Организация внеклассной работы с использованием мультимедийных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить степень эффективности внеклассной работы по иностранным языкам с использованием мультимедиа в мотивации учащихся.
Задачи исследования:
Обобщить опыт внеклассной работы по ИЯ в средней школе.
Определить роль и место мультимедийных средств во внеклассной работе по ИЯ.
Провести эксперимент по применению мультимедиа во внеклассной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ……………………………………………………………………………. 5
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку 5
1.2. Формы и методы внеклассной работы по иностранному языку 6
1.3. Использование средств мультимедиа в обучении школьников 11
1.4. Использование Интернет – ресурсов во внеклассной работе по иностранному языку 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».…………………………………………………………………………19
2.1. Диагностика исходного уровня мотивации (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………………….19
2.2. Применение информационных технологий в проведении внеклассных мероприятий (формирующий эксперимент)……………………………………..24
2.3. Выявление результатов и их интерпретация (итоговый эксперимент)…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………29

Работа состоит из  1 файл

юля.DOC

— 316.00 Кб (Скачать документ)

    Мысль ребят в этом случае занята тем, как  решить проблему, какие найти рациональные способы ее решения, где найти  убедительные аргументы, доказывающие правильность выбранного пути. В основе речевой деятельности, как мы знаем, лежит именно мысль. Язык является средством формирования и формулирования мысли. Если проблема решается в совместной деятельности с носителями языка, нет возможности обсуждать эту проблему на родном языке. Необходимо донести свои мысли до партнеров и точно понять ход их мыслей. Всю работа по обсуждению проблемы, поиску ее решения лучше проводить на уроке в группах с тем, чтобы ребята вели все обсуждения, дискуссии на иностранном языке, готовили материал совместно, распределяя роли для каждого участника проекта с нашей стороны. Многое зависит от проблемы, которая предлагается для решения. Если проблема оказывается интересной, как для наших школьников, так и для школьников из других стран, то возникают подходящие условия для организации международного телекоммуникационного проекта. Поиск партнеров под свою проблему - дело нелегкое, здесь необходима настойчивость, время. Если найдены зарубежные партнеры, которых данная проблема заинтересовала, необходимо, прежде всего, познакомиться. Для этого принято обмениваться так называемыми представительскими письмами. Можно воспользоваться web-страничками своих школ или даже личными страничками, сообщив потенциальным партнерам адреса. Тогда можно познакомиться поближе, увидеть друг друга на фотографиях, показать свою школу и т.д. После знакомства можно договориться о подгруппах-партнерах с каждой стороны, распределив между этими подгруппами задачи общего проекта. Далее приступают к обсуждению плана совместных действий, сроков промежуточных результатов и итоговых, способов оформления результатов. Договариваются в случае необходимости об он-лайновых чатах, конференциях. Можно создать совместную web-страничку, на которой будут размещаться итоговые материалы совместного проекта, результаты дискуссий. Все необходимые письма, материалы обсуждаются в классе. Проект идет как бы внутри класса и вне его, в Интернете. Письма партнеров также могут обсуждаться в группах на уроках.

    При работе с компьютером деятельность учащихся чаще носит характер индивидуальной деятельности, особенно, если ученик работает не в школьной медиатеке, а у себя дома, за собственным домашним компьютером.

    В медиатеке за одним компьютером  часто работают несколько учащихся, причем работают совместно. То, что  реально один из них осуществляет поиск информации в сети, не является столь уж важным фактом. Главное, что они совместно обсуждают саму проблему и возможные пути поиска нужной информации. Обсуждение обычно происходит на родном языке. Но информация, необходимая для целей проекта должна быть на иностранном языке.

Выводы  по первой главе

    В первой главе курсовой работы мы рассмотрели  систему внеклассной работы по иностранному языку. Нами сделаны следующие выводы: внеклассная воспитательная работа по ИЯ является неотъемлемой частью педагогического процесса, имеет большое значение для всестороннего развития школьников, в том числе интеллектуального, духовно-нравственного и эмоционально-волевого. Внеклассная работа по ИЯ имеет свои цели и задачи и строится по определённым принципам. Содержание внеклассной работы по ИЯ ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является ее логическим продолжением. Многообразие форм внеклассной работы по ИЯ предоставляет широкий спектр деятельности для учителей-предметников. 
 
 

Глава 2. Опытно- экспериментальная  работа «Повышение мотивации  изучения ИЯ путем  использования мультимедиа  во внеклассной работе» 

2.1. Диагностика исходного  уровня мотивации  (констатирующий  эксперимент) 

      Теоретическое изучение проблемы определило необходимость проведения анализа данного вопроса в реальном учебном процессе.

        Опытно- экспериментальная работа  проводилась в течение педагогической  практики в СШ №2 г. Столин. В исследовании были задействованы  школьники 7, 8, 9 и 10 классов, которые  начали изучать английский язык с 5-го класса. Целью констатирующего эксперимента явилось выявление исходного уровня учебной мотивации и ее конкретного проявления в виде мотивации изучения английского языка. На констатирующем этапе были поставлены следующие задачи;

  1. Определить, какой мотив является ведущим.
  2. Чем учащиеся руководствуются (т. е. каковы мотивы) при изучении английского языка.
  3. Выявить условия, способствующие возникновению и укреплению мотивации изучения английского языка.
  4. Определить степень готовности (потребности) в работе с компьютером, и другими ТСО.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы:

  • педагогическое наблюдение;
  • анализ ряда уроков английского языка;
  • анкетирование учащихся и интервью учителей.

      Констатирующий  эксперимент включал в себя в два этапа: основной и прогностический.

      На  основном этапе выявлялся реальный учебный мотив учащихся, а также  определялись условия, усиливающие  мотивацию изучения английского  языка.

      На  прогностическом  этапе  определялся  уровень  готовности  учеников к восприятию новых информационных технологий.

      На  первом этапе было проанализировано около 15 уроков у 2 учителей. Для анализа  были выделены следующие критерии:

  • Использование  на уроке различных педагогических технологий.
  • Психологический климат урока, стиль общения школьниками.
  • Приемы поддержания интереса на уроке
 

      

      Диаграмма 1 Соотношение использования пед. технологий.

      Вместе  с наблюдением использовалось интервью для того, чтобы узнать мнение учителей.

      Для интервью был  выделен следующий круг вопросов

  1. Какие педагогические технологии Вы преимущественно используете на уроках?
  2. Способствует ли использование названной технологии полной реализации задач урока?
  3. Назовите ведущий мотив посещения школьниками Ваших уроков?
  4. Какие средства необходимо применять для укрепления интереса к английскому языку.
  5. Владеете ли вы компьютером?
  6. Как часто Вы используете компьютер на уроке?

      На  основе анализа результатов наблюдений и ответов учителей на первый вопрос можно с уверенностью утверждать, что традиционные пед. технологии превалируют, на что указывают 53% учителей, затем следует игровые технологии-36%, и только 11% учителей используют информационные технологии.

      В результате анализа ответов на второй вопрос, выяснилось, что 40% учителей недовольны используемыми обычными пед. технологиями, т е они отметили, что используемые технологии не всегда способствуют реализации задач урока.

      Ответы  учителей английского языка на предложение  проанализировать мотивы посещения  учащимися уроков английского языка можно группировать в шесть основных групп  во- первых, все учителя (100°о) считают, что на урок учащихся  приводит желание получить оценку, во-вторых, по 56,5 % получили потребность в общении и необходимость знания английского языка для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности, в- третьих, мнение друзей определяет потребность изучения ИЯ- так считают 20% учителей, и, наконец, в- четвертых 25,5% учителей считают, что учащиеся приходят на уроки английского языка в поисках новых знаний, негативные мотивы (например, страх перед родителями, руководством школы и т.д.) были отмечены только 13% учителей. Схематично результаты можно представить в виде диаграммы 2.

      

      Диаграмма 2 Мотивы посещения учащимися уроков английского языка.

      При ответе на четвёртый вопрос, мнения учителей разделились следующим  образом 87,5% учителей считает, что укрепления интереса к английском языку необходимо использовать различные ТСО (учебные  фильмы презентации, обучающие программы, Интернет), 75% уверены, что периодическое обновление содержания приводит к повышению интереса к изучению английского языка, и 37,5 % учителей отметили, что для достижения вышеозначенной цели требуется реорганизация процесса обучения, т е применение новых технологий обучения.

      Ответы  на пятый вопрос были необходимы для  прояснения ситуации в отношении  именно использования новых информационных технологий, потому, что компьютер  лежит в основе данных технологий, при этом выяснилось, что большинство учителей либо не владеют компьютером (50%), либо владеют компьютером, но очень слабо и не способны применять его в обучающем процессе (30%),и только 20% учителей заявили, что владеют компьютером и могут использовать его в обучающем процессе.

      Проанализируем  данные, полученные в результате опроса школьников. Выраженность мотива на отметку  у учеников была приблизительно одинаковой, в то время как мотивация на получение знаний колебалась. Возрастание  можно объяснить появлением многих новых предметов, что могло повысить интерес к учению, возрастание же мотивации к получению знаний в 9-м классе могло быть обусловлено, желанием продолжить обучение в старших классах, куда набирают после сдачи конкурсных экзаменов. Поступив же в 10-й класс, учащиеся «расслабляются», что сказывается на снижении  мотивации на получение знаний и вообще к учению

      Если  обратить внимание на мотивы учения, которые  выбрали сами школьники и сравнить их с мотивами, отмечаемыми учителями, то можно заметить небольшую разницу в оценках важности одних и тех же критериев. Так, если оценке, как мотиву, придают большое значение и учителя и ученики, то такой фактор, как «мнения друзей» или «родители» б интерпретации учеников являются более весомыми. Различие точки зрения учеников и учителей можно увидеть на Диаграмме 3.

 

Диаграмма 3 Мотивы учения по мнению учителей и учащихся 

      На  основании анализа фактов, полученных в ходе констатирующего этапа, можно  сделать следующие выводы:

  1. исходный уровень учебной мотивации учащихся является невысоким и требует повышения;
  2. мотивы получения знаний подменяются мотивами получения отметки, что требует смещения акцентов с оценки на практическую ценность знаний;
  3. среди факторов, способных изменить отношение к предмету ИЯ учащиеся назвали изменение содержания, применение новых ТСО, изменение форм работы. Эти данные позволяют говорить о необходимости разработки модели процесса обучения, целью которой будет повышение заинтересованности учащихся путем использования новых форм работы и мультимедиа.
  4. анализ уроков учителей, а также анализ интервью с учителями показали, что новые информационные технологии используются недостаточно.

2.2. Применение информационных технологий  в проведении внеклассных мероприятий (формирующий эксперимент) 

      Необходимость разработки системы внеклассных  мероприятий на основе информационных технологий, способствующих повышению  и укреплению мотивации изучения ИЯ, обусловила проведение формирующего эксперимента.

      Целью формирующего эксперимента явилась апробация  информационных технологий в образовательном процессе

      Задачей было разработать мероприятие с  применением мультимедиа и оценить  его эффективность.

      Для реализации цели и задач формирующего эксперимента было разработано внеклассное мероприятие, построенное на применении мультимедиа.

      Формирующий эксперимент состоял из 2 этапов; подготовительного и основного. Целью первого - подготовительного - этапа было создание благоприятных  условий для применения информационных технологий. Необходимость проведения данного этапа обусловлена отсутствием у некоторых учащихся знаний для использования компьютера. На данном этапе закладываются базовые умения и навыки. Составляющие фундамент дальнейшей работы. Была проведена беседа с учителем информатики для выявления знаний и умений, учащихся по информатике.

      Так, в ходе эксперимента был организован  компьютерный Интернет – кружок на базе кабинета информатики. Встречи  состоялись трижды в неделю во внеучебное время. В ходе проведения встреч учащиеся были заинтересованы преподавателями и получили возможность общения со сверстниками в англоговорящих странах, как то участие в различных форумах, чатах, переписке по е-mail. Результатом регулярных встреч стало то, что учащиеся стали воспринимать английский язык не просто как дополнительную нагрузку, что-то абстрактное, а как реальное средство общения с живыми людьми.

Информация о работе Организация внеклассной работы с использованием мультимедийных средств