Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 11:06, курсовая работа
Цель исследования: изучить педагогические особенности использования игровых технологий.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие
задачи:
проделать анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
рассмотреть проблему взаимодействия игровой и учебной деятельности;
выделить условия эффективного использования игровых технологий воспитания;
выявить уровень активности учащихся и уровень усвоения учебного материала на уроках с использованием игр;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ……………..………………………………………………………8
1.1 Выдающиеся педагоги о роли игровых методов в воспитании школьников
……………………………………………………….8
1.2. Сущность игровых методов воспитания………………………………….18
1.3 Воспитательный потенциал игры………………23
ГЛАВА 2 Организация патриотического воспитания и формирование гражданской культуры старших школьников……………………………….31
2.1 Диагностика уровня сформированности знаний о патриотизме и гражданской культуре…………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..37
Литература………………………………………………………………………42
Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто побочное, а не как на какое-нибудь дело.
Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
Игра не должна грозить опасностью для жизни, здоровья, приличия.
Игры должны служить преддверием для вещей серьезных.
Игра должна оканчиваться раньше, чем надоест.
Игры должны проходить под наблюдением воспитателей.
При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т.е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.
Украшением игры, по Я. Коменскому, являются подвижность тела, жизнерадостность духа, порядок, игра с толком и по правилам, победа доблестью, а не хитростью. Пороками же в игре являются леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик, коварство. А такие игры, как кости, карты, борьба, кулачный бой, плавание и другие, бесполезные и опасные игры, вообще не должны, считал Я. Коменский, использоваться в воспитании детей.[5,с.98]
Изучение современной педагогической литературы об игре позволяет сформулировать следующие требования, которые воспитатель, учитель обязательно должны учитывать при организации детских игр на уроках и во внеурочное время.
Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и г содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность.
В игре дети должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
Игру нужно организовывать и направлять, при необходимости сдерживать, но не подавлять, обеспечивать каждому участнику возможность проявления инициативы.
В подростковых и особенно в старших классах необходимо побуждать учащихся к анализу проведенной игры, к сопоставлению имитации с соответствующей областью реального мира, оказывать помощь в установлении связи содержания игры с содержанием практической жизненной деятельности или с содержанием учебного курса. Результатом обсуждения игры может быть пересмотр ее содержания, правил и др.
Игры не должны быть излишне (откровенно) воспитательными и излишне дидактическими: их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации (дат, имен, правил, формул).
Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в игры на деньги и вещи, в опасные для здоровья и жизни, в игры-сорняки (содержащие в своих правилах и действиях нарушения общепринятых норм морали).
Естественно,
это лишь некоторые, наиболее общие требования.
Для отдельных видов игр формулируются
свои принципы и для каждой игры разрабатываются
свои правила. Например, Ч. Куписевич достаточно
подробно описывает принципы дискуссии,
в том числе и такие: участник должен понимать,
что нельзя говорить долго, следует взвешивать
свои слова, произносить их обдуманно,
выступление должно быть предметным, нельзя
бравировать независимостью Своего мышления
или руководствоваться желанием угодить
кому-либо и др. [ 5,с. 13]
ГЛАВА 2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Психолого-педагогическая характеристика испытуемых Возрастной состав 5 «А» класса - 11-12 лет. Количество учащихся - 25 человек; количество учащихся в одной подгруппе - 7 человек.
Список учащихся подгруппы, в которой проводилась опытно-экспериментальная работа: Ананьев Рома Богина Я^га Кривина Анастасия Крайнов А^тр Фокин Ти\ Цвеленьевй Мишель Черныш/Яна^
У учащихся Данной подгруппы высокий социальный статус семьи. Новичков в классе нет, какие-либо физические недостатки отсутствуют.
В подгруппе наблюдается высокий уровень сплоченности: ребята все перемены проводят вместе, участвуют в совместных делах. В группе преобладает оптимистическое настроение и положительное отношение к предмету (хотя в подгруппе наблюдались ученики, которым необходимо уделять больше времени и усилий языку, т.е. индивидуальный подход)
В связи с этим выделились такие категории учащихся:
Одаренные дети (дети способные к языку)
Дети со средними способностями
Среди них одаренные:Цвеленьева Мишель, Черныш Яна
Учитель при организации учебного процесса большую часть уделяет индивидуальному подходу, поэтому отстающих в классе нет.
Анализ домашнего задания и работы учащихся на уроке показал, что познавательный уровень и развитее учащихся соответствует норме или высокому уровню (в зависимости от сложности материала). 5 «А» классу присущ средний темп усвоения материала.
Для определения степени сплоченности группы для каждого из ее членов было проведено наблюдение (на переменах, уроках, в играх), откуда стало ясно, что сплоченность коллектива определяется практически во всем: друзья, которыми можно играть, общаться, совместные дела.
Для определения степени привлекательности предмета мА просмотрели уроки, из которых можно сделать вывод, что у детей есть желание научиться говорить на английском языке. Интерес к познанию нового (материала, сведений, информации), общение на английском языке во время урока. Их активность на уроке, желание узнавать, открывать для себя новые страницы в мир английского языка показали высокую степень привлекательности предмета.
Анализируя деятельность учителя можно сказать о его большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает и традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала.
В этой главе ставятся следующие задачи:
Выявить уровень знаний детей
Проследить работу детей в игровой форме на уроках английского языка
Отследить уровень знаний детей после внедрения игр в работу урока
Для реализации данных задач была проведена опытно-экспериментальная работа, которая состояла из следующих этапов:
Констатирующий эксперимент
Формирующий эксперимент
Контрольный эксперимент
Цели:
Выяснить какие обучающие игры использует педагог на уроках английского языка
Определить, как влияет введение обучающих игр в урок английского языка
Выявить уровень ЗУН детей Методы:
Ранжирование
Тест-опросник
Беседа
Метод наблюдения 1. Ранжирование
Испытуемым было предложено определить место предмета в системе обучения, оценив по 6-балльной шкале. Были предложены следующие предметы: ИЗО
История
Математика
Английский язык
Физкультура
Русский язык
В таком порядке дети оценивают предметы:
ИЗО | История | Математика | Английский язык | Физ-ра | Русский язык | |
Ананьев Рома | 1 | 4 | 2 | 3 | 5 | 6 |
БогинаЯна | 5 | 3 | 4 | 1 | 6 | 2 |
Кривина Настя | 1 | 4 | 5 | 2 | 6 | 3 |
Крайнов Антон | 1 | 6 | 3 | 2 | 5 | 5 |
Фокин Тимур | 1 | 6 | 4 | 2 | 3 | 5 |
Цвеленьева Мишель | 1 | 2 | 4 | 3 | 6 | 5 |
Черныш Яна | 2 | 3 | 5 | 1 | 6 | 4 |
На основании полученных данных был составлен рейтинг предметов:
ИЗО
Английский язык
Математика
Русский язык
История
Физкультура
Вывод: В основном все учащиеся поставили английский язык на второе место. Это говорит о высоком положении предмета в системе обучения, но так как на уроках английского языка в малой степени используются игровые моменты, детям трудно воспринимать учебный материал. Поэтому задачей является изменение структуры уроков путем внедрения игровых технологий.
2. Тест-опросник
Испытуемым на уроке английского языка было предложено ответить на ряд вопросов.
Были предложены следующие вопросы:
Любите ли вы игру?
Каким играм вы отдаете предпочтение?
Где чаще всего вы играете?
С кем вы играете?
Часто ли вы обмениваетесь мнениями об игре?
Хотелось бы вам, чтобы на уроках присутствовала игра?
Вы больше любите работать в группе или поодиночке?
Как бы вы изменили урок английского языка, включили бы игру в урок?
Вывод: ответы ребят показали, что уровень знаний детей выше среднего, но обучение проходит традиционно, по одной и той же схеме. В уроке нет разнообразия при внесении нового. Задача учителя - донести до ребенка материал, но форма преподнесения - традиционная. Дети хотели бы изменить ход урока, внести что-то новое и интересное, ребятам нравятся игры и они хотели бы видеть использовать их на уроках.
3. Беседа
Беседа с учителем
На основе результатов теста-опросника было выявлено, что детям нравятся ролевые и групповые игры, но данные игровые технологии не часто используются на уроке английского языка. Поэтому мы решили провести беседу с учителем. Задавались следующие вопросы:
Используете ли вы игры на уроке?
Какие методы и методики вы используете?