Организация внеклассной работы с использованием мультимедийных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 15:52, курсовая работа

Описание

Цель исследования – выявить степень эффективности внеклассной работы по иностранным языкам с использованием мультимедиа в мотивации учащихся.
Задачи исследования:
Обобщить опыт внеклассной работы по ИЯ в средней школе.
Определить роль и место мультимедийных средств во внеклассной работе по ИЯ.
Провести эксперимент по применению мультимедиа во внеклассной работе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. СИСТЕМА ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ……………………………………………………………………………. 5
1.1. Цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку 5
1.2. Формы и методы внеклассной работы по иностранному языку 6
1.3. Использование средств мультимедиа в обучении школьников 11
1.4. Использование Интернет – ресурсов во внеклассной работе по иностранному языку 14
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА «ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ПУТЕМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЛЬТИМЕДИА ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».…………………………………………………………………………19
2.1. Диагностика исходного уровня мотивации (констатирующий эксперимент)……………………………………………………………………….19
2.2. Применение информационных технологий в проведении внеклассных мероприятий (формирующий эксперимент)……………………………………..24
2.3. Выявление результатов и их интерпретация (итоговый эксперимент)…25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………29

Работа состоит из  1 файл

юля.DOC

— 316.00 Кб (Скачать документ)

      Также учащиеся 7,8,9,10 классов вместе со мной и учителем информатики в связи  с приездом иностранных гостей разработали  мероприятие по теме «Belarus» с использованием мультимедиа, что тоже явилось причиной проявления интереса к иностранному языку. Целью данного мероприятия было представить нашу страну и наш родной город, используя слайд-шоу.

2.3. Выявление результатов  и их интерпретация  (итоговый эксперимент) 

      После завершения формирующего этапа эксперимента, возникла необходимость подвести итоги, что обусловило переход к следующей  стадии опытно- экспериментальной работы - итоговой.

      Целью итогового этапа стало выявление  эффективности использования мультимедиа в образовательном процессе.

      На  основании цели нами были выдвинуты  следующие задачи:

  1. охарактеризовать изменения в мотивах изучения ИЯ;
  2. выявить особенности воздействия информационных технологий на основе сравнения с диагностическим этапом

      Для решения поставленных задач применялись методы аналогичные тем, которые были задействованы на констатирующем этапе педагогическое наблюдение, анализ занятий, анкетирование, a так же опрос учащихся, происходивший в форме беседы.

      По  сравнению с констатирующим этапом в классах произошли видимые изменения: учащиеся стремились прийти  на уроки,  не хотели уходить, активно интересовались, будут ли еще проводиться занятия подобного рода.

      Произошло смещение акцентов с мотива получения  отметки на мотив получения знаний и на мотив общения. Сравнение данных по показателям констатирующего и итогового экспериментов можно представить в виде диаграммы 4.

        

      Диаграмма 4 Сравнение данных констатирующего и итогового экспериментов 

      Из  нее видно, что заинтересованность в получении знаний выросла на 15%, в общении - на 13%, интерес к  оценке немного уменьшился 20%; такие  мотивы, как мнение друзей и мнение родителей потеряли около 19% и 5% соответственно. Это означает, что внешние мотивы перестают играть ведущую роль в изучении ИЯ, а более весомыми становятся мотивы внутренние.

      Результаты  итогового эксперимента позволили  сделать следующие выводы:

  1. Ощутимо возрос уровень проявления  интереса  к  содержанию процесса обучения, а интерес к отметкам снизился.
  2. Возросла активность школьников на уроках.
  3. У учащихся появилось чувство удовлетворения от проделанной работы.
  4. Новые информационные технологии формируют, и развивают мотивацию учеников.
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Проведённое исследование позволяет сделать следующие выводы. Обобщение опыта внеклассной работы в средней школе убедила нас в том, что она является неотъемлемой и важной частью педагогического процесса. Благодаря внеклассной работе по иностранному языку углубляются познавательные интересы школьников, развиваются социальные и познавательные мотивы учебной деятельности, стимулируется развитие личности, особенно её творческого потенциала, значительно расширяется кругозор, эрудиция и эмоционально-ценностное отношение к миру и к себе. Иначе говоря, внеклассная работа по иностранному языку способствует более эффективному усвоению содержания образования, построенного на принципе культуросообразности.

    В курсовой работе проанализирована система  внеклассной  работы по иностранному языку. Выделены следующие принципы внеклассной работы: принцип связи обучения с жизнью, принцип коммуникативной активности учащихся, принцип учёта уровня языковой подготовки учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка, принцип учёта возрастных особенностей учащихся, принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.

    Кроме того, выявлены следующие цели и  задачи внеклассной работы по иностранному языку: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи как: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ; помощь ребёнку в формировании мировоззрения; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетических вкусов.

    Достаточной научной новизной обладает тот раздел нашего исследования, который посвящён использованию сети «Интернет» во внеклассной  работе по иностранному языку. В настоящее  время использование средств  сети «Интернет» во внеклассной работе стало очень популярным и доступным.

     Эксперимент, проведенный в рамках исследования, позволяет утверждать, что действительно  внеклассная работа с использованием мультимедиа ресурсов позволяет  эффективно повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка и смещает акценты с мотива получения отметки на мотив получения знаний и на мотив общения.

      В заключении необходимо подчеркнуть, что  внедрение  в учебный процесс  мультимедийных программ не исключает  традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка, что и было доказано в ходе эксперимента.

     Таким образом, согласно итогам моего исследования, использование новых информационных технологий, в частности, компьютера, в условиях средней школы является эффективным:

  • оно создало комфортные условия для проведения процесса обучения,
  • способствовало повышению информационной культуры учащихся,
  • расширило их языковую и социокультурную компетенции,
  • изменило в положительную сторону мотивы изучения английского языка.
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Азимов Э. Г. «Материалы Интернета на уроках англ. языка» //Иностранные языки в школе 2001 №1
  2. Алтуфьева А. А.. Некоторые основные проблемы создания общего языка общения в системе Интернет http://linguact.hyperlink.ru/articles/altufjeva.html
  3. Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам http://virtlab.ioso.ru/method.htm#
  4. Внеурочная работа // Рос. Пед Энц. –М.; 1993. С. 151
  5. Внеурочные учебные занятия // Рос. Пед Энц. –М .; 1993. С. 152
  6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.; 1996 –С 387
  7. Коростелева Т.В. Диагностика учебных мотивов школьников / Т.В. Коростелева, Н.А. Курдюкова // Биология в школе - 2005- №4 – С 23-27.
  8. Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. – М.; 1990. с.261.
  9. Маслыко Е. А. Пути формирования мотивации овладения студентами иностранного языка.
  10. Пассов Е. И. Кузовлев В. П.  Коростелев В. С.  -Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. - 1987. - №6
  11. Полат Е.С. "Интернет на уроках иностранного языка". //"Иностранные языки в школе" № 3  2001 г.
  12. Полипова Т.А. «Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка»
  13. Фадеев С. В. « О вопросе применения компьютера в обучении ИЯ»
  14. Якушина Л. З. - Связь урока и внеурочной работы по иностранному языку, М: Высшая школа,1990
  15. http://fio.novgorod.ru/projects/project2007/diagnost.htm
  16. http://www.psiholognew.com/prof08.html
  17. http://vio.fio

Приложение 1 

Методика  изучения отношения к учебным предметам (Казанцева Г.Н.)

Раздел I

Назови из всех изучаемых в школе предметов  твои самые 

А. Любимые _________________________________________________________

Б. Нелюбимые _______________________________________________________ 

Раздел II 

Подчеркни причины, характеризующие твое отношение  к предмету.

Допиши недостающие.

Люблю предмет  потому, что :

Не люблю предмет  потому что :  

1. Данный предмет  интересен 

2. Нравится, как  преподает учитель 

3. Предмет нужно  знать всем 

4. Предмет нужен для будущей работы

5. Предмет легко  усваивается 

6. Предмет заставляет  думать 

7. Предмет считается  выгодным 

8. Требует наблюдательности, сообразительности 

9. Предмет требует  терпения 

10. Предмет занимательный 

11. Товарищи интересуются  этим предметом

12. Интересны  отдельные факты 

13. Родители считают  этот предмет важным 

14: Хорошие отношения  с учителем 

15. Учитель часто  хвалит 

16. Учитель интересно  объясняет 

17. Получаю удовольствие  при его изучении 

18. Знания по  предмету необходимы для поступления в институт

19. Предмет помогает  развивать общую культуру 

20. Предмет влияет  на изменение знаний об окружающем  мире 

21. Просто интересно  

1. Данный предмет  не интересен 

2. Не нравится, как преподает учитель 

3. Предмет не  нужно знать всем 

4. Предмет не нужен для будущей работы

5. Предмет трудно  усваивается 

6. Предмет не  заставляет думать 

7. Предмет не  считается выгодным 

8. Не требует  наблюдательности, сообразительности 

9. Предмет не  требует терпения 

10. Предмет не  занимательный 

11. Товарищи не интересуются этим предметом

12. Интересны  только отдельные факты 

13. Родители не  считают этот предмет важным 

14. Плохие отношения  с учителем 

15. Учитель редко  хвалит 

16. Учитель неинтересно  объясняет 

17. Не получаю  удовольствия при его изучении

18. Знания по  предмету не играют существенной  роли при поступлении в институт 

19. Предмет не  способствует развитию общей  культуры 

20. Предмет не  влияет на изменение знаний  об окружающем мире 

21. Просто неинтересно  

Раздел III 

Почему  ты вообще учишься? Подчеркни наиболее соответствующий этому вопросу ответ или допиши недостающий.  

1. Это мой  долг.

2. Хочу стать  грамотным. 

3. Хочу быть  полезным гражданином. 

4. Не хочу  подводить свой класс. 

5. Хочу быть  умным и эрудированным. 

6. Хочу добиться  полных и глубоких знаний.

7. Хочу научиться  самостоятельно работать.

8. Все учатся  и я тоже.

9. Родители заставляют.

10. Нравится получать  хорошие оценки.

11. Чтоб похвалил  учитель. 

12. Чтобы товарищи  со мной дружили. 

13. Для расширения  умственного кругозора.

14. Классный руководитель  заставляет.

15. Хочу учиться.  

Обработка результатов.

Первый  раздел составлен с целью выявления  предпочитаемых учебных предметов, второй — причин предпочтительного  отношения к ним, третий – для  выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и др.), на основе чего делается соответствующий вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.

Приложение 2 

Информация о работе Организация внеклассной работы с использованием мультимедийных средств