденных как объект и субъект воспитательного процесса