Обучение детей катанию на лыжах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2011 в 08:43, контрольная работа

Описание

Для первого самостоятельного спуска лучше выбрать небольшую горку. Если вы почувствуете, что и она пугает малыша, поезжайте сначала вместе с ним. А вот подниматься вверх пусть старается самостоятельно. Но санки не единственная забава в снежный зимний день. Есть еще и другие, родившиеся в нашем климате, и не менее полезные.Речь, конечно же, идет о лыжах и коньках.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

1. Значение ходьбы на лыжах……………………………………………………….4

2. Задачи обучения детей разного возраста по «программе воспитания

и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой………………………….5

3. Игры на лыжах для детей дошкольного возраста……………………………..10

4. Методика обучения ходьбе на лыжах в дошкольном возрасте………………16

5. Профилактика травматизма при проведении занятий на лыжах……………..24

Заключение………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

обучение лыжам.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

      Методические  указания. Следить за правильной позой при спуске.

      Поймай  предмет

      Задача. Закреплять навык спуска, развивать ловкость.

      Описание. Спускаясь, дети перебрасывают друг другу предмет (ватный мешочек).

      Правила. Если предмет упадет, поднимать его  запрещается.

      Методические  указания. Предмет должен быть удлиненным и мягким, лучше всего если это  будет мягкий сверток из тряпок.

      Попади в цель

      Задача. Закреплять навык спуска, развивать  ловкость. 
Описание. При спуске попасть снежком в цель (щит, подвешенный обруч). 
Правила. Выигрывает тот, у кого из четырех бросков будет больше попаданий. 
Методические указания. Ребенок бросает по два раза правой и левой рукой.
 

      ИГРЫ  В ЛЕСУ

      Следопыт

      Задача. Закреплять навыки передвижения на лыжах.

      Описание. Ребенок прячется в лесу на лыжах. На снегу он оставляет какой-нибудь след (отпечаток ветки, круга, треугольника, звездочки и т. п.). 
Правила. Выигрывает тот, кто найдет спрятавшегося ребенка первым. 
Методические указания. Воспитатель должен знать, где спрятался ребенок. Он не должен стоять на месте более 4 - 5 минут. Игра проводится при хорошей погоде и полном безветрии.

      Вариант. Ребенок прячет в лесу цветные флажки, звездочки, цветочки из бумаги и т. п.

      Правила. Выигрывает тот, кто первый найдет цветные  флажки. Ребенка, нашедшего спрятанные предметы первым, следует поощрить, например, при повторении игры он может  быть водящим. 

    4. Методика обучения ходьбе на лыжах в дошкольном возрасте 

      Обучение  детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательно начинается с подготовительного периода. Подготовительный период охватывает сентябрь, октябрь, ноябрь, то есть те месяцы, когда снежный  покров для передвижения на лыжах еще не достаточен. На прогулке с детьми, одетыми в облегченную одежду, приближенную к лыжной, проводят упражнения, игры, преследующие цель общего физического развития и закаливания. Здесь могут быть игры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость. Например, хорошо провести игры «Пробеги и не задень» (6 лыжных палок втыкаются в землю на расстоянии 2-2,5м друг от друга, ребенок должен легко и быстро пробежать между палками, не задев их); ходьба под воротца, перешагивание ряда палок (на высоте 15-20 см от земли) и др. на физкультурных занятиях особое внимание уделяется упражнениям, укрепляющим мышцы стоп (ходьба на носках, собирание шнура пальцами ног, сжимание и разжимание пальцев ног, вращение обруча или кольца ногами). Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью в гимнастические занятия включаются различные повороты, наклоны туловища, кружение, ходьба по гимнастической скамье, ходьба по качающемуся бревну, бег с высоким подниманием ног, упражнения со скакалкой и др. В этот же подготовительный период дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями, палками, стойками для хранения лыж. Старшие дети овладевают навыками смазки лыж. [3.С.30]

      Наиболее  эффективной формой обучения детей  ходьбе на лыжах являются организованные занятия под руководством воспитателя с группой детей и индивидуально во время утренней и вечерней прогулки. Каждое занятие проводится с учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детей и должно быть эмоционально насыщенным, содействовать всестороннему развитию личности ребенка. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

      Основной  целью вводной части является подготовка организма к выполнению предстоящей физической нагрузки, так  называемое «разогревание» организма. Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувством лыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой к выполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собрать внимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения дети оставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или воспитатель проводит с детьми небольшие по времени игры без лыж: «Веревочка» (бег взявшись за руки) – для пятилетних детей и «След в след» (ходьба друг за другом) – для детей6-7 лет. Можно провести пробежку по склону (15-20м вверх и вниз) или игру «Сделай пять шагов с закрытыми глазами, повернись и не открывая глаз, вернись на прежнее место», «Кто скорее к своим лыжам» и т.д. Пробежка для детей 5 лет – 15 сек., для детей 6 лет – 18 сек., для детей 7 лет – 20-22 сек. Пробежка должна чередоваться с ходьбой. Глубокий рыхлый снег движения детей, и поэтому необходимо выбирать нужное место для пробежки или заменить их подвижными играми, для проведения которых требуется, немного места. [3.С.31]

      Задачами  основной части занятия является обучение детей элементам техники  передвижения на лыжах, совершенствование  ее, развитие ловкости, решительности, смелости. Так дети 6 лет ходят  по учебной лыжне на расстояние от 30 до100метров. Это может быть ходьба то кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самым быстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях, ходьба по параллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100м для отработки длинного скользящего шага и т.п. В основной части занятия проводятся упражнения (ходьба под воротца, ходьба с приседанием, с хлопками, с поворотами, со скольжением и пробежкой). Сюда же входят проведение спусков, подъемов на склоны. Занятия проводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки. Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов и игры на лыжах: «Кто скорее до флажка», «Кто пройдет и не разу не упадет», «Кто пройдет и не разу не уронит мешочка», «Кто не разу не опустит руки» и др.

      Основной  задачей заключительной части является постепенное снижение нагрузки, подведение итогов, организованный переход к  новым видам деятельности. Содержанием  заключительной части, может быть, ходьба без лыж с постепенным замедлением темпа.

      Задачи  обучения:

      - Развивать «чувство лыж», «чувство снега».

      «Чувство  лыж» в начале обучения определяется ребенком как непривычная тяжесть  на ногах, тормозящая свободное передвижение вперед. В процессе обучения ребенок  привыкает к лыжам, перестает  ощущать их тяжесть и неудобство в движении.

      «Чувство  снега» характеризуется способностью определения состояния скользящей поверхности, качества снега. Наблюдения показали, что дети с первых же шагов  на лыжах довольно четко определяют характер снежной поверхности: неровности, впадины, качество снега. Поэтому одной из важнейших задач обучения дошкольников ходьбе на лыжах является овладение этими новыми комплексами ощущений.

      - Развивать равновесие.

      - Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах.

      - Учить спускам с гор в средней стойке и подъему, ступающим шагом.

      - Закреплять навык подъема «лесенкой».

      Продолжить  обучение скользящему шагу, добиваясь  правильной посадки лыжника с  одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняя  шаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок.

      - Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении.

      - Познакомить детей с торможением лыжами «упором».

      Детей учат передвигаться на лыжах ступающим  и скользящим шагом с пятилетнего  возраста. Перед выходом на снег хорошо провести с детьми беседу: «Как мы ходили на лыжах в прошлом году». Воспитатель напоминает детям правила пользования лыжным инвентарем, уточняет гигиенические требования (при ходьбе на лыжах дышать через нос, после занятия нельзя пить холодную воду и т.д.). Первые 2-3 занятия проводятся с целью восстановления навыка ходьбы на лыжах. Прежде всего, надо научить детей принимать исходное положение для ходьбы на лыжах (стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельны, туловище слегка наклонено вперед, руки полусогнуты и опущены в низ. Эта поза помогает сосредоточить внимание ребенка на предстоящем двигательном действии. Чтобы проверить готовность детей старшей группы к занятию, хорошо использовать построение в шеренгу. Цель построения – проверить одежду детей, соответствие лыж и лыжного инвентаря росту детей. Построение проводится быстро и помогает организовать детей. В шеренге ребенок ставит скрепленные лыжи у носка правой ноги ходовой поверхностью от себя. Правой рукой придерживает лыжи за грузовую площадку. Для развития «чувства лыж», как одной из основных задач обучения, хорошо использовать в этой группе упражнения на лыжах: ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу, ходьба боковыми шагами («лесенка», «разгладим снег»), повороты («веер», «солнышко»); ритмичная ходьба вдвоем, взявшись за руки, под хлопки или счет воспитателя. Сначала детей учат ходить ступающим шагом без палок. Ступающий шаг применяется на рыхлом снегу равнины и при подъеме на гору. Ходьба на лыжах без палок является подготовительным упражнением, а также используется для развития равновесия и ритма. При ходьбе на лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положении ног, сохранить равновесие, координировать движение рук и ног. Не своевременное использование палок приучает детей «висеть» на них. При ступающем шаге туловище наклонено несколько вперед. Правая нога сгибается в коленном суставе, поднимается и выносится вперед. Это позволяет приподнимать носовую часть лыжи, пяткой прижимая задний конец лыжи к снегу, делать шаг вперед и переносить тяжесть тела на правую ногу. Затем также делается шаг левой ногой вперед. Руки согласуются с движениями ног: когда выдвигается правая нога, выносится левая рука и, наоборот, с выставлением левой ноги выносится правая рука. Скользящий шаг начинается с того, что тяжесть тела переносится на правую лыжу и делается толчком правой ноги до полного ее выпрямления. Одновременно с толчком правой ноги выдвигается на шаг вперед левая нога, вес тела переносится на левую лыжу и на ней производится скольжение. Правая нога, закончив толчок, расслабляется и, слегка сгибаясь в коленном суставе, по инерции продолжает движение назад-вверх, отрывая скользящую поверхность лыжи от снега. Затем маховым движением подтягивается вперед. В момент, когда правая нога поравняется с левой, производится толчок уже левой ногой до полного ее выпрямления. Одновременно с толчком левой ногой правую ногу следует выдвинуть на шаг (выставить вперед), перенести все тело на правую лыжу и скользить на ней. Таким образом, происходит скольжение то на правой, то на левой ноге. Движение руки согласуется с движением ног. С шагом левой ногой правую руку, согнутую в локтевом суставе, маховым движением нужно вынести вперед до уровня плеча, а правую отнести назад до отказа. С шагом правой ногой левую руку, слегка согнутую в локтевом суставе, нужно вынести вперед до уровня плеча, а правую отвести назад до отказа. В дальнейшем движения повторяются в этой последовательности. Сохранение равновесия в ходьбе на лыжах – также очень важная задача обучения. Для этого детям нужно предложить пройти скользящим шагом по учебной лыжне с закругленными углами (дистанция круга увеличивается до 100 метров), пройти по лыжне держа руки за спиной, неся в вытянутых руках комочки снега; ритмично поднимать и опускать гимнастическую палку; ходьба между флажками, с условием не сбивать их; ходьба «змейкой» вслед за воспитателем; ходьба между шестью-восемью лыжными палками, стоящими на прямой линии на расстоянии 2-3 метра друг от друга. Эта ходьба упражняет детей в динамическом равновесии, способствует развитию пространственных ориентировок (ребенок должен соотнести длину лыж с расстоянием до препятствия, пройти, не задевая стоящих палок). Ходьба по учебной лыжне для детей 5-6 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжне отрабатываются основные элементы техники передвижения. Воспитатель, находясь в середине круга, по мере необходимости (если дети допускают ошибки) может показать детям те или другие элементы ходьбы на лыжах. Каждое движение имеет свой, присущий только ему ритмический рисунок. Овладение чувством ритма позволяет выполнять движение с большей четкостью и легкостью. Кроме того, ритм придает эмоциональную окраску движениям, обуславливает чередование физического напряжения и отдыха. Ритмичные движения легче автоматизируются. Для развития ритмичной ходьбы на лыжах можно применять бубен. Это поможет детям согласовывать свои движения с четкими ударами в бубен. Большое место в работе с детьми старшей группы занимает обучение спускам и подъемам на пологие склоны при длине спуска 10-12 метров. Перед спуском со склона воспитатель обращает внимание детей на стойку лыжника, предлагает ребенку слегка согнуть ноги в коленях, голени наклонить вперед. На первых занятиях при обучении детей спускам допускается широкое ведение лыж с целью удержания динамического равновесия. Для большего контроля за детьми проводится спуск прямо, только по одной заранее проложенной лыжне, с середины зимы разрешается спуск по параллельным лыжням сразу нескольким детям. К концу года проводится спуск наискось и по снежной целине. Правильность стойки лыжника проверяется на ровной поверхности, а затем ребенок принимает это же положение на краю склона. В этот момент особенно важно напомнить, что при спуске одна нога на полступни выдвигается вперед, руки сгибаются в локтях. Для полной подачи согнутых коленей вперед можно предложить ребенку ритмично похлопать по коленям. Воспитатель вначале сам показывает, как надо спускаться, обращает внимание детей на уверенный спуск их товарищей. Для предупреждения распрямления ног при спуске детям рекомендуются пружинистые покачивания на ногах. Для развития динамического равновесия при спуске хорошо применять упражнения – пружинить ногами, ритмично поднимать носок, не отрывая пятки. С этой же целью можно использовать игровые моменты при спуске со склонов. Например, группа детей делится на две подгруппы. Одна подгруппа спускается, а другая находится внизу склона. Детям, стоящим на верху склона, во время спуска предлагается принять какую-нибудь фигуру(позу): «зайчик» - прижать пальчики (ушки) к голове, «матрешки» - скрестить руки на груди или одну руку прижать к щеке, дозорные – смотреть вперед в «бинокли» (кулачки) и т.д. Дети, стоящие внизу, должны определить, какую фигуру изображает тот или иной ребенок, кто выполнил фигуру лучше всех, чье задание было самым интересным. Затем они меняются ролями. Игра повторяется снова. В старшей группе подъемы «лесенкой», еще более совершенствуются. Воспитатель старается чаще обращаться к детскому опыту, следит за большей четкостью выполнения движений. Обучение подъемам здесь также требует большой подготовительной работы. Воспитатель показывает детям подъем ступающим шагом и говорит, что при этом ноги работают как при обычной ходьбе. При подъеме «лесенкой» надо четко отработать боковые приставные шаги, где лыжи ставятся четко параллельно. А для этого также проводятся упражнения со зрительными ориентировками (перешагивание 3-5 палок, параллельно лежащих друг другу на расстоянии шага). Для ощущения переноса веса тела с одной ноги на другую хорошо проводить первые подъемы на «лесенку-ступеньку», заранее сделанную в снегу. Воспитателю необходимо следить, чтобы все дети стремились преодолеть подъем, не снимая лыж. В старшей группе более совершенствуется навык скользящего шага. В этой группе воспитатель стремится к тому, чтобы скользящий шаг ребенка был длинным, накатистым, ритмичным. На каждом занятии необходимо проводить упражнения в скольжении по прямой лыжне. С первых занятий большое внимание уделяется правильной посадке лыжника. Воспитатель показывает позу лыжника и поясняет: «Ноги нужно слегка согнуть в коленях, плечи немного наклонить вперед, руки опустить, а смотреть надо прямо». Затем дети принимают эту позу, а воспитатель исправляет положение ног и туловища. При этом воспитатель должен всегда помнить основные критерии правильности скользящего шага:

      - правильность исходного положения,  посадки лыжника;

      - сохранение равновесия при скольжении;

      - длительное скольжение на одной  ноге;

      - соблюдение перекрёстной координации рук и ног. [3.С.36]

      Для того чтобы дети научились держать  тело в небольшом наклоне, можно  провести упражнения: ходьба на лыжах  под воротца, или под планку. Сохраняя туловище прямым, приседая и мягко  сгибая ноги в коленях, дети проходят под 6 – 8 воротцами, расположенными на расстоянии 2 – 3 м. друг от друга. Между воротцами они распрямляются, подбрасывая и ловя какой-нибудь предмет, или, потягиваясь, достают рукой ветку и т. д.

      Для удлинения скользящего шага воспитателю  надо ещё больше обращать внимание на полное распрямление толчковой ноги, научить переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Это достигается упражнениями, ходьбой в медленном темпе с утрированным переносом тяжести тела с одной ноги на другую, скольжением на одной ноге (другая в это время отталкивается без лыж).

      Ходьба  вслед за воспитателем по лыжне также  способствует приобретению навыка скольжения. Этой же цели служит задание – пройти расстояние 10 метров за меньшее количество шагов (дети сами подсчитывают количество шагов, побеждает тот, кто прошёл расстояние за меньшее число шагов). [3.С.37]

      Дети 5-6 лет стремятся к быстрой  динамике движения, к быстрому скольжению, поэтому целесообразно предложить задание типа соревнования «Кто скорее добежит до флажка» (10-15метров).

      В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах. Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправо и влево.

      Для закрепления навыка поворотов с  детьми проводятся игры «Кто первый повернётся», «У кого ярче солнышко» и т. д.

      Для закрепления навыков ходьбы на лыжах  в этой группе проводятся выезды за город.

      К концу года дети овладевают относительно правильным рисунком техники передвижения на лыжах. Движения детей становятся более координированными, более  плавными, отдельные циклы движения – более стандартными, значительно уменьшаются боковые качения. 

      5. Профилактика травматизма при проведении занятий на лыжах 

      При проведении занятий на лыжах особенно важно помнить о профилактике травматизма. Каковы же причины детского травматизма при обучении детей ходьбе на лыжах?

      Основной  причиной является отсутствие последовательности во время обучения. Выполнение непосильных  детям упражнений или быстрый  переход от простых и легких упражнений к сложным и трудным часто  ведет к травмам. 
Нельзя, например, разрешать детям спуск с высоких, крутых склонов, предварительно не отработав движения на пологом склоне или даже на ровном месте. [9.С.55]

      Не  менее важной причиной травм является недостаточность общей физической подготовленности ребенка. С этой целью самым главным в профилактике травматизма является укрепление мышц стопы и голеностопного сустава в подготовительном периоде. Систематические занятия физическими упражнениями укрепляют стопу ребенка, позволяют твердо стоять на узкой площади опоры.

      Необходимо  также учитывать индивидуальные особенности ребенка, его подготовку к занятию, обращать внимание на утомляемость ребенка, т. е. понижение работоспособности  организма, ухудшение координации  движений, ослабление внимания и нарушение  дисциплины. Этим увеличивается опасность травм.

      Одной из причин травматических повреждений  является недостаточное внимание к  выбору местности для занятий  с детьми. 
Прежде чем проводить занятия на лыжах, надо тщательно выбрать место для лыжни и особенно для спусков со склонов. Это место должно быть ровным, без скрытых под снегом выбоин, канав, камней, кустов, без торчащих предметов, пней (особенно если снежный покров очень тонок), вдали от обрывов, мест проезда транспорта и т. д. Лыжня по возможности не должна быть обледенелой.

      Большого  внимания требует организация детей  на занятиях: организованный приход и  уход, воспитание у детей навыка спусков и подъемов на склоны через  определенные интервалы (не подниматься  на склоны в том месте, где другие скатываются с него) и т. п.

      Особой  осторожности требует обучение детей  передвижению на лыжах с лыжными  палками. Воспитатель должен помнить, что лыжные палки можно давать ребенку, уже овладевшему навыком ходьбы на лыжах без палок.

      Немаловажное  значение в профилактике травматизма имеют одежда и обувь ребенка, которые должны отвечать особенностям лыжных занятий и метеорологическим условиям. Обувь ребенка не должна быть тесной, это предотвратит возможность обморожения и потертостей. 
После болезни ребенок допускается к занятиям на лыжах только по разрешению врача детского сада, а в некоторых случаях необходим осмотр врачом-специалистом. [9.С.56]

Информация о работе Обучение детей катанию на лыжах