Организация индивидуального подхода при изучении курса «Окружающий мир»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 13:14, курсовая работа

Описание

Целью которой стало определение путей индивидуализации обучения в процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром»
Объект курсовой работы: процесс ознакомления младших школьников с окружающим миром.
Предмет: основы ознакомления младших школьников с окружающим миром в условиях индивидуализации.

Содержание

Введение.....................................................................................................................3
Глава 1. Психолого – педагогические основы индивидуализации обучения......5
1.1. Понятие «индивидуализации» в обучении.............................................5
1.2. Цели индивидуализации в обучении....................................................10
Глава 2.Организация индивидуального подхода при изучении курса
«Окружающий мир»......................................................................................14
2.1. Сущность курса «Окружающий мир»..................................................14
2.2. Методы индивидуализации при изучении курса
«Окружающий мир»......................................................................................20
Заключение...............................................................................................................26
Библиография.............................................

Работа состоит из  1 файл

Индивидуализация Курсовая (окончен).doc

— 214.50 Кб (Скачать документ)

     Для формирования общих представлений  о широкой картине мира выделено направление ознакомления с природой и жизнью людей в разных регионах земного шара. Дети совершают "путешествия" на Север, в пустыню, сравнивают природу своей местности с природой разных уголков земного шара; знакомятся также с удивительным миром подводного царства морей и океанов, составляют правила бережного отношения к живой природе.

     Во 2 классе учащиеся расширяют свои представления  о нашей стране России, знакомятся с историческими и культурными  памятниками столицы нашей Родины - Москвы, разнообразием природы страны. Углубляются также знания о разнообразии растений и животных на Земле.

     Программные темы этой направленности объединены в первом разделе программы "Что  нас окружает", где выделена также  идея необходимости бережного отношения и охраны природы.

     Вопросы приспособления растений и животных к условиям окружающей среды раскрываются на фоне закономерностей смены времен года, характерных для природы нашей страны. Окружающая человека природа рассматривается в состоянии постоянного изменения и развития.

     При изучении курса "Окружающий мир" учащиеся получают общее представление о планете Земля, значении Солнца как источника тепла и света на Земле; о звездах и планетах, а также пропедевтические знания о географической карте, ее условных обозначениях, сторонах горизонта, о поверхности Земли, соотношении суши и воды на Земле. Это содержание раскрывается в программных темах раздела "Планета Земля". В программу включено также изучение природы своего края, знакомство с поверхностью, водоемами края.

     Для формирования целостного видения мира в курсах 3-4 классов ставится задача обогатить обществоведческие знания учащихся, познакомить школьников на пропедевтическом уровне с важнейшими событиями истории Отечества, элементарными знаниями об общественно-государственном устройстве страны, о правах человека и ребенка. Содержание блока "общество-знание" нацелено на формирование у детей элементов гражданственности, уважения к историческому и культурному наследию народов нашей страны, на осознание новых духовных ценностей в условиях обновляющейся России.

     В содержание программы 3 класса входит изучение раздела "Прошлое Земли  и человечества". Учащиеся получают представление о жизни древнейших людей на Земле, знакомятся с источниками изучения истории, подходами к летоисчислению. Углубляется тематика раздела "Разнообразие природы на Земле" в связи с включением материала о географических открытиях, выдающихся путешественниках и исследователях, с характеристикой природных особенностей и жизни людей разных континентов земного шара.

     В учебном материале раскрывается значение географического положения местности, роль воды и тепла как факторов, влияющих на "расселение" живых организмов по тепловым поясам. Учащиеся знакомятся также с природными сообществами - лесом, лугом, пресным водоемом; значительное внимание уделено прослеживанию многообразных и сложных взаимосвязей, существующих в растительном и животном мире, экологическим проблемам.

     Продолжается  знакомство с глобусом и картой, ее условными обозначениями. Третьеклассники совершают "путешествия" по карте полушарий, проводят практические занятия по ориентированию с помощью компаса.

     Раздел "Природа и человек" обогащает  знания детей о компонентах неживой природы - воздухе, воде, горных породах. Учащиеся проводят практические работы, изучают свойства веществ, знакомятся с методами изучения природы в естествознании. Рассматривается значение компонентов неживой природы для обеспечения жизнедеятельности людей.

     При изучении программного материала большая  роль отводится непосредственным наблюдениям природных объектов, которые служат источником знаний об окружающем мире и формируют у учащихся такие важные качества, как наблюдательность, исследовательский подход к добыванию знаний.

     Программа включает материал об экологическом  равновесии, о гибельных последствиях нарушения сложившихся природных связей из-за необдуманной деятельности людей. Вопросы охраны природы цементируют содержание всего курса "Окружающий мир" с 1-го по 4-й класс.

     В программном материале курса  предусмотрено раскрытие трех уровней природоведческих знаний: планетарного, страноведческого и краеведческого или регионального.

     Содержание  раздела "Страна и мир, где я  живу" знакомит учащихся с социальным устройством нашей страны, основным законом граждан России - Конституцией Российской Федерации, символикой государственности, правами граждан. Эти знания замыкаются на этических нормах отношений людей в обществе и семье.

     В 4 классе учащиеся более углубленно изучают природу России: природные зоны, растительный и животный мир основных природных зон страны, хозяйственную деятельность людей в аспекте разумного природопользования. Младшие школьники знакомятся также с культурно-историческими традициями народов России как многонациональной страны, с народными ремеслами и промыслами, прикладным искусством.

     Большое место в программе занимают вопросы  охраны и укрепления здоровья человека, которые раскрываются также в  связи с глобальными и региональными экологическими проблемами.

     У учащихся должно сформироваться представление, что человек - неотъемлемая часть природы, а также потребность знать свой организм, сохранять и укреплять здоровье. В задачу курса входит формирование общего представления об организме человека, взаимосвязи и взаимосогласованности работы всех органов и систем человека. В программном материале раскрывается роль центральной нервной системы в осуществлении связи организма с окружающей средой. Содержание каждой темы показывает взаимную обусловленность формы и функций органов.

     При изучении программного материала ставятся задачи формирования навыков элементарной грамотности основ здорового образа жизни, помощи детям в освоении и претворении в жизнь необходимых гигиенических правил.

     Программный материал представлен в разделах: "Наша страна Россия", "Познай себя (Общее знакомство с организмом человека)", "Охрана и укрепление здоровья".

     Большое воспитательное значение, эмоциональное  воздействие имеет ознакомление учащихся с фактами из жизни ученых-медиков, из истории открытий медицины - науки о здоровье человека.

     В разделе "Из истории нашей Родины" на материале ярких рассказов раскрываются важнейшие вехи становления русского государства, учащиеся знакомятся с выдающимися историческими деятелями, культурно-историческими памятниками. Как региональный образовательный компонент большое место занимает изучение Родного края в широком аспекте его природных особенностей, экономического потенциала и культурно-исторического наследия. Возможно увеличение учебных часов на изучение данного учебного материала из вариативной части базисного учебного плана. Прослеживание связи тенденций развития исторического прошлого страны и настоящего намечены в последнем разделе учебника "Россия и современность", обозначено важное направление в содержании - "Россия и мир".

     Таким образом, содержание всего курса "Окружающий мир" с 1-го по 4-й класс позволяет организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников, создавая основу для развития их мышления, воображения, творчества и общей культуры.  

     2.2. Методы индивидуализации  при изучении курса

     «окружающий мир» 

     Методические подходы в раскрытии программных тем в курсе «окружающий мир» соотносятся с возрастными особенностями и потребностями детей.

     Превалирующей формой организации занятий являются ролевая деятельностная игра с определенной учебной задачей, продуктивная изобразительная деятельность, разнообразные наблюдения. Познание осуществляется в процессе учебно-игровой деятельности, моделирующей взаимоотношение человека с природными объектами и многоаспектные связи природных объектов и явлений [21].

     Курс  каждого года обучения, являясь частью целого, знакомит учащихся с определенным кругом предметных знаний, обеспечивает формирование различных надпредметных умений - умения наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения, а также включает содержание, обеспечивающее формирование эмоционально-ценностного отношения к природе, окружающему миру, родной стране.

     Следует иметь в виду качественно разные уровни в раскрытии программных тем для учащихся первого и последующих классов. Для первоклассников - это уровень конкретно-образных представлений, эмоциональных впечатлений и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой деятельности. Для школьников 2-4 классов это уже уровень понятийных знаний, выявления закономерных связей природных явлений, практической деятельности, "микроисследований" и самостоятельного формулирования выводов на основе наблюдений.

     Наблюдения  и опыты, иллюстрирующие изменения в природе, обладают большими возможностями для учета индивидуальных особенностей младших школьников.

     Темы  раздела программы "Роль природы в жизни людей" должны быть раскрыты на личностно-ценностном для детей младшего школьного возраста материале с включением практических занятий. На уроках рассматривается вопрос: из чего вещи сделаны. Дети делают выводы, что для большинства вещей, необходимых в жизни и созданных руками человека, используются природные материалы; обосновывается идея экономного расходования природных богатств.

     Дети  изучают также жизнедеятельность  растений и животных в связи с  сезонными изменениями в природе. Данный учебный материал группируется по трем разделам: "Осенние изменения в природе", "Зимние изменения в природе" и "Весенние изменения в природе". Даются также задания проводить наблюдения летних изменений в природе. Основное внимание при раскрытии содержания тем данных разделов должно быть обращено на осмысление того, как протекает жизнь, а не на ознакомление с отдельными природными явлениями. С этих позиций сезонные изменения в природе воспринимаются закономерными и необходимыми в жизни растительного и животного мира. Тем самым преодолевается фрагментарность, отрывочность знаний младших школьников о природных явлениях.

     Необходимо  учитывать cледующие особенности методики проведения уроков при изучении курса «окружающий мир»

     1. Форма организации процесса ознакомления младших школьников с окружающим миром хотя называется уроком, но это определение весьма условно, так как урок в традиционном смысле не проводится. Преимущество отдается занятиям вне класса (в игровом зале или спортзале, в парке, на водоеме и т. д.) и занятиям-играм, близким по структуре к сюжетно-ролевой игре-диалогу («Разговор по телефону», «День рождения», «Ждем гостей», «В театре», «Если мамы нет дома», «На приеме у врача» и др.).

     Учитель должен обеспечить, возможно, полное и разнообразное чувственное изучение окружающей природы и социальной среды, т. е. выполнить «золотое правило» дидактики, сформулированное Я.А. Коменским: «Все, что можно, предоставлять для восприятия». В основу воспитания гуманного отношения к природным объектам, сочувствия и сопереживания окружающим людям должен быть положен феномен идентификации - умения сравнивать себя с другим живым существом, умения встать на его место (например, животное - живой организм: оно дышит, питается, чувствует, болеет, радуется и т. д.).

     2. Структура уроков по предмету «Окружающий мир» должна быть «дробной», т. е. состоящей из трех-четырех взаимосвязанных частей, близких по теме, но различных по характеру деятельности.

     Обязательными структурными элементами урока должны быть:

     -дидактическая или сюжетно-ролевая игра;

     -различные логические упражнения, задачи, опыты, проблемные ситуации, кроссворды, ребусы и др.;

     -разнообразные творческие задания (придумай, представь, закончи и т. п.);

     -элементы продуктивной деятельности (конструирование, аппликация, графические задачи и др.).

     Например, так может быть построен урок по теме «Человек и его здоровье» (II класс):

     Первая  часть. Чтение по ролям (драматизация) «Сказки о микробах» (из учебника). Беседа на тему «Что в этой сказке правда, а что вымысел?».

     Вторая  часть. Рассматривание под микроскопом капли сырой грязной воды. Обсуждение результатов наблюдений и коллективное определение правил гигиены.

     Третья  часть. Продуктивная деятельность: подготовка эскиза плаката «Чистота - залог здоровья».

Информация о работе Организация индивидуального подхода при изучении курса «Окружающий мир»