Организация внеклассной работы с использованием мультимедийных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить степень эффективности внеклассной работы по иностранным языкам с использованием мультимедиа в мотивации учащихся.
Задачи исследования:
Обобщить опыт внеклассной работы по ИЯ в средней школе.
Определить роль и место мультимедийных средств во внеклассной работе по ИЯ.
Провести эксперимент по применению мультимедиа во внеклассной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ……………………………………………………………………………. 5
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку 5
1.2. Формы и методы внеклассной работы по иностранному языку 6
1.3. Использование средств мультимедиа в обучении школьников 11
1.4. Использование Интернет – ресурсов во внеклассной работе по иностранному языку 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».…………………………………………………………………………19
2.1. Диагностика исходного уровня мотивации (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………………….19
2.2. Применение информационных технологий в проведении внеклассных мероприятий (формирующий эксперимент)……………………………………..24
2.3. Выявление результатов и их интерпретация (итоговый эксперимент)…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………29

Работа состоит из  1 файл

юля.DOC

— 316.00 Кб (Скачать документ)
 

    СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

                                                          

    ВВЕДЕНИЕ

    Внеклассная работа по иностранному языку в общеобразовательной  школе имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны и сквозь призму этих знаний желание более активно осваивать культуру своей страны.

    Изменения, которые произошли в жизни  и системе образования требуют  обновлённых подходов к целям  и задачам, содержанию, формам и методам внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое распространение в системе образования получила работа с компьютерами, использование Интернет – сети. Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя иностранного языка, использующего в своей практической деятельности методические рекомендации и материалы к внеклассной работе по иностранным языкам.

      Таким образом, актуальность проблемы обусловила выбор темы  исследования «Внеклассная работа по иностранному языку с использованием мультимедиа как средство повышения мотивации учащихся».

    Цель  исследования – выявить степень эффективности внеклассной работы по иностранным языкам с использованием мультимедиа в мотивации учащихся.

    Задачи  исследования:

  1. Обобщить опыт внеклассной работы по ИЯ в средней школе.
  2. Определить роль и место мультимедийных средств во внеклассной работе по ИЯ.
  3. Провести эксперимент по применению мультимедиа во внеклассной работе.

    Объект  исследования - внеклассная работа по ИЯ в средней школе.

    Предмет исследования – использование мультимедиа во внеклассной работе.

    Гипотеза: мотивация к изучению иностранного языка у учащихся возрастет, если во внеучебной деятельности применять современные информационные технологии.

    Методы  исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической  литературы по иностранному языку, обобщение передового педагогического опыта, наблюдение, опрос, беседа, анкетирование.

    Практическая  значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в педагогической деятельности учителей иностранных языков.

    Новизна исследования заключается в результативности проведенного эксперимента, в ходе которого выявлено положительное влияние использования мультимедиа во внеклассной работе на мотивацию к изучению ИЯ.

    Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. система внеклассной работы по иностранному языку

    Система внеклассной работы по иностранному языку включает совокупность взаимосвязанных  и взаимодействующих организационных  форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями.

    В создании системы важно учесть преемственность  различных возрастных этапов и этапов овладения иноязычной коммуникативной деятельностью. Уровень языковой подготовки учащихся и их психофизиологические особенности определяют выбор содержания, форм и методов работы, а также характер взаимоотношений учителя и ученика.

    В планировании и проведении внеклассной  работы по предмету необходимо принимать  во внимание, что она значима и  эффективна в том случае, если каждое ее мероприятие органически вписывается  в учебно-воспитательный  процесс  школы. В связи с этим все проводимые в рамках системы, постоянно действующие и периодические формы работы должны координироваться администрацией школы и органически сочетаться с планами работы классных руководителей, деятельностью детских и молодежных организаций школы.

    В создании любой педагогической системы существует сложнейшая зависимость между целями, содержанием, формами и методами учебно-воспитательного процесса.

    1.1. Цели и задачи  внеклассной работы  по иностранному  языку

    Одним из способов интенсификации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внеклассной работы педагогический коллектив учителей иностранного языка должен выбрать те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, экономичны по времени, отвечают интересам детского коллектива и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.

    Целями  внеклассной работы по иностранному языку являются:

    • расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;

    • стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;

    • всестороннее развитие личности, включая  интеллектуальную, эмоционально-волевую  и духовно-нравственную сферы.

    Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи:

    • усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;

    • помощь ребёнку в формировании мировоззрения;

    • развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов;

1.2. Формы и методы внеклассной работы по иностранному языку

    В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия "массовости", различают формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно, относят групповые формы к организационно-структурным, а индивидуальные и массовые - к неструктурным.

    Массовые  формы внеклассной работы не имеют  четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

    По  смыслу можно выделить такие формы  внеклассной работы по ИЯ:

    • соревновательная,

    • средства массовой информации,

    • культурно-массовая,

    • политико-массовая.

    Каждая  группа указанных форм предусматривает  конкретные мероприятия. Мероприятия  соревновательного характера, конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие. Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, выставка-викторина и т.п.. Мероприятия культурно-массового характера, вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями. Мероприятия политико-массового характера: форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.

    Групповая форма внеклассной работы имеет  четкую организационную структуру  и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К  этой форме принадлежат разнообразные  кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, внеклассного чтения и т.п. Некоторые методисты рекомендуют организовывать для учеников всех классов разговорные и хоровые кружки, для учеников старших классов - литературно-переводческие и страноведческие. Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

    В педагогической литературе есть понятие "объединяющие формы внеклассной  работы". К объединяющим формам относят  детские и юношеские клубы  по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых. Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по ИЯ, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах. Клубы имеют свои названия, эмблемы, положения и уставы. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов. Каждая команда, которая принимает участие в КВН, имеет свой девиз, эмблему, песню и форму. Как "домашнее задание" участники клуба готовят инсценировку произведений известных зарубежных писателей и драматургов.

    Среди массовых форм внеклассной работы по иностранному языку целесообразно  выделить такую форму внеклассной  работы как «неделя иностранного языка» в школе. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.

    «Неделя иностранного языка» в школе как комплексная форма должна оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеклассной работы по ИЯ в школе, активизации работы кружков, для которых «Неделя» становится своеобразным творческим отчетом, формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе подготовки и проведение «Недели». «Неделя» иностранного языка проводят в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, которая определяет цели, содержание и форму любого из его компонентов. Тематика мероприятий в рамках «Недели» должна быть интересной, познавательной, доступной, связанной с учебным материалом и отвечать возрастным особенностям учеников, уровню их языковой подготовки.

    Предметные  кружки также являются формой внеклассной работы  по иностранному языку.

    Кружок — эффективная форма внеклассной учебной работы по определенному предмету. Во время уроков не всегда можно удовлетворить все запросы учащихся. Познавательные интересы школьников нередко выходят за пределы учебных программ и учебников. В этом случае умело организованная кружковая работа приобретает большую педагогическую значимость. Предметные кружки служат действенным средством в решении таких задач: привитие интереса к предмету; расширение и углубление знаний, полученных на уроке; формирование и совершенствование практических навыков и умений по тому или иному учебному предмету; развитие индивидуальных наклонностей учащихся к определенной отрасли науки; развитие творческой активности, инициативы и самостоятельности; вооружение учащихся методами добывания знаний, формирование интереса к интеллектуальному и практическому труду; организация содержательного отдыха учащихся, направленного на их эстетическое и нравственное воспитание.

    Предметным  кружкам, в сравнении их с другими  формами внеклассной учебной  работы, присущи такие особенности: общность познавательных интересов учащихся, их положительное отношение к изучению данного предмета, любознательность и др.

    В школе организуются кружки по всем предметам для учащихся 4—10х классов. Кружки лучше всего организовать из учащихся параллельных классов и в состав каждого включать по 10—20 учащихся. Членами кружка могут быть не только хорошо успевающие учащиеся, по любой ученик, изъявивший желание заниматься в данном кружке. Практика существования предметных кружков показывает, что ученики со средней успеваемостью, работая активно в кружке, начинают хорошо учиться как по данному, так и по другим предметам. Опытные учителя специально вовлекают в кружок и плохо успевающего учащегося, стараются заинтересовать его, а заинтересовав, ставят перед ним требование — ликвидировать проблемы в своей учебной работе. В случае необходимости учитель организует через коллектив помощь этому учащемуся. Результаты такой работы, как правило, положительные.

    Учитель может на кружковом занятии применять  проблемное изложение материала, создать систему заданий и вопросов, направляющую учащихся на решение той или иной проблемы, либо предложить такие индивидуальные и групповые задания, которые предполагают самостоятельную поисковую деятельность учащихся. В первом случае учащиеся будут следить за ходом мысли, рассуждений учителя, во втором - частично привлекаться к поисковой деятельности и в третьем - самостоятельно осуществлять все этапы поисковой деятельности.

Информация о работе Организация внеклассной работы с использованием мультимедийных средств