Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 13:29, доклад
В детском саду используют трехколесные и двухколесные велосипеды. Детей прежде всего знакомят с правилами езды на велосипеде: ездить по дорожкам можно только в одном направлении, держась правой стороны; с выделенной дорожки выезжать никуда нельзя; ездить нужно осторожно, чтобы никого не столкнуть; если случайно на дорожке встретится кто-нибудь из детей или взрослых, надо его объехать. Когда дети катаются по дорожке, никто не должен выходить на нее или пересекать ее.
Обучение детей езде на велосипеде |
Физическое воспитание дошкольников |
В детском саду используют трехколесные
и двухколесные велосипеды. Детей
прежде всего знакомят с правилами
езды на велосипеде: ездить по дорожкам
можно только в одном направлении, держась
правой стороны; с выделенной дорожки
выезжать никуда нельзя; ездить нужно
осторожно, чтобы никого не столкнуть;
если случайно на дорожке встретится кто-нибудь
из детей или взрослых, надо его объехать.
Когда дети катаются по дорожке, никто
не должен выходить на нее или пересекать
ее. На велосипеде нужно сидеть прямо, не напрягая плечи и руки, смотреть вперед на 4―5 м на дорожку по направлению движения, плавно нажимать на педали поочередно то одной, то другой ногой вперед-вниз. Чрезмерный наклон туловища при езде на велосипеде отрицательно влияет на осанку. Детей пятого года жизни учат ездить по прямой, а потом поворотам направо и налево. В дальнейшем следует научить детей движению по кругу; с ускорением и на скорость; по слегка неровной местности; делать поворот кругом и выполнять различные задания: позвонить в колокольчик, снять подвешенную ленту и т. д. Обучение езде на двухколесном велосипеде начинают с пятого года жизни. Учить езде на двухколесном велосипеде лучше всего в порядке индивидуальных занятий. Детям показывают и объясняют, как надо держать велосипед и водить его по прямой. Став с левой стороны от велосипеда, ребенок кладет руки на ручки руля и немного отодвигается в сторону, чтобы не мешала педаль. При поворотах направо или налево руль поворачивают в ту сторону, куда надо вести велосипед. В дальнейшем даются задания: водить велосипед по кругу, змейкой делать поворот кругом. Разнообразные упражнения с ведением велосипеда формируют у детей навыки и качества, которые необходимы для самостоятельной езды. После этого детям объясняют, что при езде на велосипеде сидеть надо прямо, с небольшим наклоном вперед, но не сутулясь; руль держать без напряжения, смотреть вперед на дорожку, выбирая себе путь. Воспитатель тщательно следит за правильной посадкой, потому что длительная езда с сильно наклоненным туловищем может привести к сутуловатости. Важно также, чтобы ступни и колени дети держали ближе к раме велосипеда, слегка развернув носки ног в стороны, и педалировали плавно, без резких толчков. Начиная обучение, взрослый кладет на левую ручку руля свою левую руку, правой рукой держит седло сзади и ведет по прямой велосипед вместе с сидящим на нем ребенком, а тот старается равномерно нажимать на педали передней частью ступни. Чтобы научить детей устойчиво сидеть во время движения и сохранять равновесие на качающейся опоре, педагог раскачивает велосипед то вправо, то влево. Этот прием помогает ребенку преодолеть боязнь. Когда же он научится вращать ногами педали, устойчиво сидеть и поворачивать руль в нужную сторону, воспитатель постепенно передает ему управление велосипедом. Освоив управление велосипедом, ребенок едет увереннее, даже стремится увеличить скорость, так как он уже убедился на опыте, что, чем больше скорость, тем легче удерживать равновесие (а в случае его потери нужно повернуть руль в сторону наклона). Воспитатель, обеспечивая страховку и помощь, постепенно учит ребенка самостоятельной езде по прямой. После этого учат делать повороты направо и налево. Перед поворотом направо надо выехать к левому краю дорожки и постепенно поворачивать руль направо, наклоняя туловище в ту же сторону; перед поворотом налево ― выехать к правому краю дорожки и, наклоняя туловище налево, постепенно поворачивать туда же руль. Вначале воспитатель подсказывает, как надо повернуть руль, и даже физически помогает ребенку сделать поворот, однако вскоре педагог снимает свою левую руку с руля, затем отпускает сиденье и юный велосипедист делает поворот самостоятельно. В дальнейшем детей обучают самостоятельной езде по кругу II змейкой, с поворотами направо и кругом. Кроме того, воспитатель дает различные задания: ударить в подвешенный колокольчик, снять ленту, управлять велосипедом одной рукой, подниматься на пологую горку и спускаться с нее, ускорять и замедлять ход, тормозить и останавливаться. В подготовительной группе организуются игры в «правила дорожного движения». Воспитатель наблюдает за самочувствием детей и, если замечает признаки утомления (дрожание ног и рук, частые соскоки ног с педалей), предлагает передать велосипед другому. Длительность занятия постепенно увеличивается: в младших группах ― с 5 до 15 мин, в старших ― с 15 до 20―25 мин. |