Организация патриотического воспитания и формирование гражданской культуры старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 11:06, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить педагогические особенности использования игровых технологий.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие

задачи:

проделать анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

рассмотреть проблему взаимодействия игровой и учебной деятельности;

выделить условия эффективного использования игровых технологий воспитания;

выявить уровень активности учащихся и уровень усвоения учебного материала на уроках с использованием игр;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ……………..………………………………………………………8

1.1 Выдающиеся педагоги о роли игровых методов в воспитании школьников

……………………………………………………….8

1.2. Сущность игровых методов воспитания………………………………….18

1.3 Воспитательный потенциал игры………………23

ГЛАВА 2 Организация патриотического воспитания и формирование гражданской культуры старших школьников……………………………….31

2.1 Диагностика уровня сформированности знаний о патриотизме и гражданской культуре…………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………..37

Литература………………………………………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

курсач.doc

— 462.31 Кб (Скачать документ)

     СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ……………..………………………………………………………8

1.1 Выдающиеся педагоги о роли игровых методов в воспитании школьников

……………………………………………………….8

1.2. Сущность игровых методов воспитания………………………………….18

1.3 Воспитательный потенциал игры………………23

ГЛАВА 2 Организация патриотического воспитания и формирование гражданской культуры старших школьников……………………………….31

2.1 Диагностика уровня сформированности знаний о патриотизме и гражданской культуре…………………………………………………………31

Заключение……………………………………………………………………..37

Литература………………………………………………………………………42

Приложение ……………………………………………………………………45 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

        Одной из главных задач современного воспитания является повышение эффективности учебного процесса посредством совершенствования методики воспитания, формирования и поддержания у младших школьников интереса к учебе. Одной из причин потери этого интереса является несовершенство методов и форм воспитания, недостаточное стимулирование учебной деятельности детей.

        Основными видами деятельности у детей возраста являются учение, общение, труд и игра. Ведущие виды деятельности - учение и игра, поэтому именно игровые методы должны занимать должное место в процессе обучения. Игра помогает сгруппировать коллектив, учит контролировать свои поступки, правильно оценивать деятельность других. Во время игры приобретаются навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности, формируются организаторские способности. Познавательные игры способствуют закреплению и углублению приобретенных знаний, применению их на практике, привитию интереса к предмету.

        Игровая деятельность играет особую роль - она способствует усовершенствованию предметной деятельности детей, формирует и развивает приемы мышления, помогает понимать и усваивать законы логики, приобретать умения и навыки взаимодействия с другими людьми. Дети получают также навыки планирования, прогнозирования, учатся оценивать шансы на успех, выбирать альтернативу. Игра дает возможность формирования самооценки школьника, без которой невозможно его становление как личности, развития форм самосознания и самоконтроля.

        Проблеме внедрения и широкого использования игровых технологий в школьной практике уделяли большое внимание такие педагоги, как Я.А.Коменский, П.Кергомар, О.Декроли, К.Д.Ушинский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, В.Д. Сухомлинский. Они подчеркивали важное

дидактическое и воспитательное значение игры. В настоящее время известно множество трудов, посвященных игровым технологиям. В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями: А.П.Усовой, Е.И.Радиной, Ф.Н.Блехер, Б.И.Хачапуридзе, З.М.Богуславской, Е.Ф.Иваницкой, А.И.Сорокиной, Е.И.Удальцовой, В.Н.Аванесовой, А.К.Бондаренко, Л.А.Венгером. И хотя данная проблема широко разработана на теоретическом уровне, но вызывает некоторые затруднения в практической деятельности учителей. Это вызвало интерес к ее исследованию.

        Цель исследования: изучить педагогические особенности использования игровых технологий.

        Для достижения указанной цели необходимо решить следующие

задачи:

     проделать анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;

     рассмотреть проблему взаимодействия игровой и учебной деятельности;

     выделить условия эффективного использования игровых технологий воспитания;

     выявить уровень активности учащихся и уровень усвоения учебного материала на уроках с использованием игр;

     Предмет исследования: процесс использования игры как средства воспитания.

        Объектом исследования являются игровые технологии как средство воспитания.

              Для изучения данной проблемы были определены следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы,

изучение передового педагогического опыта, наблюдение, беседы, анкетирование, эксперимент, методы математической статистики. 
 
 
 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ

    Выдающиеся педагоги о роли игровых методов в воспитании школьников 

        В настоящее время игровые методы получают все большее распространение в воспитании школьников. Данная проблема разрабатывается не только современными педагогами, но интересовала многих выдающихся педагогов прошлого. Одни педагоги подчеркивали важное дидактическое и воспитательное значение игры и широко применяли данный метод в своей педагогической практике, другие - игровые методы подвергали критике.

        Первым педагогом, который уделял большое внимание игре как методу обучения и воспитания, был Ян Амос Коменский. Игру он рассматривал как необходимую для ребенка форму деятельности. Подчеркивая образовательное значение детской игры, Коменский писал: «Во время игры ум все-таки чем-либо напряженно занят и часто даже изощряется». Он говорил: «Пусть они [дети] будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, тащат, складывают, перекладывают; нужно только помогать детям, чтобы все, что происходит, происходило разумно»[14, с. 26].

          Попытку систематического изучения игры первым предпринял в конце XIX века немецкий ученый К.Гросс, считавший, что в игре происходит предупражнение инстинктов к будущим условиям за существование («теория предупреждения»). К. Гросс называет игры изначальной школой поведения. Для него, какими бы внешними или внутренними факторами игры не мотивировались, смысл их именно в том, чтобы стать для детей школой жизни.

        Позицию К. Гросса продолжил польский педагог, терапевт и писатель Януш Корчак, который считал, что игра - это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной. В играх заложена генетика прошлого, как и в народном досуге - песнях, танцах, фольклоре.

        Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости. Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законами природы и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям [8].

        Немецкий педагог Фребель игру считал ядром дидактики. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живет, она - его собственная жизнь. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Игра для ребенка - это серьезная деятельность, одновременно сочетающая в себе движение, веселье и радость. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Игры, по мнению педагога, содействуют развитию воображения и фантазии, необходимых для детского творчества. Заслугой Фребеля является то, что он придумал многие игры и занятия, создал свою методику игр [11, с. 123 - 124]

        Мария Монтессори строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе воспитания и обучения. Детской творческой игре, привлекавшей внимание многих крупнейших мыслителей, философов, психологов, педагогов всех веков и стран мира, Монтессори не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс - структурно противоречивым, не удовлетворяющим естественных потребностей детей и не соответствующим научным требованиям современной педагогической теории [14, с. 92].

         Французский педагог Полина Кермогар, напротив, большое место отводила детским играм: творческим, имитационным, свободным и руководимым. Она подчеркивала значение игры для подготовки детей к будущей взрослой жизни, для развития общественных интересов ребенка. «Играющий ребенок,- говорила Кермогар,- работает; играя, он развивается физически, умственно и нравственно. Он становится общительным...» Кермогар ввела игру в план работы материнских школ и разработала содержание и методику руководства различными видами игр [11, с. 156].

         Бельгийский педагог Овид Декроли также большое значение придавал игре. Он является автором широко известной серии дидактических игр, куда входят: сенсорные игры (зрительно-моторные и слухо-моторные); арифметические; игры, связанные с понятием времени; игры, связанные с чтением; игры грамматические и для развития речи. Декроли считал, что могучим побудителем духовного развития ребенка является именно игра, и пытался вскрыть динамику этого явления. Он писал: «Игра - это радость. Когда ребенок играет, ему весело. В дальнейшем игра уступает место другим видам деятельности». В играх Декроли используются окружающие детей предметы и явления, а не абстрактные геометрические формы, как у Фребеля. По мнению Декроли, игры следует применять как средства повторения, закрепления, классификации и ассоциации имеющихся у детей наблюдений [8, с. 144 - 147].

         Н.И.Пирогов подчеркивал важную роль игры. «...В ребенке, - писал Пирогов, - весьма рано развивается уже множество различных способностей к реальному образованию; понятие, например, о форме и других чувственно- физических свойствах предметов развивается уже в нем очень рано. Воспользовавшись этим понятием и приноровив к нему игры детей, можно положить уже прочное основание к образованию». Он говорил, что нужно воспользоваться этой склонностью детской натуры к играм и «окружить детей смышлеными играми, которые бы послужили развитию в них множества новых и необходимых для них сведений» [14,с.70-71].

        Огромное воспитательно-образовательное значение играм детей придавал К.Д.Ушинский. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. К.Д.Ушинский отмечал, что в психической жизни ребенка большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но воображение ребенка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. Живость детского воображения и вера детей в реальность собственных представлений и созданных образов является психологической основой детской игры. «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов... В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями». Но педагог разграничивал игру и занятие-урок.

        К.Д.Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта и умственного развития. Переживания детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в поведении человека.

        Теория детской игры, разработанная К.Д.Ушинским, явилась ценным вкладом не только в русскую, но и в мировую педагогику. Он показал социальный характер и значение детской игры, дал ценные методические указания об использовании игр в работе с детьми [14, с. 171 - 172].

        Е.И.Конради игру считала свободным видом детской деятельности, имеющим важное значение для всестороннего развития личности ребенка.

Она обстоятельно критиковала строго систематизированные дидактические игры, проводившиеся по методическим разработкам А.С.Симонович и Е.Н.Водовозовой. Вместо ознакомления с действительными явлениями и предметами природы, разными видами человеческого труда в непосредственной жизни дети ограничиваются в имитационных играх простым подражанием тем или иным действиям, движениям людей[8, с. 179].

        Е.И.Тихеева утверждала, что игры не только доставляют детям много радости и удовольствия, но и являются средством всестороннего развития их физических и духовных сил. Она считала, что на игры «должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание; игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей». Е.И.Тихеева говорила, что игра всегда и при всех условиях открывает простор деятельности ребенка, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души [16, с. 220].

        Л.И.Щлегер также одно из центральных мест в учебно- воспитательном процессе отводила игре. «Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта».

        В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Информация о работе Организация патриотического воспитания и формирование гражданской культуры старших школьников