Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа
Цель исследования – выявить степень эффективности внеклассной работы по иностранным языкам с использованием мультимедиа в мотивации учащихся.
Задачи исследования:
Обобщить опыт внеклассной работы по ИЯ в средней школе.
Определить роль и место мультимедийных средств во внеклассной работе по ИЯ.
Провести эксперимент по применению мультимедиа во внеклассной работе.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ……………………………………………………………………………. 5
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку 5
1.2. Формы и методы внеклассной работы по иностранному языку 6
1.3. Использование средств мультимедиа в обучении школьников 11
1.4. Использование Интернет – ресурсов во внеклассной работе по иностранному языку 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».…………………………………………………………………………19
2.1. Диагностика исходного уровня мотивации (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………………….19
2.2. Применение информационных технологий в проведении внеклассных мероприятий (формирующий эксперимент)……………………………………..24
2.3. Выявление результатов и их интерпретация (итоговый эксперимент)…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………29
Мысль ребят в этом случае занята тем, как решить проблему, какие найти рациональные способы ее решения, где найти убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. В основе речевой деятельности, как мы знаем, лежит именно мысль. Язык является средством формирования и формулирования мысли. Если проблема решается в совместной деятельности с носителями языка, нет возможности обсуждать эту проблему на родном языке. Необходимо донести свои мысли до партнеров и точно понять ход их мыслей. Всю работа по обсуждению проблемы, поиску ее решения лучше проводить на уроке в группах с тем, чтобы ребята вели все обсуждения, дискуссии на иностранном языке, готовили материал совместно, распределяя роли для каждого участника проекта с нашей стороны. Многое зависит от проблемы, которая предлагается для решения. Если проблема оказывается интересной, как для наших школьников, так и для школьников из других стран, то возникают подходящие условия для организации международного телекоммуникационного проекта. Поиск партнеров под свою проблему - дело нелегкое, здесь необходима настойчивость, время. Если найдены зарубежные партнеры, которых данная проблема заинтересовала, необходимо, прежде всего, познакомиться. Для этого принято обмениваться так называемыми представительскими письмами. Можно воспользоваться web-страничками своих школ или даже личными страничками, сообщив потенциальным партнерам адреса. Тогда можно познакомиться поближе, увидеть друг друга на фотографиях, показать свою школу и т.д. После знакомства можно договориться о подгруппах-партнерах с каждой стороны, распределив между этими подгруппами задачи общего проекта. Далее приступают к обсуждению плана совместных действий, сроков промежуточных результатов и итоговых, способов оформления результатов. Договариваются в случае необходимости об он-лайновых чатах, конференциях. Можно создать совместную web-страничку, на которой будут размещаться итоговые материалы совместного проекта, результаты дискуссий. Все необходимые письма, материалы обсуждаются в классе. Проект идет как бы внутри класса и вне его, в Интернете. Письма партнеров также могут обсуждаться в группах на уроках.
При работе с компьютером деятельность учащихся чаще носит характер индивидуальной деятельности, особенно, если ученик работает не в школьной медиатеке, а у себя дома, за собственным домашним компьютером.
В медиатеке за одним компьютером часто работают несколько учащихся, причем работают совместно. То, что реально один из них осуществляет поиск информации в сети, не является столь уж важным фактом. Главное, что они совместно обсуждают саму проблему и возможные пути поиска нужной информации. Обсуждение обычно происходит на родном языке. Но информация, необходимая для целей проекта должна быть на иностранном языке.
Выводы по первой главе
В
первой главе курсовой работы мы рассмотрели
систему внеклассной работы по иностранному
языку. Нами сделаны следующие выводы:
внеклассная воспитательная работа
по ИЯ является неотъемлемой частью педагогического
процесса, имеет большое значение для
всестороннего развития школьников, в
том числе интеллектуального, духовно-нравственного
и эмоционально-волевого. Внеклассная
работа по ИЯ имеет свои цели и задачи
и строится по определённым принципам.
Содержание внеклассной работы по ИЯ ориентировано,
прежде всего, на содержание урочной работы
и является ее логическим продолжением.
Многообразие форм внеклассной работы
по ИЯ предоставляет широкий спектр деятельности
для учителей-предметников.
Глава 2.
Опытно- экспериментальная
работа «Повышение мотивации
изучения ИЯ путем
использования мультимедиа
во внеклассной работе»
2.1.
Диагностика исходного
уровня мотивации
(констатирующий
эксперимент)
Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.
Опытно- экспериментальная работа
проводилась в течение
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
Констатирующий эксперимент включал в себя в два этапа: основной и прогностический.
На основном этапе выявлялся реальный учебный мотив учащихся, а также определялись условия, усиливающие мотивацию изучения английского языка.
На прогностическом этапе определялся уровень готовности учеников к восприятию новых информационных технологий.
На первом этапе было проанализировано около 15 уроков у 2 учителей. Для анализа были выделены следующие критерии:
Диаграмма 1 Соотношение использования пед. технологий.
Вместе с наблюдением использовалось интервью для того, чтобы узнать мнение учителей.
Для интервью был выделен следующий круг вопросов
На основе анализа результатов наблюдений и ответов учителей на первый вопрос можно с уверенностью утверждать, что традиционные пед. технологии превалируют, на что указывают 53% учителей, затем следует игровые технологии-36%, и только 11% учителей используют информационные технологии.
В результате анализа ответов на второй вопрос, выяснилось, что 40% учителей недовольны используемыми обычными пед. технологиями, т е они отметили, что используемые технологии не всегда способствуют реализации задач урока.
Ответы учителей английского языка на предложение проанализировать мотивы посещения учащимися уроков английского языка можно группировать в шесть основных групп во- первых, все учителя (100°о) считают, что на урок учащихся приводит желание получить оценку, во-вторых, по 56,5 % получили потребность в общении и необходимость знания английского языка для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, в- третьих, мнение друзей определяет потребность изучения ИЯ- так считают 20% учителей, и, наконец, в- четвертых 25,5% учителей считают, что учащиеся приходят на уроки английского языка в поисках новых знаний, негативные мотивы (например, страх перед родителями, руководством школы и т.д.) были отмечены только 13% учителей. Схематично результаты можно представить в виде диаграммы 2.
Диаграмма 2 Мотивы посещения учащимися уроков английского языка.
При ответе на четвёртый вопрос, мнения учителей разделились следующим образом 87,5% учителей считает, что укрепления интереса к английском языку необходимо использовать различные ТСО (учебные фильмы презентации, обучающие программы, Интернет), 75% уверены, что периодическое обновление содержания приводит к повышению интереса к изучению английского языка, и 37,5 % учителей отметили, что для достижения вышеозначенной цели требуется реорганизация процесса обучения, т е применение новых технологий обучения.
Ответы
на пятый вопрос были необходимы для
прояснения ситуации в отношении
именно использования новых
Проанализируем данные, полученные в результате опроса школьников. Выраженность мотива на отметку у учеников была приблизительно одинаковой, в то время как мотивация на получение знаний колебалась. Возрастание можно объяснить появлением многих новых предметов, что могло повысить интерес к учению, возрастание же мотивации к получению знаний в 9-м классе могло быть обусловлено, желанием продолжить обучение в старших классах, куда набирают после сдачи конкурсных экзаменов. Поступив же в 10-й класс, учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении мотивации на получение знаний и вообще к учению
Если обратить внимание на мотивы учения, которые выбрали сами школьники и сравнить их с мотивами, отмечаемыми учителями, то можно заметить небольшую разницу в оценках важности одних и тех же критериев. Так, если оценке, как мотиву, придают большое значение и учителя и ученики, то такой фактор, как «мнения друзей» или «родители» б интерпретации учеников являются более весомыми. Различие точки зрения учеников и учителей можно увидеть на Диаграмме 3.
Диаграмма
3 Мотивы учения по мнению учителей и учащихся
На основании анализа фактов, полученных в ходе констатирующего этапа, можно сделать следующие выводы:
2.2.
Применение информационных
технологий в проведении
внеклассных мероприятий (формирующий
эксперимент)
Необходимость разработки системы внеклассных мероприятий на основе информационных технологий, способствующих повышению и укреплению мотивации изучения ИЯ, обусловила проведение формирующего эксперимента.
Целью формирующего эксперимента явилась апробация информационных технологий в образовательном процессе
Задачей
было разработать мероприятие с
применением мультимедиа и
Для реализации цели и задач формирующего эксперимента было разработано внеклассное мероприятие, построенное на применении мультимедиа.
Формирующий эксперимент состоял из 2 этапов; подготовительного и основного. Целью первого - подготовительного - этапа было создание благоприятных условий для применения информационных технологий. Необходимость проведения данного этапа обусловлена отсутствием у некоторых учащихся знаний для использования компьютера. На данном этапе закладываются базовые умения и навыки. Составляющие фундамент дальнейшей работы. Была проведена беседа с учителем информатики для выявления знаний и умений, учащихся по информатике.
Так, в ходе эксперимента был организован компьютерный Интернет – кружок на базе кабинета информатики. Встречи состоялись трижды в неделю во внеучебное время. В ходе проведения встреч учащиеся были заинтересованы преподавателями и получили возможность общения со сверстниками в англоговорящих странах, как то участие в различных форумах, чатах, переписке по е-mail. Результатом регулярных встреч стало то, что учащиеся стали воспринимать английский язык не просто как дополнительную нагрузку, что-то абстрактное, а как реальное средство общения с живыми людьми.
Информация о работе Организация внеклассной работы с использованием мультимедийных средств