Основы педагогической культуры учителя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:12, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа написана на актуальную на сегодняшний день тему – «Основы педагогической культуры учителя». С чем связана ее актуальность? Во все времена профессия учителя была важна, поскольку не только среда и обстоятельства, но и педагог не в последнюю очередь формирует личность подрастающего человека. Именно он вкладывает знания и частичку себя в тех, кого опекает, растит и воспитывает.

Содержание

Реферат…………………………………………………………………………….3

Введение…………………………………………………………………………...4

Глава 1. Содержание, сущность педагогической культуры учителя………….7

Понятие педагогической культуры……………………………………...7
Функции и качества учителя в истории педагогики………………….11
Стиль деятельности учителя………………………………………........13
Факторы формирования педагогической культуры…………………..16
Глава 2. Формирование педагогической культуры будущего учителя………18

2.1. Роль диспута и учебных проектов в формировании педагогической культуры будущего учителя…………………………………………………18

2.2. Психологическое тестирование………………….……………………...27

Заключение……………………………………………………………………….33

Список литературы………………………………………………………………35

Приложение………………………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Основы педагогической культуры учителя.doc

— 289.00 Кб (Скачать документ)

    Вывод.

    Таким образом, теоретический анализ данной проблемы показал, что высокий уровень профессиональной направленности – это та качественная особенность структуры мотивов личности, которая выражает единство интересов и личности в системе профессионального самоопределения. Следует отметить значительную роль характерологических особенностей личности и уровня развития ее способностей. Однако в этой взаимосвязи профессиональной направленности, черт характера и способностей ведущая роль отдается преобладающему мотиву.

    Для повышения педагогической культуры необходима такая организация деятельности учителя, которая совершенствовала бы не только образовательные навыки педагога, но и его нравственную и эстетическую культуру.

    Глава 2. Формирование педагогической культуры будущего учителя

2.1. Роль диспута и  учебных проектов в формировании педагогической культуры будущего учителя

    В настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности учителя, и фактическим уровнем готовности выпускников педагогических образовательных учреждений к выполнению ими своих профессиональных функций; между типовой системой подготовки учителя и индивидуально-творческим характером его деятельности. Неизбежным следствием технократического и экстенсивного подходов в педагогическом образовании стало отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика. Это привело к резкому снижению социального статуса и престижа педагогической профессии, несоответствию системы подготовки учителя общественным потребностям и обострению образовательных проблем. 

    Становление профессиональной педагогической культуры, по мнению А.И.Пискунова, представляет собой длительный, многоэтапный процесс, протекающий под воздействием различных социокультурных и индивидуально-психических факторов на протяжении всей активной творческой жизнедеятельности педагога. Процесс становления педагогической культуры в педагогическом вузе проходит две стадии, которые в целостной системе ее развития объединяются в начальный блок (этап). Итак, структура данного блока линейна от развития положительного отношения к педагогической культуре к осознанному восприятию себя в педагогическом культурном пространстве.    Основными средствами педагогического воздействия на первой ступени  является игровая технология. При построении учебных занятий проектируется последовательность игр. Студенты включаются в ролевые игры, принимают определенные игровые позиции, через которые осознается феномен «культура». Особую значимость для становления педагогической культуры имеет профессиональный идеал педагога. Формирование профессионального идеала учителя происходит при создании ситуаций взаимодействия между субъектами учебного процесса. Наиболее эффективное взаимодействие осуществляется в условиях игровой деятельности.

    При     сборе    практического  материала     для   данной    курсовой   работы

экспериментальное исследование проводилось на базе педагогического факультета Могилевского государственного университета имени А.А. Кулешова. Во всех нижеприведенных мероприятиях участие принимали студенты 4-го курса.

    Приведем  пример занятия, построенного в форме деловой игры, на тему: «Суд над идеалом учителя». В качестве подсудимого выступает «Идеал педагога», обвинитель – ученик-двоечник, защитник – ученик-отличник. Свидетелями со стороны обвинения выступают: «социально-экономические условия современного периода», родители ученика-лодыря, пессимист, разочаровавшийся учитель-практик и т.п.; со стороны защиты – родители школьников, учителя-профессионалы, «будущее», «инновационная школа» и пр. В ходе работы «суда» у студентов формируется образ «идеала компетентного в своей области учителя».      

    Диспут  в учебном процессе педагогического вуза выполняет двоякую роль: он выступает как важная форма активизации познавательной деятельности студентов (дидактическая среда для становления профессиональной культуры) и служит для них образцом в проведении диспута в школе. Диспут по указанной теме готовит группа студентов из 5-7 человек. Они выделяют из своей среды ведущего, подбирают литературу, определяют вопросы, знакомят с ними остальных студентов, продумывают оформление аудитории. Вся группа получает задания: обдумать свое мнение по изложенным вопросам, познакомиться с первоисточниками (список предлагается группой разработчиков). Перед началом диспута в аудитории вывешиваются плакаты и рисунки. Ответственные за диспут проводят его в течение одного академического часа, второй час посвящен обсуждению мероприятия. Студенты концентрируют внимание на выборе темы, программы диспута, подготовленности его ведущих, общей готовности группы. Ведущий готовит с членами команды разработчиков микровыступления «Я хочу рассказать вам…».     

    Приведем  пример диспута при проведении семинарского занятия по теме «Профессия массовая и уникальная, вечная и творческая».

      Наталья Р.: «В «Толковом словаре живого русского языка», созданном в прошлом веке В.И. Далем, слово «учитель» определяется как наставник, преподаватель. Преподаватель передает накопленные человеческие знания. Наставник наставляет, как следует себя вести и как надо жить. Эти две задачи учителя – преподавать и наставлять или, иначе, учить и воспитывать – основные. Учитель – профессия массовая. Учить и воспитывать надо все подрастающее поколение. Возникает вопрос: сколько юношей и девушек хотят быть учителями. Одни скажут «много», другие – «мало». И те, и другие по-своему правы. Те, кто скажут «много», правы, потому что, действительно, каждый год в педагогические вузы поступает много молодежи. Те, кто считает «мало», тоже правы. Во-первых, потому что не все те, кто поступает в педвуз, хотят стать учителями. Во-вторых, и это главное, далеко не все те, кто идут учиться на учителя, могут им быть.   Многим кажется, что профессия учителя – самая обычная, однако каждый из нас запоминает на всю жизнь только одного или двух педагогов. Тех, кто сыграл особую роль в какой-то момент нашей жизни; тех, чьи мудрость и доброта помогли нам стать хорошими людьми. Поэтому можно сказать, что профессия учителя уникальна, ведь не у всех были такие учителя».      Рита М.: «Каждый день из года в год учитель входит в класс. Даже один и тот же класс постоянно меняется: ребята растут почти в прямом смысле слова не по дням, а по часам. В классе происходят события,  меняются его настроения, увлечения на протяжении года, четверти, недели, одного дня и даже урока. И каждый раз, входя в класс, встречаясь с ребятами после уроков, вне школы, учитель сталкивается с чем-то новым. Это требует от него наблюдательности, анализа, реакции, каждый раз в чем-то непохожих на те, что уже были, каждый раз в чем-то уникальных. Многие годы учитель начальных классов работает по одним и тем же учебникам, преподает одни и те же предметы. Но! Каждый урок не может быть точно таким как предыдущий, потому что практически он один проводит целый учебный день с малышами. Профессия учителя творческая. Не может быть одинаковых детей, не может быть одинаковых взаимоотношений с ними, воздействий на них».           Ведущий: «Приведите высказывания отечественных и зарубежных педагогов, аналогичные словам А. Дистервега:

    «Что  сталось бы с народом, с обществом, с государством без его (учителя) тихой, скромной, трудолюбивой деятельности? Он один еще не в состоянии все сделать, но он закладывает основы всему, и без него тотчас же распространилось бы среди нас варварство».

    Маша С.: «Я думаю, что подойдет цитата Я.А. Коменского «учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле они должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим».       

    Катя О.: «Мне кажется, что в этом русле делает свое высказывание Д.И. Менделеев: «К педагогическому делу надо призывать, как к делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение…». 

    Женя К.: «В.А. Сухомлинский писал: «Учитель – это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника; он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию». (Данный вид работы вызвал интерес у студентов, однако, процесс цитирования первоисточников был прерван преподавателем из-за ограниченности времени занятия).       

    Ведущий: «Выделите основные характеристики, по которым определяли аналогичные высказывания». (Ведется обсуждение, в котором приняли участие большинство студентов группы). 

    Далее ведущий выступил сам на тему «Я и профессия», придерживаясь следующего плана: почему я избрал профессию учителя?; как я себя готовил к профессии учителя?; что я уже сегодня смогу дать детям?; чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в вузе? Дискуссия развернулась вокруг двух основных вопросов: кто может стать учителем и кому не надо быть учителем? Итогом стало соотнесение высказываний студентов с мнением по этому поводу А.В. Мудрика : «Если вы талантливы, то сможете стать учителем, независимо от того, в чем вы талантливы. Если в какой-то отрасли знания, то это поможет вам стать выдающимся учителем по предмету (блоку предметов). Если в какой-либо сфере искусства, то это поможет создать для учеников эмоционально насыщенную атмосферу, в которой так нуждается каждый человек. Если у вас талантливые руки, то ваши ученики вырастут настоящими мастерами какого-либо дела… Если у вас физически развитое тело, то вы сможете увлечь всех ребят идеей вырасти здоровыми и спортивными. Если вы талантливы в общении, то ваши ученики не будут знать трудностей в человеческих отношениях. Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям и они к вам тянутся, то смело идите в учителя.»         

    В ходе второй части занятия студенты мотивировали и рефлексировали проведение диспута. В целом, многие студенты проявили умения быстрого и аргументированного разъяснения собственной позиции, корректного использования достижений научной педагогической мысли, ее творческой реализации, проявления активности, изобретательства и инициативы в ведении, стимулировании и резюмировании итогов дискуссии, способности к критичному и мобильному мышлению, свободному волеизъявлению, честности в суждениях, метафоричным сравнениям и гиперболизации. Перечисленные изменения в поведении, мышлении, общении студентов 4-го курса мы отнесли к первичным проявлениям их профессиональной культуры и компетентности.    В связи с тем, что преподавателю пришлось регламентировать деятельность по представлению высказываний отечественных и зарубежных педагогов в первой части занятия, в качестве домашнего задания предлагается сконструировать из цитат книжки-малышки на тему «Учитель и время».   На второй стадии в качестве основного педагогического средства выступают учебные проекты. Например, при реализации учебного проекта «Педагогическая культура» предлагается, во-первых, написание эссе «Я и педагогическая культура», далее проанализировать подходы к определению сущности данной категории, разработать игру «Путешествие в педагогическую культуру». Завершение работы над проектом предполагает написание реферата «Педагогическая культура как объект исследования». Приведем примеры учебных проектов, выполнение которых создает условия для становления профессиональной культуры.

    Проект  № 1

    «Комфортно  ли ребенку при  обучении в условиях функционирования педагогической технологии В.М. Монахова?»

    Цели:

  • дидактическая – расширить собственный арсенал методов исследования комфортности школьника в учебно-воспитательном процессе, научиться применять систему таких методов на практике;
  • исследовательская – выявить условия комфортного взаимодействия и общения; определить степень эффективности методики для установления комфортности; установить степень предоставления комфортных условий при обучении по технологии В.М. Монахова.

    Вводные замечания:

  1. На основании результатов наблюдений укажите условия, обеспечивающие комфортность в коллективе, учебно-воспитательном процессе.
  2. Выберите методики, ориентированные на проверку комфортности.
  3. Определите согласование между применяемыми методиками
  4. Составьте таблицу результатов по проведенным методикам.

    Задание. Выберите 2-3 методики на установление комфортности, обоснуйте выбор, укажите критерий согласованности методик, покажите адекватность (неадекватность) результатов диагностик между собой; установите степень комфортности у отдельных учащихся; опишите условия комфорта и дискомфорта.

    Отчетность. Обоснование выбора методик, описание требований к применяемым методикам, анализ результатов, выводы и рекомендации по преодолению дискомфорта, если он присутствует, установите возможности педагогической технологии В.М. Монахова для обеспечения комфорта.

    Проект  № 2

    «Методический инструментарий преподавателя»

    Цели:

  • дидактическая – овладеть методикой наблюдения и учета данных;
  • исследовательская – выявить, от каких причин зависит выбор и область применения методов, средств и форм обучения, насколько часто они повторяются в течение урока, какова ответная реакция школьников.

    Вводные замечания:

    Наблюдение  – это организованное по специальной программе,  более или менее длительное восприятие исследователем педагогического процесса, его отдельных видов и сторон в естественных условиях. Достаточно объективные результаты дает так называемое включенное наблюдение, когда исследователь выступает непосредственным организатором разнообразной деятельности и общения детей. Наблюдения дают возможность выделить общее и особенное, типичное и случайное, наметить соответствующие средства педагогического воздействия. Эффективность «методического инструментария» – величина, которую легко измерить и соотнести с условиями, при которых она проявляется.

    Многократные  наблюдения, проведенные с помощью  таблиц-бланков, позволят определить, как различается распределение  частоты использования отдельных  средств, методов и приемов на разных уроках и в различных ситуациях, из урока в урок и т.п. Постарайтесь обнаружить общие тенденции, связанные с темпераментом учителя и ребенка, ответной реакцией класса, возможностями педагогической технологии и т.п.      Задание. Установите, от чего зависит эффективность «методического инструментария преподавателя»; оцените влияние методов, приемов и средств, частоты их использования на успеваемость и активность, творческость школьников. Представьте отчет в форме описания, проиллюстрируйте графически и таблично.

Информация о работе Основы педагогической культуры учителя