Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2011 в 11:06, курсовая работа
Цель исследования: изучить педагогические особенности использования игровых технологий.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие
задачи:
проделать анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
рассмотреть проблему взаимодействия игровой и учебной деятельности;
выделить условия эффективного использования игровых технологий воспитания;
выявить уровень активности учащихся и уровень усвоения учебного материала на уроках с использованием игр;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ……………..………………………………………………………8
1.1 Выдающиеся педагоги о роли игровых методов в воспитании школьников
……………………………………………………….8
1.2. Сущность игровых методов воспитания………………………………….18
1.3 Воспитательный потенциал игры………………23
ГЛАВА 2 Организация патриотического воспитания и формирование гражданской культуры старших школьников……………………………….31
2.1 Диагностика уровня сформированности знаний о патриотизме и гражданской культуре…………………………………………………………31
Заключение……………………………………………………………………..37
Литература………………………………………………………………………42
Используете ли вы игру как метод обучения иностранному языку?
Анализируя ответы учителя можно сказать о его большой роли в поддержании интереса к предмету. Учитель правильно организует деятельность детей, использует индивидуальный подход к каждому ученику. Учитель совмещает и традиционные и активные методы обучения, что сохраняет высокую степень активности детей в усвоении материала.
Вывод: Игра в большей степени позволяет контролировать внимание детей, но требует тщательной подготовки и соблюдения методики проведения. Нельзя часто повторять одну и туже игру часто, так как дети быстро теряют к ней интерес.
Беседа с учащимися
Ребятам уроки не кажутся скучными. Но они внесли бы какое-нибудь разнообразие. Им интересно участвовать в играх, решать сложные задачи, искать ответы на интересующие их вопросы, решать проблемные ситуации. Дети готовы помогать учителю в разработке игровых ситуаций на уроках, содействовать в любых преобразованиях урока. Им интересно узнавать что-то новое и раскрывать свои способности перед классом. Игровые моменты помогают детям раскрыть свои способности в области английского языка, вызывают заинтересованность ребенка, дают возможность самореализоваться, самоутвердиться в коллективе.
4. Метод наблюдения
Метод наблюдения дал возможность проследить уровень ЗУН учащихся, рассмотреть их отношение к урокам английского языка, их заинтересованность предметом, активность на уроке, межличностное взаимодействие и взаимодействие с учителем. Это необходимо для того, чтобы выявить индивидуальные особенности каждого ребенка и подобрать индивидуальные методы работы.
Вывод: В ходе наблюдения испытуемые были разделены на следующие группы по нескольким критериям: По способностям к изучению иностранного языка:
Одаренные дети - Цвеленьева Мишель, Черныш Яна
Дети со средними способностями - Ананьев Рома, Богина Яна, Кривина Настя, Крайнов Антон, Фокин
Тимур
По активности на уроке:
Активные - Черныш Яна, Богина Яна, Крайнов Антон
Пассивные - Ананьев Рома, Кривина Настя, Фокин Тимур, Цвеленьева Мишель Межличностные отношения:
«Звезды» - Черныш Яна
Предпочитаемые - Богина Яна, Фокин Тимур, Крайнов Антон
Принятые - Ананьев Рома
Пренебрегаемые - Цвеленьева Мишель, Кривина Настя
Изгоев в данной ученической группе нет
Цели: разработать и провести серию экспериментальных уроков, задачей которых будет изучение эффективности игры на уроках английского языка.
В течение данного эксперимента были спроектированы, разработаны и проанализированы экспериментальные уроки по следующим темам:
"Going places"
"Crazy Gang"
"Story time"
Для повышения активности на уроке английского языка были использованы следующие игровые упражнения:
«ЧЬЕ СОЛНЫШКО ЯРЧЕ?»
КАПИТАНЫ команд выходят к доске, на которой нарисованы два кружка, и описывают животное по картинке. Каждое правильно сказанное предложение - это один лучик к кружку и один балл. Побеждает тот капитан, чье солнышко будет иметь больше лучиков, т.е. больше баллов
Итоги: В результате выполнения задания учащиеся повторили усвоенный раньше лексический материал,развили речевую реакцию.
ВЕСЕЛЫЕ ХУДОЖНИКИ.
Ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий называет основные части тела: Draw a head, please. Draw a body, please. Draw a tail, please.
Если рисунок получился, команда получает пять баллов. Итоги: В результате выполнения данного упражнения учащиеся усвоили лексические единицы по теме.
ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из другой команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д. Выигрывает та команда, которая последней назовёт слово.
ЧТО ЭТО?
В руках ведущего - черный ящик (или коробка), в котором находится незнакомый предмет. Члены команд должны задать ведущему по одному наводящему вопросу. После этого они должны дать ответ, что находится в ящике
БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ
Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.
Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.
Вывод: игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Все виды игр, которые были использованы в работе, помогли в разработке уроков. При проведении уроков у детей сформировалась положительная динамика, они энергично участвовали в разных видах игровой деятельности, помогали учителю в ведении урока, были активны. Дети, которые раньше не проявляли особых признаков заинтересованности, начали постепенно включаться в работу. Были созданы проблемные ситуации, где дети пытались показать уровень своих знаний. Учащиеся быстрее усваивали новый материал, знакомились с новыми темами. Дети после уроков делились впечатлениями.
3-3 Контрольный эксперимент
Цели:
выявить насколько изменился уровень ЗУН учащихся во время проведения эксперимента
выявить насколько у испытуемых изменилось отношение к английскому языку
Для того, что бы определить какое место стал занимать английский язык в системе обучения 5 «А» класса после проведения экспериментальных уроков, был проведено ранжирование предметов.
ИЗО | История | Математика | Английский язык | Физ-ра | Русский язык | |
Ананьев Рома | 1 | 4 | 2 | 3 | 5 | 6 |
Богина Яна | 5 | 3 | 4 | 1 | 6 | 2 |
Кривина Настя | 1 | 4 | 5 | 2 | 6 | 3 |
Крайнов Антон | 1 | 6 | 3 | 2 | 5 | 5 |
Фокин Тимур | 1 | 6 | 4 | 2 | 3 | 5 |
Цвеленьева | 1 | 2 | 4 | 3 | 6 | 5 |
Мишель | ||||||
Черныш Яна | 2 | 3 | 5 | 1 | 6 | 4 |
На основании полученных данных был составлен рейтинг предметов:
ИЗО
Английский язык
Математика
Русский язык
История
Физкультура
Исследование показало, что английский язык остался на прежнем месте.
Что бы выявить, насколько изменился уровень ЗУН учащихся, и как повлияло введение игры в урок, детям был предложен тест-опросник
Любите ли вы игру?
Каким играм вы отдаете предпочтение?
Где чаще всего вы играете?
С кем вы играете?
Часто ли вы обмениваетесь мнениями об игре?
Хотелось бы вам, чтобы на уроках присутствовала игра?
Вы больше любите работать в группе или поодиночке?
Как бы вы изменили урок английского языка, включили бы игру в урок?
Вывод: не смотря на то, что английский язык остался на том же месте, пассивные дети смогли проявить себя, раскрыть свои способности. Не малую роль сыграло сплочение коллектива при групповом взаимодействии.
Беседа с учителем
При беседе с учителем был сделан вывод, что игровые элементы на уроках английского языка необходимо использовать более часто. Подтверждением были положительные результаты учащихся. Но возникла проблема с временными рамками урока, так как игра занимает много времени на объяснение правил и распределение ролей учащихся, что не позволяет в полной мере охватить весь объем пройденного материала.
Беседа с учащимися
При
разговоре с учащимися можно было сделать
вывод, что им понравилось разнообразие
в уроке. Увеличился темп восприятия материала,
уроки проходили динамичнее. Дети стали
самостоятельно готовить отдельные элементы
урока: «Я в роли учителя». Не малую роль
сыграло сплочение коллектива при работе
в группах. Дети стали более общительными,
раскрепощенными.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Активизация познавательной деятельности младших школьников: Кн. для учителя / М.П.Осипова [и др.]; под общ. ред. М.П.Осиповой. - Минск: Нар. асвета, 1987. - 98 с.
Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя/ Н.П.Аникеева. - М.: Просвещение, 1987.-144с.
Баранов, С.П. Педагогика: Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. №2001 «Преподавание в нач. классах общеобразоват. шк.» / С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, В.А.Сластенин; под ред. С.П.Баранова. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 368 с.
Войнова, Н.И. Творческие игры на уроках русского языка / Н.И.Войнова // Нач. школа. - 2005. - №10. - С. 38 - 40.
Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии / Л.С.Выготский . - М.: Психология, 1966. - 541 с.
Газман, О.С. В школу - с игрой: Кн. для учителя / О.С.Газман, Н.Е.Харитонова; под ред. О.С.Газман. - М.: Просвещене, 1991. - 96 с.
Губанова, О.В. Использование игровых приемов на уроках/ О.В.Губанова// Нач. школа. - 1997. - №6. - С. 22 - 26.
Егоров, С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ С.Ф.Егоров, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева; под ред. С.Ф.Егорова. - М.: Издат-ий центр «Академия», 2001.-320 с.
Игра дошкольника / Л.А.Абрамян [и др.]; под общ. ред. С.Л.Новоселовой. -М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
Игры и упражнения в обучении шестилеток: Пособие для учителя / Н.В.Седж [и др.]; под общ. ред. Н.В.Седж. - Минск: Нар. асвета, 1985 - 136 с.
История дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. институтов по спец. «Педагогика и психология» / М.Ф.Шабаева [и др.]; под общ. ред. JI.H.Литвина. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1989. - 352 с.
Кларин, М.В. Обучение как игра / М.В.Кларин // Школьные технологии. - 2004. - №5. - С. 45 - 58.
Козловская, Л.И. Профессиональное мастерство организаторов игровой деятельности детей и молодежи / Л.И.Козловская // Праблемы вых. - 2006. -№1.-С. 19-21.
Константинов, Н.А. История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов / Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева; под ред. Н.А.Константинова. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с.
Косолапова, Н.Е. Формируем личность ребенка в игре/ Н.Е.Косолапова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №7. - С. 114-117.
Лыков, С.В. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия/ С.В.Лыков, Л.М.Волобуева; под ред. С.Ф.Егорова. - М.: Издат-ий центр «Академия», 1999. - 520 с.