Организация и методика проведения занятий по теме: «Комплексные работы»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 10:52, курсовая работа

Описание

Целью производственной практики как заключительного этапа учебно-воспитального процесса является завершение производственного обучения и подготовки будущего рабочего к самостоятельной высокопроизводительной работе на предприятии.
Основными задачами производственной практики учащихся являются:
- закрепление и усовершенствование профессиональных знаний и умений по избранной профессии, восполнение пробелов в подготовке учащихся;
- изучение производственной технологии технической документации;

Содержание

1. Введение.
2. Характеристика темы.
3. Материально-техническая база.
4. Планирование учебно-технической документации.
5. Методика проведения занятий по теме.
6. Методика проведения занятий.
7. Воспитательная работа в процессе занятий по теме.
8. Заключение и список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

КУрСАВИК.doc

— 489.50 Кб (Скачать документ)

    площадь учебной мастерской, необходимая  для нормального расположения используемых орудий труда и нормальной учебно-производственной деятельности учащегося;

    устройства  для расположения и хранения материалов, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов (стеллажи, подставки, тара);

    устройства  для расположения и хранения приспособлений, приборов, инструментов и технической  документации (этажерки, тумбочки, полки);

    устройства, обеспечивающие нормальную трудовую обстановку, безопасные условия труда (местное освещение, вентиляция, отсос пыли, охлаждающие устройства, ограждения, автоматические выключатели и т.п.).

    Основа  рабочих мест учащихся – оборудование. По функциональному признаку оборудование  рабочих мест учащихся разделяется на оборудование индивидуального пользования и оборудование группового (общего) пользования оборудование рабочих мест учащихся  должно давать возможность осуществлять учебный процесс в соответствии с требованиями методики и организации производственного обучения; обеспечить высокую производительность труда учащихся; обеспечить целесообразную деятельность учащихся и мастера; соответствовать требованиям технической эстетики и научной организации труда.

    Рабочее место учащегося, независимо от профиля  и профессии должно соответствовать следующим общим требованиям:

    Техническая исправность оборудования, наличие  ограждений, заземлений, самовыключателей, защитных устройств, предохранителей и других средств безопасной работы учащихся;

    Достаточная освещённость рабочей зоны; обеспечение условий для  наименее утомительной рабочей позы учащегося и наиболее экономных движений; оснащение в случае необходимости устройствами для работы сидя;

      оснащение в случае необходимости  аварийной сигнализацией или  устройствами для дистанционной связи с мастером;

    удобство  для текущего обслуживания оборудования, очистки и уборки. 

    Рабочие места учащихся оснащаются также  индивидуальным инструментом.  При определении набора индивидуального инструмента учитываются его универсальность, частота применения, стоимость. Обычно рабочие места учащихся оснащаются «ходовым» инструментом, используемым повседневно. Другой инструмент, необходимый учащимся в работе, они получают от мастера или в инструментальной кладовой. 

    Поскольку самой распространённой мастерской является общеслесарная, приведём перечень оснащения рабочего места учащегося-слесаря постоянным инструментом индивидуального пользования: ключ-рукоятка для регулирования высоты тисков по росту; линейка измерительная металлическая; чертилка; циркуль разметочный; кернер; линейка поверочная лекальная; угольник поверочный слесарный плоский 90˚; штангенциркуль ЩЦ-1; зубило слесарное; молоток слесарный стальной массой 400-500 г; напильники разные с насечкой №№ 1 и 2 – 4 и 5; щётка-смётка. Особо следует подчеркнуть важность оснащения рабочих мест устройствами для расположения рабочих, контрольно-измерительных инструментов, документации, необходимых  во время работы. Главное здесь, чтобы всё это имело своё определённое место, всегда находилось «под рукой», чтобы обеспечивалась сохранность соответствующих средств обучения. Всё это имеет большое значение не только для формирования привычек рациональной организации рабочих мест, но и для воспитания бережного отношения общественной собственности.

     Во многих училищах практикуется оснащение рабочих мест учащихся личным инструментом, который используется только одним учащимся. Это благотворно сказывается на состоянии и сохранности инструмента. 
 

    
№ п.п. наименование Характеристика (тип, модель, марка) Кол-во на 1 уч-ся или на бригаду Кол-во на группу
1 Линейка измерительная металлическая   1 30
2 чертилка   1 30
3 Циркуль разметочный   1 30
4 Кернер   1 30
5 Угольник поверочный слесарный плоский   1 30
6 штангенциркуль ШЦ-1 1 30
7 Зубило слесарное   1 30
8 Крейцмейсель слесарный   1 30
9 Молоток слесарный стальной   1 30
10 Напильники разные с насечкой №1 и №2 – 4 – 5. 1 30
11 Щётка-смётка   1 30
12 Верстак слесарный Одноместный 764-01 1 30
13 Стол с плитой разметочной 1000·800 1 – 2
16 Станок сверлильный  с тисками станочными   1
17 Пресс  винтовой ручной Гидравлический 1
18 Ножницы рычажные маховые   1
19 Ящик для стружки   1
       

    3.4 Оборудование по профессии «Слесарь» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Раздел  IV. Планирование учебного процесса по теме. 

    4.1 Для обеспечения чёткой организации процесса производственного обучения должно быть тщательно продумано и спланировано его конкретное содержание, последовательность, способы организации, ожидаемые результаты. Без этого невозможно добиться высокого качества подготовки квалифицированных рабочих и избежать срывов в учебной работе.

    Планирование  производственного обучения имеет  особое значение в целях увязки его  с планом производственной деятельности училища.

    Большую роль играет правильное организованное планирование производственного обучения для определения последовательности изучения учебного материала тех или иных разделов специальных предметов, для установления связей производственного обучения с курсом специальной технологии (специальных предметов). Неизбежное в ряде случаев изменение последовательности производственного обучения и способов его осуществления могут повлечь перестановку тех или иных тем программ специальных предметов, нередко вызывают необходимость соответствующего дидактического приспособления учебного материала теории и практики.

    Учитывая  всё это, можно сформулировать следующие  основные задачи планирования производственного обучения:

    Способствовать  полному и своевременному выполнению учебных планов и программ;

    Обеспечить  правильный выбор учебно-производственных работ, соответствующих программам производственного обучения, распределение их между учебными группами, полную и равномерную загрузку всех учащихся, рациональное использование учебно-производственного оборудования;

    Создать условия для рациональной организации и своевременного материально-технического оснащения процесса производственного обучения (подготовка материалов, заготовок, инструментов, приспособлений, учебно-производственного оборудования, технической документации) и тем самым помочь мастерам в подготовке к занятиям;

    Определить  объём и сроки выпуска продукции, изготовляемой учащимися в процессе производственного обучения, обеспечить целесообразное и экономическое использование финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на производственное обучение;

    Способствовать  рациональной организации производственной деятельности училища, выполнению заказов по выпуску сложной продукции, переходу училища на хозрасчётные отношения.

    Планирование  производственного обучения включает следующие основные элементы:

    Педагогически обоснованный подбор учебно-производственных работ, выполняемых учащимися в  учебных мастерских, на учебно-производственных участках или в других учебных  условиях;

    Определение перечней учебно-производственных работ;

    Планирование  учебно-производственной деятельности группы на определённый отрезок времени (разработка плана производственного обучения);

    Планирование  производственного обучения при  нефронтальной организации учебного процесса (разработка графиков выполнения работ, загрузки оборудования, график в расстановке и перемещении учащихся по рабочим местах, видам работ, цехам, участкам, бригадам);

    Планирование (перспективное и текущее) обучающей  деятельности мастера производственного  обучения. 

    4.2 Анализируя материал тем, распределяя его на подтемы и уроки, мастер намечает способы установления связей между теорией и практикой. В этих целях необходимо уточнить объём технических знаний учащихся группы, полученных ими на уроках специальных предметов.

    При этом мастер продумывает и намечает формы и методы изучения темы, способы решения задач воспитания и развития учащихся на уроках производственного обучения.

    Подготавливая для изучения очередной темы материально-техническое  и методическое оснащение, мастер на основе перечня учебно-производственных работ определяет конкретное содержание и виды работ, которые учащиеся будут выполнять при изучении темы: проверяет наличие на складе необходимых материалов, заготовок, инструментов, полуфабрикатов; проверяет в работе приспособления, механизмы, устройства, которые будут использованы при изучении темы, наглядных пособий, технических средств обучения, дидактических материалов. Такая предварительная подготовка материально-технического и методического оснащения позволяет мастеру своевременно принимать меры к устранению выявленных недостатков.

    Если  тема изучается не фронтально, мастер составляет график перемещения учащихся. 

    4.3 Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы производственного обучения в собственно содержание процесса обучения. Сложность в том, что при этом необходимо тесно увязывать педагогические  принципы рационального подбора работ с реальными возможностями, которые не всегда соответствуют принципам.

    Общие требования. При подборе учебно-производственных работ руководствуются следующими основными общедидактическими требованиями:

    - работы (изделия), как правило, должны  иметь производственную ценность;

    - трудовые приёмы, операции, способы,  применяемые при выполнении учебно-производственных работ, должны соответствовать программам производственного обучения по соответствующим профессиях;

    - учебно-производственных работы  должны быть посильными для  выполнения их учащимися на соответствующей стадии обучения по степени сложности, точности, физическим усилиям и объёму необходимых профессиональных знаний;

    - учебно-производственных работы  должны подбираться с учётом  постепенного их усложнения как в пределах одной темы, так и при переходе от одной темы к другой;

    - содержание и объём работ должны способствовать закреплению предусмотренных программой производственных знаний, умений и навыков, приучать учащихся применять их в разнообразных условиях производственной деятельности;

    - в качестве учебно-предусмотренных  заданий преимущественно выбираются детали, изделия или работы, типичные для осваиваемой профессии, дающие возможность учащимся овладеть передовой техникой, технологией и методами труда.

    Изготавливаемые виды продукции желательно выбирать так, чтобы они включали детали, узлы, комплекты, различные по степени сложности, характеру сопряжений, способам сборки, монтажа, отладки, технологии обработки и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 

План урока

      производственного обучения на декабрь 2008 года

      в группе 113        профессия  «автослесарь»      мастер Баландин И.В. 

      Тема  программы: Сверление, зенкерование, развертывание.

      Тема  урока: Изготовление гаечного рожкового ключа. 

    Учебные цели:

      1)Научить учащихся:

      а) Применять теоретические знания на практике;

      б) работать с оборудованием, чертежами, инструкционной картой.

     2)Развивать:  точность, внимание, аккуратность,

Информация о работе Организация и методика проведения занятий по теме: «Комплексные работы»