Организация индивидуального подхода при изучении курса «Окружающий мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание

Целью которой стало определение путей индивидуализации обучения в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром»
Объект курсовой работы: процесс ознакомления младших школьников с окружающим миром.
Предмет: основы ознакомления младших школьников с окружающим миром в условиях индивидуализации.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Психолого – педагогические основы индивидуализации обучения......5
1.1. Понятие «индивидуализации» в обучении.............................................5
1.2. Цели индивидуализации в обучении....................................................10
Глава 2.Организация индивидуального подхода при изучении курса
«Окружающий мир»......................................................................................14
2.1. Сущность курса «Окружающий мир»..................................................14
2.2. Методы индивидуализации при изучении курса
«Окружающий мир»......................................................................................20
Заключение...............................................................................................................26
Библиография.............................................

Работа состоит из  1 файл

Индивидуализация Курсовая (окончен).doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

     Педагогика  дифференцированного подхода имеет  в виду не приспособление целей и содержание обучения и воспитания к отдельным школьникам, т.к. цели и содержание воспитания и обучения определяются требованием общества, государственной программой – они являются общими  для всех, - а приспособлением методов и форм работы к этим индивидуальным особенностям с тем, чтобы развивать личность. Следовательно, дифференцированный подход к школьникам – это важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и организационных форм с учётом общего и особенно в личности каждого ученика. Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно-урочной системы обучения по обязательным учебным программам, предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика [7].

     Таким образом, проанализировав выше сказанное, можно сказать, что индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различного уровня трудности и объёма, разработку системы мероприятий по организации процесса обучения в конкретных учебных группах, учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося, а, следовательно, понятия “внутренней дифференциации” и “индивидуализации” по существу тождественны. 
 
 
 
 

     1.2. Цели индивидуализации  в обучении 

        При использовании понятия“индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что, при его практическом осуществлении учителем, речь идёт не о об абсолютной, а об относительной индивидуализации, так как:

  • обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого конкретного учащегося, а группы учащихся, обладающих примерно сходными особенностями;
  • учитываются лишь известные особенности или их комплексы, а именно такие, которые важны с точки зрения обучения (например, умственные способности, особенности развития ЦНС);
  • иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если это именно важно для данного ученика (например, талантливость в какой либо отрасли, расстройство здоровья);
  • индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически.

     Основная  цель осуществление индивидуализации и дифференциации в обучении заключается не столько в обеспечении необходимого минимума в усвоении знаний, умений и навыков, сколько в обеспечении максимально возможной глубины в овладении материалом, надлежащего развития способностей каждого ученика, наибольших сдвигов в развитии каждого ребёнка. Таким образом, индивидуализация и дифференциация предполагают собой осуществление развивающего обучения [9].

     В самом общем плане, цель обучения – это всегда развитие ребёнка. А.С. Выготский различал два уровня в развитии ребёнка:

  1. актуальный, уже сформировавшийся уровень;
  2. зона ближайшего развития.

     Развивающим является только то обучение, которое  опирается на зону

     ближайшего  развития учащихся. Из концепции, согласно которого развитие происходит через обучение, вытекает и основная проблема дидактики – какой способ обучения развивает в большой (меньшей) степени? [8]

     Две наиболее известные попытки изменить систему обучения в целях повышения  его развивающей роли были в шестидесятых годах осуществлены под руководством Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина. Они были направлены на реформирование начального образования.

     Исходным  тезисом Л.В. Занкова было положение  о том, что знания сами по себе ещё не обеспечивают развития, хотя являются его предпосылкой, и что развитие необходимо осуществлять целенаправленно на основе комплексной развивающей дидактической системы.

     Д.Б. Эльконин исходил из предположения, что возможности стимулирования умственного развития таятся, прежде всего, в формировании содержания учебного материала. Повышение теоретического уровня учебного материала влечёт за собой и рост умственных способностей учащихся [4].

     Эксперименты  Е.Н. Кабановой-Меллер показали, что  лишь изменение содержания не влияет на умственное развитие учащихся, необходимо специально формировать соответствующие, умственные операции или действия [10].

     Эксперименты  Н.А. Менчинской и её лаборатории (В.И. Зыкова, З.Н. Калмыкова и др.) показали, что развитие можно ускорить. Это  достигается отбором соответствующего учебного материала и формированием рациональных умений самостоятельной работы [11].

     Инге  Унт в своих исследованиях  доказала, что оптимально развивающим может быть лишь такое обучение, которое развивает учащегося с уже достигнутого уровня.

     Таким образом, существуют самые разнообразные  точки зрения. Но общий анализ психолого-педагогической литературы, посвященной этой проблеме, позволяет сделать вывод относительно теории индивидуализации обучения [22]:

     1) обучение применительно к каждому  отдельному ученику может быть  развивающим лишь в том случае, если оно буде приспособлено к уровню развития каждого ученика (это возможно при внутренней дифференциации

     учебной работы);

     2)  необходимость из достигнутого уровня влечёт за собой требование выявления этого уровня у каждого ученика;

  1. развивающее обучение не ведёт к нивелировке учащихся по уровню развития. Из этого следует, что индивидуализация необходима не только как исходный момент, но должна сохранятся в течении всего периода обучения;
  2. развитие умственных способностей предполагает специальные средства, развивающие знания, которые по содержанию должны быть оптимальной трудности и которые должны формировать рациональное умения умственного труда.

     Для того, чтобы обучение проявило развивающий  эффект, развиваемый субъект должен быть включён в активную деятельность, в общении.

     Активность используется в двух основных значениях: активность как состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или действия; активность как свойство личности.

     Формирование  активности как свойства личности возможно лишь через побуждение активности как состояния.

     Выделяется  три степени активности: репродуцирующая; интерпретирующая; творческая.

     Формирование  творческой активности – высшая цель активизации учащихся. Необходимо учитывать, однако, что условием формированием творческой активности является предшествующая ей и её сопровождающая репродуцирующая и интерпретирующая активность.

     В дидактике обычно различают три  категории целей обучения: обучающие (образовательные), развивающие, воспитывающие.

     Под обучающими целями подразумевают содержательную сторону образования, т.е. предметные знания, умения, навыки; под развивающими целями – операционную сторону учебной деятельности, т.е. развитие умственных способностей и формирование умений учебного труда. Воспитывающие цели охватывают все те возможности, которые предоставляет учебная работа для воспитания.

     Итак, сформулируем цели индивидуализации в  свете выше изложенной трактовки.

     Обучающая цель – средствами индивидуализации или внутренней дифференциации усовершенствовать знания, умение и навыки учащихся, содействовать реализации учебных программ, повышением уровня знаний, умением и навыков каждого ученика в отдельности, и, таким образом, уменьшать его абсолютное и относительное отставание (т.е. отставание от уровня своих возможностей), углублять и расширять знания учащихся исходя из интересов и специфики способностей.

     Развивающая цель – формировать и развивать  логическое мышление, креативность и  умения учебного труда при опоре  на зону ближайшего развития.

     Воспитывающая цель – воспитание личности в широком  значении этого понятия. Индивидуализация создаёт предпосылки для развития интересов и специфических способностей ребёнка; при этом учитель должен не только стараться учитывать имеющиеся познавательные интересы, но и пробуждать новые. Индивидуализация обладает дополнительными возможностями вызвать у детей положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

     Целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую уникальную личность

 

      Глава 2. Организация индивидуального подхода при изучении курса «Окружающий мир» 

     2.1. Сущность курса «Окружающий мир» 
 

     Курс  «окружающий мир» берет на себя функции интеграции природоведческих и социальных знаний и формирования целостного взгляда на природу. С этой целью отобраны наиболее актуальные для ребенка этого возраста знания, которые обеспечивают формирование системы его взаимодействия с окружающим миром.

     Программа построена по тематическому принципу и позволяет учителю творчески и в соответствии с объективными условиями и своей индивидуальностью устанавливать последовательность изучения тем и выбирать методы ознакомления учащихся с различными объектами окружающей действительности.

     Программа по “ознакомлению с окружающим миром” выделена из программы по природоведению и представлена самостоятельным разделом. Это вызвано тем, что названные два курса, хотя между ними и существует непосредственная связь, существенно отличаются друг от друга. Действительно, природоведение – курс более узкий по своему содержанию; основная идея курса “Ознакомление с окружающим миром” – показать учащимся в доступной для их возраста форме единство и взаимосвязь природы, общества и человека. Природа и общество рассматриваются в курсе в их неразрывном, органичном единстве, на конкретном материале показывается эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей, раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни; систематизируются имеющиеся и формируются новые представления о явлениях природы.

     Одним из важнейших направлений гуманитаризации  современного образования является усиление развивающей функции обучения. Предлагаемый интегрированный курс "Окружающий мир" для 1-4 классов разработан в системе обучения, направленного на общее развитие младших школьников.

     Целью изучения курса является формирование у учащихся начальных классов  широкой целостной научной картины  мира, которая постепенно обогащается за счет познания от класса к классу все новых фактов, явлений и углубления уже имеющихся знаний об окружающем мире. Интегрированный курс "Окружающий мир" предусматривает ознакомление младших школьников с природой во взаимодействии: человек - природа - общество, знакомство с миром ближнего социального окружения ребенка.

     Ставятся  задачи развивать кругозор, наблюдательность, мышление детей, прививать бережное отношение и любовь к природе, формировать основы экологического воспитания.

     При ознакомлении с окружающим миром  в 1-4 классах предусмотрено установление связи между познанием природы  и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту детей младшего школьного возраста и обеспечивающие его социализацию: мой дом и школа, мой город, моя страна Россия, труд людей в городе и селе, народные традиции и праздники как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические ценности, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой. Знания, связанные с вопросами охраны здоровья, формированием навыков личной гигиены также входят в содержание программы курсов.

     Направленность  содержания курса I класса - ознакомление с разнообразием мира живой природы, накопление представлений, определенная их упорядоченность, систематизация, выявление некоторых связей природных объектов и явлений, формирование эмоционально- ценностного отношения к природе.

     Содержание  программы раскрывается в следующих разделах: "Какая природа тебя окружает", "Мир живой природы: звери, птицы, рыбы, насекомые", "Природа разных районов Земного шара", "Значение природы в жизни людей".

     Школьники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различают диких и домашних животных, знакомятся с комнатными растениями; накапливают впечатления о признаках изменений природы в разные сезоны года.

Информация о работе Организация индивидуального подхода при изучении курса «Окружающий мир»