Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 02:12, курсовая работа
Данная курсовая работа написана на актуальную на сегодняшний день тему – «Основы педагогической культуры учителя». С чем связана ее актуальность? Во все времена профессия учителя была важна, поскольку не только среда и обстоятельства, но и педагог не в последнюю очередь формирует личность подрастающего человека. Именно он вкладывает знания и частичку себя в тех, кого опекает, растит и воспитывает.
Реферат…………………………………………………………………………….3
Введение…………………………………………………………………………...4
Глава 1. Содержание, сущность педагогической культуры учителя………….7
Понятие педагогической культуры……………………………………...7
Функции и качества учителя в истории педагогики………………….11
Стиль деятельности учителя………………………………………........13
Факторы формирования педагогической культуры…………………..16
Глава 2. Формирование педагогической культуры будущего учителя………18
2.1. Роль диспута и учебных проектов в формировании педагогической культуры будущего учителя…………………………………………………18
2.2. Психологическое тестирование………………….……………………...27
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Приложение………………………………………………………………………
Проект № 3
«Авторская педагогическая технология и культура педагога»
Цели:
Вводные замечания:
Задание. Освойте методику работы с категориями; составьте программу работы по сравнительному анализу сущности категорий; разработайте реферат в форме эссе по одной из проблем: «Педагогическая культура и педагогическая технология», «Предполагает ли наличие профессиональной культуры у педагога владение технологией» и др.; вычлените изменения, которые претерпевает профессиональная культура учителя при освоении им педагогической технологией. Оформите результаты в виде опор. В зависимости от уровня развития профессиональной культуры и отношения к педагогической технологии формируются проблемные группы. Опишем фрагмент занятия работы проблемной группы на тему «Я и технология». Занятие проводится в форме пресс-конференции. Студенты распределяются в две группы: «журналисты» и «педагоги-технологи». Специально организуется подготовительная работа. Преподаватель работает с каждой из «групп» в отдельности. Встреча начинается со вступительного слова руководителя проблемной группы, в котором обозначаются задачи встречи репортеров с педагогами-технологами. «Журналист» Светлана Н.: «В чем вы видите преимущества педагогической технологии в сравнении с традиционной методикой обучения? Может быть технология не нужна? Раньше же обходились без нее». «Педагог-технолог» Наталья К.: «Методика обращает внимание лишь на один процесс – процесс преподавания, технология работает с двумя: учением и преподаванием. Я думаю, что без технологии нельзя. Еще в древности философы говорили о передаче мастерства, а это близко к технологии. Многие ученые, например, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский выделяли технологические процедуры. Технология обеспечивает комфортность как ученику, так и учителю. Она тиражируема и гарантирует конечный результат, адекватный поставленной цели».
«Педагог-технолог» Жанна Р.: «Продолжая мысль моего коллеги, я хочу обратить внимание глубокоуважаемых журналистов на то, что технология всегда присутствовала в профессиональной деятельности учителя – это и тематическое планирование, и планирование воспитательной работы, это и составление конспектов уроков и внеклассных мероприятий, это и выбор действий по разрешению конфликтов, и многое другое».
«Журналист» Екатерина И.: «В технологии В.М. Монахова выделяют три технологических объекта: технологическую карту учебной темы, информационную карту урока и информационную карту развития учащегося. Как вы считаете, можно ли в практической деятельности учителя обойтись только одним из объектов. Если да, то каким именно? Почему?».
«Педагог-технолог» Юлия Б.: «Я считаю, а также это подтверждает многолетний опыт работы учителей из разных регионов страны, что основной объект – технологическая карта учебной темы. Без ее проектирования обойтись нельзя. Информационные карты уроков и информационная карта развития учащегося – это документы-проекты второго уровня проектировочной деятельности. Они нужны для детализации технологической карты». Далее дискуссия затронула вопросы инновационных компонентов профессиональной деятельности учителя, проектирования отдельных технологических объектов. Итогом стал выпуск газеты «Я и технология». Таким образом, анализ педагогической технологии и педагогической деятельности оказывает воздействие на становление профессиональной культуры будущего педагога.
При завершении изучения предметов из образовательного блока «Педагогика» студенты выполняют учебный проект, который является продолжением учебного проекта «Педагогическая культура». Могут быть выбраны следующие темы: «Становление или формирование педагогической культуры будущего учителя», «Дидактическая среда становления педагогической культуры», «Педагогическая культура и педагогическая компетентность учителя», «Педагогическая культура учителя и ее влияние на образовательное пространство России».
Осознание
собственной педагогической культуры
происходит в ходе диспутов, «Мозговых
штурмов», «Брейн-рингов» и т.п. Нетрадиционное
проведение занятий позволяет субъекту
учебного процесса косвенно воздействовать
на личностный педагогический опыт будущих
учителей. Педагогическая культура формируется
из отдельных составляющих профессиональных
умений, педагогически грамотного адекватного
поведения и педагогического мышления.
Таким образом, для развития каждого компонента
педагогической культуры используется
сочетание игровой, задачной технологий
с учебными проектами.
2.2. Психологическое тестирование
Тестирование является одним из ведущих способов, помогающих определить способности человека в той или иной сфере. В данной главе мы рассмотрим два теста, один из которых уместно проводить среди студентов педагогического вуза, а второй – непосредственно среди педагогов.
Тест «Измерение уровня психологической пригодности к профессии учителя»
Данный тест (см. приложение) помогает определить, насколько студенты педагогических вузов предрасположены к профессии учителя. Проводился он на педагогическом факультете. Тест выявил, кто из будущих педагогов склонен к преподаванию, в данном случае в начальной школе. Результаты показали, что лишь половина опрошенных пригодна для этой профессии. Остальные были либо условно пригодны, либо не пригодны. 2 человека оказались совершенно не пригодными к педагогической деятельности. О чем это говорит? О том, что не все будущие учителя готовы и хотят стать настоящими педагогами. Это, конечно же, огорчает. Но следует также учитывать, насколько правдиво студенты отвечали на вопросы.
Для
того чтобы повысить интерес студентов
к педагогической деятельности, необходимо
давать им почувствовать себя настоящими
учителями. Нужно разрабатывать
такие мероприятия, которые отражают
всю специфику современного преподавания
в школе.
Самодиагностика: готов ли учитель к диалогу с учениками?
Любой взрослый, работающий в школе, так или иначе имеет отношение к воспитанию подрастающего поколения. Правда, одни педагоги, видя в этом свой профессиональный долг, относятся к воспитательной деятельности осознанно и целенаправленно. Другие рассматривают ее как обременительную и необязательную нагрузку к своему предмету. Но работа, да и значительная часть жизни и тех, и других проходят на глазах у детей. А дети, такова уж их особенность, народ всевидящий и всеслышащий. Они все подмечают и все впитывают в себя. Не остаются без внимания даже мелочи, которые мы, взрослые, не замечаем: как учитель входит в класс, с чего начинает урок, как реагирует на эмоции учеников. Чем дольше длится взаимодействие, тем более сложные нюансы фиксируют школьники. Как учитель относится к «сильным» и «слабым» по его предмету? Одинаково уважительно? Или с одними – радушен и приветлив, а с другими – холоден и строг? Как он слушает ответы учеников, допускает ли возражения и иные точки зрения? Умеет ли шутить и понимает ли юмор?
Педагог же зачастую, в силу повседневной текучки или бытовых забот, просто не замечает многие нюансы своих отношений с учениками. Однако существует значительная группа педагогов, которые заинтересованы в развитии своей компетентности и хотят разобраться в причинах своих успехов и неудач во взаимодействии с детьми.
Предлагаемая ниже методика предназначена для тех, кто заинтересован в построении диалоговых отношений с детьми, в развитии своего профессионального мастерства. Ее цель – помочь учителю или классному руководителю определить степень своей готовности к взаимодействию с детьми, к осуществлению процесса воспитания, способность последовательно реализовывать свои педагогические позиции, анализировать свои действия и искать пути решения проблем. Для данной самодиагностики были отобраны такие компоненты этой деятельности, как основные воззрения и установки на взаимодействие с детьми; компетентность в общении и умение организовывать коллективную деятельность.
Первый этап: выбираем позицию
Из двух высказываний («а» и «б») в цифровых обозначениях (1, 2, 3 и т.д.) выберите то, которое вы разделяете.
Мое педагогическое кредо.
1. а) Ребенок – такой же человек, как и я. Я уважаю его права и считаюсь с его желаниями и потребностями.
б) Ребенок не имеет никакого жизненного опыта. Я должен(на) научить его жизни, помочь сформировать правильные ценности.
2. а) Я вижу недостатки своих учеников и делаю все, чтобы они стали лучше.
б) Я принимаю ребенка таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, и в соответствии с этим выстраиваю отношения с ним.
3. а) Как учитель я помогаю ребенку в самостоятельном овладении знаниями и навыками, в формировании его мировоззрения.
б) Моя задача – передать детям знания и добиваться их хорошего усвоения.
4. а) Я считаю, что ребенок вначале должен освоить то, что наработано наукой, а потом высказывать свою точку зрения.
б) На своих уроках я поощряю собственные мнения и точки зрения своих учеников, даже если они расходятся с общепринятыми.
5. а) Уважение учеников я могу завоевать на основе своих действий и поступков.
б) Считаю, что ученики обязаны уважать любого учителя.
Педагогическое общение.
6. а) Я очень быстро понимаю, насколько хорошо ученик знает материал. Нет смысла слушать его до конца.
б) Стараюсь слушать ученика не перебивая. В случае затруднений могу задать наводящий вопрос.
7. а) Считаю своим долгом делать замечания тем, кто не умеет себя правильно вести на уроке. Если не помогает, обращаюсь за помощью к родителям.
б) Когда ученики мешают мне вести урок, я не стараюсь всех перекричать. Держу паузу и думаю, как их включить в работу.
8. а) Мне интересны мнения других педагогов о моем классе. Я с вниманием выслушиваю даже нелицеприятные точки зрения.
б) Я знаю, что некоторые педагоги говорят только о негативных сторонах моего класса. Мне неприятно это слышать.
9. а) Порой ученики доводят меня до предельного состояния, и я не могу сдержать себя от проявления отрицательных эмоций.
б) Если на уроке возникает конфликтная ситуация, я не стремлюсь одержать верх, не пытаюсь унизить ученика. Предлагаю ему разобраться после урока.
10. а) Я замечаю, что иногда прихожу домой в угнетенном состоянии. Вижу, что домашним это не нравится. Стараюсь работать над собой.
б) Мои домочадцы часто не понимают, насколько трудная у меня работа. И дома мне снова приходится всеми руководить.
Организация жизни коллектива.
11. а) Я как классный руководитель выясняю интересы и стремления ребят. Потом мы вместе с ними планируем внеклассную жизнь.
б) Так как план воспитательной работы от нас требуют до начала учебного года, я составляю его сама. Я в общем-то знаю, что надо проводить с детьми – не первый год работаю.
12. а) При подготовке внеклассных мероприятий мне приходится привлекать в основном активных ребят. На тех, кто без желания включается в дела, не всегда можно положиться.
б) При подготовке какого-либо дела мы выбираем из учащихся творческую группу. Она разрабатывает проект и форму его реализации. Состав творческих групп постоянно меняется.