Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 08:30, курсовая работа
Целью работы является изучение теоретических основ коммуникативно- направленного обучения иноязычной грамматике и подготовка комплекса упражнений для формирования речевых и рецептивных навыков у учащихся старших классов.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы обучения учащихся средней школы иноязычной грамматике
Цели и задачи обучения учащихся иноязычной грамматике на старшем этапе средней школы
Характеристика грамматического навыка как объекта изучения
Различные подходы к обучению учащихся иноязычной грамматике
Глава 2. Методические принципы коммуникативно ориентированного обучения учащихся иноязычной грамматике
2.1 Методические положения, определяющие коммуникативно ориентированное обучение иноязычной грамматике
2.2 Комплекс упражнений для формирования у учащихся 11 классов речевых грамматических навыков ( на материале грамматической темы The Article)
2.3 Комплекс упражнений для формирования у учащихся старших классов рецептивных грамматических навыков (на материале грамматических тем The Gerund and The Infinitive)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Учебная функциональная грамматика уже
в силу своего назначения предполагает
именно сочетание подхода к
Изучение основ функциональной
грамматики позволяет не только показать
взаимодействие языковых единиц разных
уровней, но и обучать правилам выбора
этих единиц для нужд языкового общения.
Например, зная систему средств выражения
побудительности, предложения к совершению
действия, может быть сделан выбор в пользу
того или иного явления в зависимости
от условий общения. Так, приглашение к
действию может быть выражено по-разному
: Let's have lunch now! We could have lunch now.
I suggest that we have lunch now. Why not have lunch now? Предпочитая
один способ выражения, говорящий руководствуется
особенностями ситуации речи (официальная
– неофициальная), отношениями с собеседником
(близкие – неблизкие), возрастом партнера
по коммуникации (моложе говорящего –
старше него), социальным или профессиональным
статусом (например, начальник – подчиненный),
даже тем, заинтересован говорящий в побуждаемом
действии или не очень. В результате из
ряда близких (но не тождественных) вариантов
будет выбран наиболее приемлемый (по
мнению говорящего).
Структурно – функциональный подход. Как разновидность функционального подхода предполагает 3 этапа в обучении: presentation, practice and production. Ему свойственно традиционное деление лексического запаса языка на части речи. Изучаются и трактуются последние по образцу родного языка, употребление их демонстрируется на абстрактных примерах, в предложениях и структурах.
Глава 2. Методические основы обучения учащихся старших классов иноязычной грамматике
2.1 Методические положения,
определяющие коммуникативно
Исходя из идеи коммуникативности
обучения и рассмотрения речевой
деятельности как частного случая человеческой
деятельности, можно сформулировать
основные требования, предъявляемые
современной методикой к
1. В основу коммуникативных
упражнений с грамматической
направленностью, выполняемых
2. Коммуникативное намерение
«определяет роль говорящего
как участника общения и
Другими словами, коммуникативные
намерения являются регулятором
вербального поведения
3. При работе над грамматическом
аспектом языка следует
4. При создании коммуникативных
упражнений с грамматической
направленностью необходим
5. Основой для построения
данной системы упражнений
В перечень упражнений, выполняемых на последней стадии формирования грамматического навыка – стадии объединения нового со старым, должны быть включены следующие виды коммуникативных упражнений:
- ситуативные, побуждающие
учащихся к построению
- коммуникативные, помогающие
формированию в сознании
- коммуникативные,
В программах коммуникативного типа, раскрывающих содержание той или иной коммуникативной компетенции, описание сфер коммуникативной деятельности, различных тем и их интеллектуальной значимости для учащихся должно стать первоочередной и главной задачей.
Конечно, в процессе формирования грамматического навыка нельзя отказываться от использования других видов упражнений, в частности имитационных и подстановочных упражнений. Так как имитация закладывает основы связи слухового и речедвигательного образов грамматической формы. Таким образом, на основе предъявленного на слух грамматического явления и закрепления его зрительного образа в речевом образце происходит дальнейшее укрепление осознания функции грамматического явления. Что же касается подстановки, то на основе подстановочных упражнений формируется операция оформления и способность к репродукции. Эти два вида упражнений являются как бы мостиком между формированием формальной и функциональной стороной грамматического навыка. А дальнейшие стадии формирования грамматического навыка (стадия трансформации, употребления, переключения) основываются на использовании ситуативных упражнений.
В процессе коммуникативно направленного обучения иноязычной грамматике следует руководствоваться следующими методическими принципами: речевой направленностью, функциональностью, ситуативностью, новизной и наглядностью.
Рассмотрим каждый принцип по раздельности.
1)Речевая направленность,
или обучение иностранным
2) Функциональность. Этот
принцип предполагает, что грамматические
формы усваиваются сразу в
деятельности : учащийся выполняет
какую-либо речевую задачу –
подтверждает мысль,
3)Наглядность. Коммуникативно-когнитивный подход к обучению предполагает активное использование наглядности, которая при этом(в отличие от использования наглядности в прямых методах) призвана служить более глубокому осмыслению грамматического явления, которое является фундаментом для формирования прочного и устойчивого грамматического навыка.
4) Ситуативность. Принципиально
важным является отбор и
5)Принцип новизны. Новизна
проявляется в различных
.
6) Ещё один важный принцип
– это личностная ориентация
общения. Речь всегда
2.2 Комплекс упражнений
для формирования у учащихся 11
классов речевых
Выполненный нами комплекс упражнений подготовлен на материале учебного пособия Пановой И.И. «Английский язык. 11 класс» и интернет-ресурсов.
Предлагаются конкретные упражнения , способствующие формированию и совершенствованию у учащихся умений и навыков грамматически правильной речи.
Подготовленный нами комплекс упражнений обладает следующими характеристиками:
-даны упражнения различных вида( подстановочные упражнения, упражнения творческого характера, ролевые игры, мини – диалоги, упражнения на самостоятельное использование нового грамматического материала);
- упражнения предусматривают выполнение как в устной, так и в письменной форме;
- упражнения носят условно – речевой характер;
- упражнения расположены
по нарастанию трудностей от
менее к более коммуникативным
( в первом упражнении нужно
вставить артикль, во втором
уже даётся контекст( пословицы),
в последующих даются
- упражнения расположены так, что у учащихся развивается способность к выявлению языковых закономерностей при выведении правил;
- обеспечивается большая
повторяемость грамматического
материала в новых ситуациях
общения и разных видах
- широкая вариативность и разнообразие упражнений, что, несомненно, делает процесс обучения увлекательным;
Упражнения даны с избытком,
чтобы учитель мог выбрать
те, которые соответствуют
1. Complete the gaps in the statements below withthe or zero article. Decide which of the statements are true and which are false.
1) ……France, …Italy and … United Kingdom are all members of … Europian Union.
2) … river Nile is the longest river in … Asia.
3) … San Jose and … San Diego are cities in California.
4) The longest mountain range in the world is … Andes in … South America, which stretches over 7000 km.
5) … Hawaii, ….Tahiti and … Madagascar are all islands … Pacific Ocean.
6) …. Lake Superior, on the border between … Canada and … United States , is the longest lake in the world.
7) … river Rhine, which flows through … Switzerland, and …Germany is the longest river in …Europe.
2.Fill in the articles in the proverbs if necessary.
1) … apple … day keeps … doctor away.
2) … appetite comes with eating.
3) … good beginning makes … good ending.
4) … bird in … hand is worth two in … bush.
5) Among … blind … one-eyed man is king.
6) … brevity is … soul of wit.
7) … cat has nine lives.
8) … charity begins at … home.
9) … clothes make … man.
10) … curiosity killed … cat.3
3. Find the answers to the following questions in the boxes below.
1) When is the best time to see the moon?
2) In Great Britain , which side of the road do people drive on?
3) Where do you people study for a degree?
4) Where is the number 71 on this page?
5) Where in the USA is New Orleans?
6) Where in a room do you find the light switch?
7) Where in Spain is Barcelona?
8) Where is the dot in this circle?
on the left at the bottom on the north – east coast in the middle at university in the south on the wall |
4. Write seven sentences about yourself on a piece of paper, using the ideas below.
1) My home is in the city center/ town center/ near the town center / in the suburbs.
2) At 2 p.m. I’m usually at home/ at school/ at university/ at work/ other.
3) I prefer to study in the morning/ in the afternoon/ in the evening / at night.
4) My favourite place to go on holiday is on the coast/ in the north (south, west, east) of (my country).
5) My school/ college / office is in the center/ in the east (west/north/south) of (my town).
6) My name is at the top/ at the bottom of this piece of paper. (write your name).
5.
You are a TV host. Read the following news. Put in the articles a/an or the, where it
is necessary.
1) Good evening. Here is … nine o’clock news. … Prime Minister
arrived in …
Washington this morning for … talks with … American president. …
talks
are expected to start in … morning.
2) ... government has promised to give ... quarter of ... million pounds
to help
... homeless in London. ... recent survey has shown that ... number
of
people without ... homes has doubled in ... last two years.
3) ... lorry containing ... dangerous chemicals was stolen from outside
...
factory in Epping over ... weekend. ... spokesman for ... factory said
...
chemicals were highly poisonous.
4) … man was arrested in London this evening after ... 100 mile ...
hour car
chase along ... M 4 motorway. ... man has so far not been named.
5) From midnight tonight ... petrol will cost ... extra 1p. ... liter.
... rise is
caused by present high price of ... oil in ... Middle East.
6) ... eighty-year-old man has become ... oldest person to cross ...
Atlantic
alone. Sam Taylor, from New York, arrived in Plymouth ... last night.
Информация о работе Обучение грмматике с помощью коммуникативного метода