Организация индивидуального подхода при изучении курса «Окружающий мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание

Целью которой стало определение путей индивидуализации обучения в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром»
Объект курсовой работы: процесс ознакомления младших школьников с окружающим миром.
Предмет: основы ознакомления младших школьников с окружающим миром в условиях индивидуализации.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Психолого – педагогические основы индивидуализации обучения......5
1.1. Понятие «индивидуализации» в обучении.............................................5
1.2. Цели индивидуализации в обучении....................................................10
Глава 2.Организация индивидуального подхода при изучении курса
«Окружающий мир»......................................................................................14
2.1. Сущность курса «Окружающий мир»..................................................14
2.2. Методы индивидуализации при изучении курса
«Окружающий мир»......................................................................................20
Заключение...............................................................................................................26
Библиография.............................................

Работа состоит из  1 файл

Индивидуализация Курсовая (окончен).doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)
 

     Оглавление 
 

Введение.....................................................................................................................3

Глава 1. Психолого – педагогические основы индивидуализации обучения......5

      1.1. Понятие «индивидуализации» в  обучении.............................................5

      1.2. Цели индивидуализации в обучении....................................................10

Глава 2.Организация индивидуального подхода при изучении курса

      «Окружающий мир»......................................................................................14

      2.1. Сущность курса «Окружающий мир»..................................................14

      2.2. Методы индивидуализации при изучении курса

      «Окружающий мир»......................................................................................20

Заключение...............................................................................................................26

Библиография...........................................................................................................27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Актуальность. Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное поступательное развитие каждого ученика, самочувствие взрослых из ближайшего окружения ребенка.

     Основная  задача педагога заключается в том, чтобы раскрыть индивидуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. То обучение и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его потенциальным возможностям, наиболее ценно.

     В условиях гибкой, вариативной социальной практики повышается значимость индивидуального подхода в обучении как способа освоения личностью произвольных высших форм индивидуального обучения, при которых человек является активным субъектом социального выбора.  Возрастает социальная потребность в как можно более раннем приобщении каждого нового члена общества к сложной практике индивидуального обучения в педагогической системе.

     Индивидуальный  подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

     В педагогике принцип индивидуального  подхода должен  пронизывать все  звенья воспитательной и учебной  работы с детьми разных  возрастов. Сущность его выражается в том, что  общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с детьми, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни. Проблема индивидуальных различий детей и их дифференцированного обучения является не только социально-психологической и философской, но и собственно педагогической проблемой.

     Многие  педагоги обращали внимание на необходимость  глубокого изучения и правильного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей учитывать в процессе воспитания. Эти вопросы, в частности, ставили Л.А. Коменский, Н.К. Крупская, Д.Ж Локк, А.С. Макаренко, Ж.Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и другие.

     За  последние годы проблеме индивидуализации и дифференциации процесса обучения посвящен ряд педагогических работ И.Э.Унт, А.А. Кирсанова, Г.Ф. Суворовой, С.Д. Шевченко и других авторов.

     Значительный  вклад в разработку указанной  проблемы внесли работы учёных-методистов А.Н. Конева, В.П. Беспалько, Е.А. Климова, М.Н. Скаткина и др.

     В трудах педагогов определены содержание и структура данной проблемы, предложены пути и средства её реализации.

     Однако  имеющиеся труды не исчерпывают проблемы организации индивидуальной дифференциации процесса обучения младших школьников ознакомлению с окружающим миром. Нет четких критериев оценки результатов дифференцированной работы учащихся.

     Актуальность  проблемы и недостаточная методическая разработанность обусловили выбор темы курсовой работы: «Индивидуализация в процессе ознакомления младших школьников с курсом «Окружающий мир»

     Целью которой стало определение путей индивидуализации обучения в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром»

     Объект  курсовой работы: процесс ознакомления младших школьников с окружающим миром.

     Предмет: основы ознакомления младших школьников с окружающим миром в условиях индивидуализации. 
 
 
 

     Глава 1. Психолого –  педагогические основы индивидуализации

     обучения 

     1.1. Понятие «индивидуализации»  в обучении 
 

     Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении в первую очередь является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, слово поощрения, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик , особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

     Конечно, такая позиция не снижает требовательности к ученику. Эти общие положения  особенно важны при индивидуальном подходе к ребёнку, индивидуализации обучения.

     Следующая важная предпосылка осуществления  индивидуального подхода к ученику – направленность обучения на формирование личности ученика, которая предполагает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности на каждом уроке. Прежде всего, необходимо воспитывать у детей интерес к занятиям, учебному труду и ответственного отношения к учению. Интерес, как пишет психолог А.Г. Морозова, характеризуется тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции, т.е. тем, что мы называем радостью познавания и познания; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т.е. деятельность сама по себе привлекает и побуждает ученика заниматься независимого от других побуждений [18].

     Для того чтобы пробудить интерес, необходим  и коллективный и подход: поставить перед классом цель, познавательную задачу, создать поисковую ситуацию, раскрыть важность поиска и помочь каждому включиться в учебный труд. Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать, как искать пути к истине. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания [20]

     Индивидуальный  подход обеспечивает:

  • устранение трудностей в учении отдельных школьников.
  • возможность развития всех сил и способностей учащихся [19].

     Реализация  индивидуального подхода в обучении школьников не разовое “мероприятие”, это динамичный процесс, протекающий вместе с развитием и изменением ребёнка, уровень его знаний, сформированности умений и навыков, развитием и изменением интересов и склонностей, в соответствии с чем изменяются цели, содержание, приёмы подхода к ребёнку. Поэтому важно видеть перспективы развития учащихся и перспективы работы с ними.

     Индивидуальный  подход включает в себя следующие  элементы, тесно связанные между  собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация и анализ полученных результатов;
  • постановка новых педагогических задач.

     Важно отметить, что в индивидуальном подходе  нуждается действительно каждый ребёнок, ибо это непременное условие и предпосылка формирования гармонической и всесторонне развитой личности, формирование самой личности как неповторимой индивидуальности.

     Индивидуализация  – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление противоречий между уровнем учебной деятельности, который задают программы и реальные возможности каждого ученика. Индивидуализация – это необходимый фактор реализации разнообразных целей обучения и формирования индивидуальности [13].

     При использовании понятия “индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации. В реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам: 1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями; 2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности); наряду с этим может выступать ряд особенностей, учёт которых в конкретной форме индивидуализации невозможен или даже не так уж необходим (например, различные свойства характера или темперамента); 3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья); 4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы и интегрирована с неиндивидуализированной работой [6].

     В контексте индивидуализации обучения понятие “дифференциация” исходит  из особенностей индивида, его личностных качеств. Это частный случай дифференциации, так называемая “внутренняя дифференциация”.

     Много возможностей для внутренней дифференциации представляет групповая работа с учащимися начальных классов. Под групповой работой понимается такое построение работы, где класс делится для выполнения того или иного задания на группы по 3 – 8 человек – чаще всего по 4 человека. Задание даётся группе, а не отдельному ученику. В малой группе учащийся находится в более благоприятных, чем при фронтальной работе всем классом, в условиях отношении возможностей действовать в соответствии со своей индивидуальностью. В беседе внутри малой группы он может высказать своё мнение, активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями. Особенно благоприятные возможности для индивидуализации представляют группы, которые структурированы определённым образом. Сюда, прежде всего, относятся группы, которые сформированы учителем на основании уровня развития учащегося (обычно уровня знаний и (или) умственных способностей). В таких случаях белее сильной группе предоставляются и более сложные (трудные) задания, а более слабой – задания легче. Группа может быть сформирована и на основе пожелания самих учащихся. В таком случае совместно работают ученики со сходными интересами, стилем работы и связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создаёт особа благоприятные условия для проявления личностных качеств. Кроме того, здесь можно предложить группам задания по выбору. Однако вместе с тем в групповой работе таится известная опасность для активности учащихся: более сильный и старательный их них начинают заглушать инициативу более пассивных, слабых и ленивых учащихся и сами решают за них задания.

     В нашей школьной практике групповая  работа применяется весьма редко. Для обучения большинству предметов также не разработана методика групповой работы по данному предмету. Вероятно, именно по этому крайне редко рассматривается дифференциация обучения посредствам групповой работы. Наиболее широкие возможности для индивидуализации обучения, для внутренней дифференциации, представляет дифференцированная самостоятельная работа, которая проходит в одиночестве и индивидуальном темпе. Индивидуализация здесь осуществляется главным образом таким способом, что учащимся даются не одинаковые задания, а задания, которые варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся, а также путём группировки учащихся внутри класса по различным признакам.

Информация о работе Организация индивидуального подхода при изучении курса «Окружающий мир»