Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 11:06, курсовая работа
Цель исследования: изучить педагогические особенности использования игровых технологий.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие
задачи:
проделать анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
рассмотреть проблему взаимодействия игровой и учебной деятельности;
выделить условия эффективного использования игровых технологий воспитания;
выявить уровень активности учащихся и уровень усвоения учебного материала на уроках с использованием игр;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ……………..………………………………………………………8
1.1 Выдающиеся педагоги о роли игровых методов в воспитании школьников
……………………………………………………….8
1.2. Сущность игровых методов воспитания………………………………….18
1.3 Воспитательный потенциал игры………………23
ГЛАВА 2 Организация патриотического воспитания и формирование гражданской культуры старших школьников……………………………….31
2.1 Диагностика уровня сформированности знаний о патриотизме и гражданской культуре…………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..37
Литература………………………………………………………………………42
Она обстоятельно критиковала строго систематизированные дидактические игры, проводившиеся по методическим разработкам А.С.Симонович и Е.Н.Водовозовой. Вместо ознакомления с действительными явлениями и предметами природы, разными видами человеческого труда в непосредственной жизни дети ограничиваются в имитационных играх простым подражанием тем или иным действиям, движениям людей[8, с. 179].
Е.И.Тихеева утверждала, что игры не только доставляют детям много радости и удовольствия, но и являются средством всестороннего развития их физических и духовных сил. Она считала, что на игры «должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание; игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей». Е.И.Тихеева говорила, что игра всегда и при всех условиях открывает простор деятельности ребенка, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души [16, с. 220].
Л.И.Шлегер также одно из центральных мест в учебно- воспитательном процессе отводила игре. «Ребенку нужно дать широкую возможность играть... Игра - это естественная жизнь детей и ни в коем случае не пустая забава. В игре раскрывается весь духовный мир, весь запас жизненного опыта».
В.А.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Н.К.Крупская игру считала важнейшим средством всестороннего развития ребенка и рассматривала ее как его насущную потребность.
А.С.Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого «деятельность, работа, служба». Будущий деятель, говорил он, воспитывается, прежде всего в игре. Педагог разработал методику игр, изучал связь между игрой и работой. Он считал, что в игре дети должны проявлять активность, испытывать радость творчества, эстетические переживания, чувствовать ответственность, относится серьезно к правилам игры [11,с.58].
Таким образом, большинство выдающихся педагогов прошлого позитивно относились к игре как методу обучения и воспитания. Они широко применяли данный метод в процессе воспитания детей, разрабатывали различные виды игр, методику их применения. Возможно, это повлияло на
широкое
использование игровых методов в педагогическом
процессе и в настоящее время.
1.2. Сущность игровых методов воспитания
Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности [7, с. 22].
Игра - один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность [9, с.34].
Д.В.Менджерицкая определила игру как наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Играя, дети учатся применять свои знания и умения, пользоваться ими в разных условиях.
Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию, добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, эстетического и трудового воспитания. Игра также имеет огромное образовательное значение. В игре дети учатся решать сложные познавательные задачи, анализировать, синтезировать получаемый учебный материал, новый материал усваивается лучше и систематизируются ранее приобретенные знания. Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями [5, с. 340].
В педагогике игра рассматривается как один из методов обучения и воспитания. Он направлен на усвоение нового материала, его закрепление, повторение, развитие всех видов мышления. Игре присуща тактическая и стратегическая направленность на формирование мировоззрения, качеств личности и способностей; на формирование организационных и организаторских, коммуникативных, экономических, гностических и функциональных умений [20, с. 366 - 367].
Характерной особенностью игры является ее двупланность. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью. Двупланность обуславливает развивающий эффект игры [19, с. 65].
Любая игра имеет свою определенную структуру, в которой можно выделить следующие элементы:
сюжет и содержание игры;
игровое действие или игровой элемент;
правила игры;
заключение или окончание игры.
Содержание - то, что игра отображает, то, что воспроизводит ребенок в качестве центрального характерного момента. Содержание игры отражает ту или иную сторону жизни людей или животных, сюжет отражает воспроизводимую действительность. Сюжет - компонент преимущественно ролевых игр, но и у игр с готовыми правилами, и у некоторых дидактических игр есть свои сюжеты. Сюжеты детских игр - это отражение бесконечных сюжетов жизни.
Важным структурным компонентом игры являются игровые действия. Игра объективно служит ребенку формой реализации его активности, формой жизнедеятельности. Действия в игре - это разнообразные двигательные реалии, приспособленные либо к целям, правилам, либо к игровым аксессуарам. Игра - всегда реальное действие и подобие настоящего действия. Последовательность и динамику игровых действий определяет сюжет [19, с.45 -48].
Миронова P.M. предлагает следующие формы реализации игровых действий:
1 разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками - подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание;
«зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебной игрушки, секретного письма);
осуществление поиска и нахождения нужной игрушки, предмета, числа, звука, слова;
загадывание и отгадывание загадок;
выполнение определенной роли;
соревнование (индивидуальное и коллективное);
особые игровые действия (хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий) [18, с.76].
Продуктивную игровую деятельность нельзя организовать без таких элементов, как задачи, материал, средства.
Любая игра имеет внешнюю и внутреннюю задачи. Внешняя задача игры- непредсказуемость результата, обязательный выигрыш, личный или групповой успех, наслаждение процессом игры. Внутренняя задача - алгоритм повторения игровых ситуаций, приносящий длительное удовлетворение и радость. Материал игры - ее сюжет и содержание, версии, фабулы, решения. Материал игры - игропрактика.
Правила игры - это те положения, в которых отражается сущность игры, соотношение всех ее компонентов. Правила игры есть негласные предписания, устанавливающие логический порядок игры. Правила - образ игры, ее интрига, ее нравственный и эстетический кодекс. Для учителя правила выступают тем элементом, посредством которого он доводит до детей свои педагогические требования. Дети предъявляют добровольно эти требования-правила. Если они не выполняются, игра не складывается. Если они монотонны и скучны, игра теряет свою привлекательность. Если правила слишком просты или слишком сложны, она становится для ребенка неинтересной. Являясь деятельностью свободной от каких-либо ограничений, игра дает возможность модернизировать правила. Правила игры, даже четко дидактически разработанные, не могут предсказать ее результата [25, с. 34].
Окончание игры - обязательная ее часть, элементом которой является выигрыш. Игра почти всегда состязательна. Состязательность, соперничество нацеливают на выигрыш. Игра обычно позволяет кому-либо из ее участников использовать максимально свои силы, опыт, мастерство для достижения основной цели. В конце игры обязательно должны быть подведены итоги.
Таким
образом, игра - один из ведущих методов
в педагогике. Игра имеет большое образовательное
и воспитательное значение, определенную
структуру.
1.3
Воспитательный потенциал игры
Воспитывающий потенциал игры всегда зависит:
От содержания познавательной и нравственной информации, заключенной в тематике игр;
От
того, каким героям подражают дети;
Он обеспечивается самим процессом игры как деятельности, требующей достижения цели самостоятельного нахождения средств, согласования действий с партнерами, самоограничения во имя достижения успеха и, конечно, установления доброжелательных отношений.
Игры, таким образом, дают детям очень важный навык совместной работы.
В процессе игры у детей возникают три вида целей.
Цель первая -- наиболее общая -- наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно было бы выразить двумя словами: «Хочу играть!» Эта цель представляет собой установку, определяющую готовность к любым действиям, связанным с данной игрой.
Вторая цель--это и есть собственно игровая задача, т. е. задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли.
Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, а потому всегда ставит перед личностью задачу творческую.
Направления педагогического руководства игровой деятельностью:
вовлекать детей в игру, использовать особые приемы, побуждающие желание играть («хочу играть!»);
помогать действовать по правилам и решать игровые задачи («так надо»);
развивать
творческие потенцииал ребенка в процессе
игры способствовать появлению адекватной
самооценки и чувства «могу!».
1.4
Условия эффективности игры как средства
воспитания
Всякое средство, даже самое совершенное, можно использовать во благо и во вред. И даже благие намерения не обеспечивают полезности применения средств: нужны еще знания и умения использовать средство соответствующим образом, чтобы его применение приносило безусловную пользу. Точно так же использование игры в воспитании требует соблюдения некоторых правил. Впервые об этих правилах написал Я.А.Коменский в «Законах хорошо организованной школы»[7,с.64]. Сформулированы они настолько последовательно и обоснованно, что и в наше время представляют не столько исторический, сколько практический интерес: