Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:03, курсовая работа
КУРСОВАЯ РАБОТА
Цель курсовой работы – выявить особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников.
Объектом данной работы является процесс физического развития умственно отсталых дошкольников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
рассмотреть нормы физического развития детей дошкольного возраста;
изучить физическое развитие умственно отсталых детей дошкольного возраста;
подобрать диагностические задания направленные на диагностику физического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста;
Рассмотреть методики для изучения физического развития у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Осуществить анализ полученных результатов.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей физического развития умственно-отсталых дошкольников 5
1.1. Характеристика физического развития дошкольного возраста 5
1.2. Особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников……………………………………………………………………10
Глава 2.Изучение особенностей физического развития умственно отсталых дошкольников. 17
2.1.Организация и методическое обеспечение исследования. 17
2.2. Анализ полученных результатов 28
Заключение 31
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайская государственная
Кафедра
Специальной педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: Особенности физического развития
умственно отсталых дошкольников
Выполнила студентка
5 курса, группы,
заочного
отделения
Проверила
Барнаул 2010
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей физического развития умственно-отсталых дошкольников 5
1.1. Характеристика физического развития дошкольного возраста 5
1.2. Особенности физического развития умственно-отсталых
дошкольников………………………………………………
Глава 2.Изучение особенностей физического развития умственно отсталых дошкольников. 17
2.1.Организация и методическое обеспечение исследования. 17
2.2. Анализ полученных результатов 28
Заключение 31
Приложение 35
Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку всех органов и тканей, их структурную перестройку.
На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково: периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Однако между ними имеется тесная функциональная взаимосвязь.
Формирование движений, моторики ребенка - один из важнейших компонентов его физического развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками мотивации физической активности детей. Обеспечение полноценного физического развития ребенка является важной задачей, как родителей, так и тех социальных педагогов, которые участвуют в воспитательном процессе.
Сама по себе категория «умственно отсталые дети» ориентирует на повышенное внимание к физическому развитию детей, на ориентацию упражнений и программы физического развития определенного характера. Разрабатывается большое количество программ и методик физического развития, направленных на повышение уровня физического развития умственно отсталых детей.
Цель курсовой работы – выявить особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников.
Объектом данной работы является процесс физического развития умственно отсталых дошкольников.
Предмет – особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
Гипотеза: показатели уровня физического развития умственно отсталых дошкольников ниже, чем показатели уровня физического развития здоровых детей.
Основными методами исследования являются анализ источников и литературы, констатирующий эксперимент, в основе которого лежит тестирование уровня физического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста.
Среди других возрастов
В
этом возрасте закладывается основа
для физического развития, здоровья
и характера человека в будущем.
В дошкольном возрасте отчетливо
намечаются генетические особенности
детей. Этот период детства характеризуется
постепенным совершенствованием всех
функций детского организма. Ребенок
этого возраста отличается чрезвычайной
пластичностью. Влияние мышечной деятельности
организма приобретает еще
Физическое развитие детей дошкольного возраста идет менее интенсивно, чем в раннем детстве. Масса тела годовалого ребенка удваивается к 6-7 годам. Если в течение 1-го года жизни рост увеличивается на 20-25 см, то в 4-5 лет он увеличивается только на 4-6 см. К 5 годам рост новорожденного удваивается. В 5-7 лет интенсивность роста вновь нарастает. Этот период именуется периодом «первого вытяжения».
Одним
из важных показателей, определяющих физическое
развитие детей, является отношение
окружности головы к окружности груди.
Чем старше ребенок, тем больше становится
разница между этими
В дошкольном возрасте происходит быстрый рост скелета. Сращение черепных швов заканчивается к 4 годам. Форма грудной клетки несколько изменяется, хотя у детей 3-7 лет она еще остается конусообразной, ребра приподняты и не могут опускаться так низко, как у взрослых, что ограничивает амплитуду их движения.
Сроки
начала и окончания окостенения
различны для различных костей. Так,
сращение подвздошной, седалищной и
лобковых костей начинается только с 5-6
лет. По мере роста и развития ребенка
с переходом его в вертикальное
положение формируются
До 4 лет свод стопы несколько уплощен - это физиологическое явление. Но при чрезмерной статической нагрузке можно вызвать тяжелое, необратимое плоскостопие, несмотря на высокую эластичность мышц и связочного аппарата голени и стопы. При правильной дозировке нагрузки свод стопы формируется правильно. Это же положение относится к росту и развитию все костной системы у детей. Физически оптимальные нагрузки способствуют нормальному формированию скелета, чрезмерные же отражаются на форме и структуре костей.
Это подтверждается исследованиями, выявившими значительную гипертрофию костной ткани при чрезмерной нагрузке на руки при длительной тренировке в метании и на толчковой ноге при тренировке прыжков в высоту.
Интенсивное развитие скелета детей взаимосвязано с ростом, формированием мышц и связочно-суставного аппарата. Чем младше ребенок, тем более эластичен связочно-суставной аппарат. Масса мышечной ткани мала по отношению к общей массе тела, но с возрастом мышечная ткань изменяется. Масса мышц в ходе развития увеличивается больше, чем масса многих других органов. Если масса мышц у новорожденных составляет 23,3% массы всего тела, то у 7-8-летних детей она увеличивается до 27,2%.
Одновременно с увеличением массы мышц совершенствуются их функциональные свойства. Если у грудного ребенка скелетная мускулатура является одним из стимуляторов бурного роста и развития, то в дошкольном возрасте, по мере снижения интенсивности роста, развитие скелетной мускулатуры связано с увеличением ее двигательной активности. Чем выше деятельность скелетных мышц в оптимальных условиях для данного возраста, тем полноценней обмен, функции внутренних органов и систем.
Развитие
и улучшение функции опорно-
При интенсивной мышечной нагрузке ребенок обладает малыми возможностями, по сравнению с взрослыми, за счет недостаточного регулирования кислородного режима. Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом.
Большую роль в развитии и регуляции дыхания играет двигательная активность ребенка. С возрастом дыхание становится все более управляемым. Необходимо приучать детей дышать через нос, спокойно. Вдыхаемый через нос воздух раздражает рецепторы верхних дыхательных путей, что рефлекторно приводит к расширению бронхиол (носо-легочный рефлекс). Улучшению управления дыханием способствует пребывание и активная двигательная деятельность детей на воздухе (подвижные игры, лыжи, санки и др.).
Как указывалось ранее, функцию сердечно-сосудистой системы нельзя рассматривать изолированно от функций других систем организма. Работоспособность детского сердца высокая. Масса сердца к 5 годам увеличивается в 4 раза. Развитие мышечной ткани сердца заканчивается к 10-12 годам, а иннервационный аппарат сердца совершенствуется примерно к 7-8 годам. Частота пульса продолжает уменьшаться (в 3-5 лет - 72-110 ударов в 1 мин, в 6-7 лет - 70-80 ударов в 1 мин). Артериальное давление увеличивается, особенно в период с 6-7 до 10 лет. [9, c.47].
Считается,
что хорошее развитие скелетной
мускулатуры, соответствующее возрасту,
во многом способствует развитию здорового
сердца, а физические упражнения увеличивают
возможности организма и
В
последнее время в связи с
явлениями акселерации
Напряженность обмена веществ продолжает оставаться особенностью растущего организма: чем младше ребенок, тем интенсивнее обмен. Энергетические затраты на 1 кг массы тела с возрастом постепенно снижаются.
Высокая пластичность нервной системы в данном возрасте способствует лучшему и быстрому освоению новых движений, иногда даже сложных.
Дети
в процессе свободной игровой
деятельности и при занятиях физическими
упражнениями овладевают сохранением
равновесия, плаванием, ходьбой на лыжах,
катанием на коньках и пр. Улучшается
ориентировка. Освоение двигательных
навыков, особенно в возрасте от 3 до
5 лет, происходит с широкой иррадиацией
процесса возбуждения, что затрудняет
обучение. У детей этого возраста
сила нервных процессов, особенно внутреннего
торможения, невелика. Поэтому внимание
детей неустойчиво; они быстро отвлекаются,
в связи, с чем в этом возрасте
рекомендуется максимально
Развитие
ловкости, быстроты, силы и выносливости
происходит постепенно и связано
с развитием функций
Информация о работе Особенности физического развития умственно отсталых дошкольников