Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:43, курсовая работа
Цель исследования – показать эффективность использования игровых приемов при обучении лексике английского языка.
Задачи исследования:
- определить возрастные особенности обучения иноязычной лексике старших дошкольников;
- систематизировать игровые виды деятельности при обучении дошкольников иноязычной лексике;
- проанализировать лингвистические особенности обучения иноязычной лексике старших дошкольников.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Психофизиологические особенности обучения старших дошкольников 5
1.2. Психологические особенности обучения старших дошкольников 6
1.3. Мотивационные особенности обучения старших дошкольников 7
Выводы к первому разделу 8
РАЗДЕЛ 2. ИГРОВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ 9
2.1. Роль и место игры в учебном процессе 9
2.2. Типология учебных игр 10
2.3. Виды игровых заданий при обучении иноязычной лексике 12
Выводы ко второму разделу 13
РАЗДЕЛ 3. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ 14
3.1. Единица обучения лексике 14
3.2. Трудности овладения словарным запасом 15
3.3. Виды лексического навыка 17
Выводы к третьему разделу 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении последних нескольких лет число людей, изучающих английский, резко возросло. Изменился также возраст учащихся. Родители стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Кроме того, дошкольный возраст является более благоприятным периодом для усвоения иностранных языков. Игровая является ведущей деятельностью дошкольников. Проблеме внедрения игровых приемов в процесс обучения иностранному языку уделяли внимание многие ученые (М. Г. Ермолаева, А. В. Конышева, Г. В. Матюха, М. Ф. Стронин, З. Я. Футерман, Д. Б. Эльконин, H. Brown, L. Cameron, C. Livingstone, S. Millar, J. Richards, S. Smilansky). Однако они не уделили достаточного внимания учету возрастных особенностей обучения; мотивационным особенностям, влияющим на выбор вида деятельности при обучении, а также характеру иностранного языка, составляющему трудность овладения им. Решение данных проблем требует поиска более эффективных способов обучения.
Все эти причины обусловили выбор темы исследования и составили ее актуальность.
Объект исследования – процесс обучения старших дошкольников иноязычной лексике.
Предмет исследования – обучение дошкольников иноязычной лексике с помощью игровых видов деятельности.
Цель исследования – показать эффективность использования игровых приемов при обучении лексике английского языка.
Задачи исследования:
- определить возрастные особенности обучения иноязычной лексике старших дошкольников;
- систематизировать игровые виды деятельности при обучении дошкольников иноязычной лексике;
- проанализировать лингвистические особенности обучения иноязычной лексике старших дошкольников.
Методы исследования: критический анализ литературы по лингвистике, психологии и методике преподавания иностранных языков; изучение и обобщение позитивного опыта работы учителей английского языка, научное наблюдение.
Практическое значение исследования состоит в поиске возрастных и лингводидактических предпосылок использования учебных игр для обучения старших дошкольников иноязычной лексике.
Работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы. Во введении обоснован выбор темы, показана ее актуальность, определены объект, предмет, цель, задачи исследования, практическое значение и методы исследования. В первом разделе определены возрастные особенности обучения старших дошкольников иноязычной лексике. Во втором разделе систематизированы игровые виды деятельности при обучении английской лексике дошкольников. В третьем разделе проанализированы лингвистические особенности обучения английской лексике старших дошкольников. В заключении представлены обобщающие выводы, полученные в ходе исследования. Список использованной литературы содержит источники, использованные при написании работы.
РАЗДЕЛ 1
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
При подготовке дошкольника к обучению
следует учитывать
В дошкольном возрасте ребенок быстро растет и увеличивается в весе. В связи с удлинением туловища и конечностей изменяются пропорции тела. Интенсивно протекают процессы окостенения скелета [15]. К пяти годам значительно увеличиваются масса мускулатуры , сила и работоспособность мышц [19]. Повышается скорость и скоординированность деятельности мышц, координация мелких мышц: развиваются физические качества – ловкость и уверенность движений [15].
Постепенно дети переходят к контролю над положением своего тела на основании мышечных ощущений. К концу дошкольного возраста у детей появляется ориентировка в пространстве, независимая от собственной позиции [2].
У пятилетних детей увеличивается маса мозга и повышается его работоспособность, укрепляются дыхательные мышцы [19].
Нервно-психическая деятельность становится более пластичной. Масса мозга приближается к параметрам взрослого человека [15]. Интенсивное развитие мозга увеличивает возможности умственной нагрузки ребенка.
В высшей нервной деятельности старших дошкольников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У детей отмечается повышенная чувствительность центральной нервной системы к недогрузкам и особенно к перегрузкам, импульсивность, чрезмерная подвижность [19]. Учитывая эти особенности в ходе обучения необходимо сменять один вид деятельности на другой.
У детей 5-6 лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. Дети воспринимают предметы и явления не выделяя в них главное и второстепенное [15].
Таким образом, исходя из психофизиологических особенностей обучения дошкольников, можно сделать заключение, что старшие дошкольники способны к усвоению новых знаний.
В период старшего дошкольного детства процессы развития ребенка проходят очень интенсивно: увеличивается познавательная активность, формируется личность дошкольника [17].
Память является главной в системе психических функций в дошкольном возрасте [20]. Память дошкольника носит непроизвольный характер. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно [2]. Учитывая данную особенность памяти при обучении неободимо подбирать интересующий детей материал, использовать различные виды наглядности.
Воображение – одно из важнейших новообразований дошкольного возраста, для которого характерна повышенная эмоциональность. Воображение позволяет ребенку строить и создавать что-то новое. Детский эгоцентризм есть переходная ступень от воображения к реалистическому мышлению [17].
К концу дошкольного периода у детей появляются зачатки произвольного внимания. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угаснет. Появление нового предмета вызывает переключение внимания на него [15].
В дошкольном детстве складывается наглядно-образная форма мышления [21]. Дети становятся способными к обобщениям, что способствует развитию логического мышления. Возникновение воли приводит к сравнительно длительным волевым усилиям в старшем дошкольном возрасте [2].
Таким образом, внимание, память, воображение дошкольного возраста являются непроизвольными, непреднамеренными. Возрастают сосредоточенность и устойчивость внимания, длительность сохранения материала в памяти, обогащается воображение.
На протяжении дошкольного детства происходит развитие мотивационно-потребностной сферы. К концу дошкольного детства обнаруживаются самые разнообразные виды мотивов: игровые мотивы; мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; познавательные, соревновательные, общественные, нравственные мотивы; мотивы самолюбия и самоутверждения. Столкновение тенденции к непосредственному действию и действию по образцу или по требованию взрослого приводит к возникновению соподчинения мотивов, к выделению главных и второстепенных мотивов. Иерархия мотивов означает появление волевого поведения, что придает выраженную направленность всему поведению [20].
Наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры), еще слабее – собственное обещание ребенка.
Главным достижением дошкольного детства является построение стабильной мотивационной системы.
В дошкольном периоде формируются мотивы, связанные с самооценкой, самолюбием; мотивы достижения успеха, соревнования, соперничества; мотивы связанные с усваивающимися в это время моральными нормами.
Для старших дошкольников успех остается сильным стимулом, но многих из них побуждает к деятельности и неупех. После неудачи они стараются преодолеть возникшие трудности, добиться нужного результата и не собираются «сдаваться».
В целом мотивационная особенность обучения дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе.
Выводы к первому разделу
В целом к старшему дошкольному возрасту ребенок достаточно развит с психофизиологической стороны, что свидетельствует о готовности к обучению английскому языку.
Благодаря интенсивному развитию мозга возможны более длительные умственные нагрузки. Но следует учитывать повышенную чувствительность детей к перенагрузкам, тщательно подбирать и распределять учебный материал.
Внимание, память, воображение дошкольного возраста являются непроизвольными, непреднамеренными и нужно стимулировать их с помощью мотивационно-потребностной сферы. В старшем дошкольном возрасте формируется мотивационная система, результатом которой является появление волевого поведения, что придает направленность всему поведению ребенка.
РАЗДЕЛ 2
ИГРОВЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ ЛЕКСИКЕ
2.1. Роль и место игры в учебном процессе
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра в ее наиболее совершенной развернутой форме, позволяющей развиваться всем сторонам психики и поведения ребенка [13].
Игра может выполнять исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся, а также вывести профессиональное мастерство учителя на уровень современных технологий [21].
Место игры на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов: подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении материала, то ей можно отвести 15-20 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением уже пройденного материала, а также разрядкой на уроке [7].
Игра активизирует произвольные и непроизвольные процессы восприятия, внимания, памяти. Чаще всего ее используют для закрепления знаний, приобретенных детьми во время занятий [4].
Игра активизирует стремление детей к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и учеником. Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Игра способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении иностранного языка. Она делает овладение иностранным языком радостным, творческим и коллективным [6].
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность дошкольников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.
2.2. Типология учебных игр
В современной психологической, педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Существует множество подходов к проблеме их классификации [7]. Неоднократно делались попытки классифицировать обучающие игры.
Н. П. Аникеева [1] предлагает следующую классификацию игр:
Недостатком данной классификации является отсутствие четкого разделения игр по функциям, выполняемым ими. Кроме того, классификация является неполной.
J. Oller [29] дает следующую классификацию игровых форм: симуляция; драматизация; ролевая игра; психодраматизация; социодраматизация; упражнения с использованием мимики.
Данная классификация раскрывает широкий спектр средств для творческой реализации и развития личности, но несут сильную эмоциональную нагрузку на детей, что пагубно влияет на неустойчивую психику дошкольников.
Другой автор, R. Scarcella [31] видами игры считает: 1) ролевые игры; 2) драматизации; 3) симуляции [6].
Эта классификация также как и вышеизложенная не позволяет наиболее полно классифицировать обучающие игры.
М. Ф. Стронин [18], автор ряда книг, посвященных обучающим играм, которые используются в обучении иностранным языкам, выделил два вида игр:
1) подготовительные (языковые) игры, способствующие формированию речевых навыков;
2) творческие (речевые) игры, цель которых заключается в дальнейшем развитии речевых навыков и умений.
По виду деятельности игры делятся на: физические (двигательные); интеллектуальные (умственные); трудовые; социальные; психологические.
По характеру игровой методики игры делятся на: предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; игры-драматизации.