Особенности физического развития умственно отсталых дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание

КУРСОВАЯ РАБОТА
Цель курсовой работы – выявить особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников.
Объектом данной работы является процесс физического развития умственно отсталых дошкольников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
рассмотреть нормы физического развития детей дошкольного возраста;
изучить физическое развитие умственно отсталых детей дошкольного возраста;
подобрать диагностические задания направленные на диагностику физического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста;
Рассмотреть методики для изучения физического развития у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Осуществить анализ полученных результатов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей физического развития умственно-отсталых дошкольников 5
1.1. Характеристика физического развития дошкольного возраста 5
1.2. Особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников……………………………………………………………………10
Глава 2.Изучение особенностей физического развития умственно отсталых дошкольников. 17
2.1.Организация и методическое обеспечение исследования. 17
2.2. Анализ полученных результатов 28
Заключение 31

Работа состоит из  1 файл

1 курсовая физ.развитие.docx

— 68.01 Кб (Скачать документ)

Двигательные  качества детей характеризуются  генетическими свойствами нервно-мышечного  аппарата, одновременно они отражают условия воспитания, влияния окружающей среды. Такой подход к оценке двигательных качеств позволяет понять причины  неравномерного формирования двигательных возможностей у детей и обязательное обеспечение соответствующих условий  для их всестороннего физического  развития.

Необходимо  поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергетические затраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста  и развития организма.

    1. Особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников.

 

Из  всех функциональных отклонений в состоянии  здоровья человека умственная отсталость является наиболее распространенным и  тяжелым по социальным последствиям дефектом.

Под понятием умственная отсталость объединены многочисленные и разнообразные  формы патологии, различающиеся  по этиологии, патогенезу, клиническим  проявлениям и времени возникновения. Общий, объединяющий их признак, состоит  в недоразвитии познавательной сферы  и, в первую очередь, незрелости абстрактного мышления, процессов обобщения в сочетании с инертностью психических процессов. [6, c.37].

  Умственно отсталые - это дети, у  которых в результате органических  поражений головного мозга наблюдается  нарушение нормального развития  психических, особенно высших  познавательных, процессов (активного  восприятия, произвольной памяти  словесно-логического мышления, речи  и др.). Для умственно отсталых  характерно наличие патологических  черт в эмоциональной сфере:  повышенной возбудимости или,  наоборот, инертности; трудностей формирования  интересов и социальной мотивации  деятельности. У многих умственно  отсталых детей наблюдаются нарушения  в физическом развитии: дисплазии,  деформации формы черепа и  размеров конечностей, нарушение  общей, мелкой и артикуляционной  моторики, трудности формирования  двигательных автоматизмов. Понятие  «умственная отсталость» включает  в себя такие формы нарушений,  как «олигофрения» и «деменция»3.

В настоящее время выделяют две  основные формы умственной отсталости: деменцию и олигофрению.

При олигофрении имеет место раннее, обычно внутриутробное, недоразвитие головного мозга, обусловленное  наследственными факторами или  влиянием окружающей среды. Характерным  признаком олигофрении является отсутствие нарастания интеллектуального  дефекта, а особенности проявления интеллектуальных способностей связаны  с возрастными закономерностями развития ребенка. Вместе с тем, исследователями  подчеркивается, что к олигофрении  нельзя относиться как к застывшему стационарному состоянию, несмотря на то, что первичные патологические изменения, вызывающие недоразвитие мозга, на протяжении жизни не нарастают. Для  этих форм характерна положительная  возрастная динамика развития и формирования личности под влиянием адекватного обучения и благоприятного окружения. [11, c.44].

При деменции имеет место приобретенный  интеллектуальный дефект, т.е. деменция представляет собой распад относительно сформированных интеллектуальных и  других психических функций. В отличие  от олигофрении, при деменции есть период нормального интеллектуального  развития, вследствие чего может наблюдаться  несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями  их реализации. [6, c.44].

Выделяются 3 диагностических критерия умственной отсталости: клинический (наличие органического  поражения головного мозга); психологический (стойкое нарушение познавательной деятельности); педагогический (низкая обучаемость). При нарушении умственного  развития главными и ведущими неблагоприятными факторами оказываются слабая любознатель (ориентировка) и замедленная обучаемость  ребенка, т. е. его плохая восприимчивость  к новому. Эти первичные нарушения  оказывают влияние на развитие ум отсталого ребенка с первых дней жизни. У многих детей задерживаются  сроки развития статики и локомоций, причем часто задержка бывает весьма существенной, захватывающей не толь весь первый, но и второй год жизни. [17, c.113].

Наблюдается отсутствие интереса к окружающему  и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что  не исключает крикливость, беспокойства и т. п.). У детей не возникает  эмоционального общения с взрослыми. В дальнейшем у них не возникает  интереса ни к игрушкам, подвешенным  над кроваткой, ни к действиям  с игрушка, находящимися в руках  взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению на основе совместных действий взрослых и ребенка с  предметами, не возникает новой формы  обще - жестового общения. Дети на первом году жизни не дифференцируют своих  и чужих взрослых. Не развиваются  действия с предметами, отсутствует  хватание, что сказывается на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. С отсутствием  хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная координация. Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни у умственно отсталых детей чрезвычайно задерживается. Эта задержка не является первичным нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов.  [13, c.].

В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении  неспецифическими манипуляциями, которые  проявляются, например, в том, что  ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и  др.). Предметные действия и предметная деятельность спонтанно в должной  мере у умственно отсталого ребенка  не формируются, интерес к предметному  миру остается весьма низким, кратковременным. Ориентировка типа «Что это?» у детей  долго не возникает. Без целенаправленного  коррекционного воздействия дети 3-4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни социальными  формами поведения. Восприятие, мышление и речь у детей этой категории  оказывается при спонтанном развитии на очень низком уровне.   [7, c. 53].  

Таким образом, можно говорить о том, что  в дошкольном возрасте умственно  отсталый ребенок без специальной  коррекционной работы минует два  важных этапа в психическом развитии: развитие предметных действий и развитие общения с другими людьми. Этот ребенок мало контактен как с  взрослыми, так и со своими сверстниками, он не вступает в ролевую игру и  в какую-либо совместную деятельность с другими людьми. Все это отражается на накоплении социального опыта  детей и на развитии высших психических  функций - мышления, произвольной памяти, речи, воображения, самосознания, воли. Однако тенденции развития ребенка  с нарушениями интеллекта те же, что и нормально развивающегося. Некоторые нарушения - отставание в  овладении предметными действиями, отставание и отклонение в развитии речи и познавательных процессов - в значительной мере носят вторичный характер. [8, c.129].

В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения - синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. [3, c.119].

У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у дошкольников с нарушениями интеллекта также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать - ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела. [8, c.132].

Физическое  воспитание и физическое развитие детей  с нарушениями интеллекта должно быть направлено на решение задач  двух типов:

1. Задачи, общие для всех дошкольных  учреждений.

2. Специфические задачи, направленные  на коррекцию, компенсацию и  предупреждение отклонений в  физическом развитии, обусловленных  характером нарушений.

 Общие  задачи: укрепление здоровья ребенка;  обеспечение развития гармоничного  его телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных  видах двигательной деятельности; развитие движений, двигательных  качеств, физической и умственной  работоспособности; тренировка сердечнососудистой  и дыхательной систем; закаливание  организма.

 Специфические  задачи: создание специальных условий,  стимулирующих физическое развитие  ребенка в целом; профилактика  простудных и инфекционных заболеваний;  осуществление системы коррекционно-восстановительных  мероприятий, направленных на  развитие и совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных отклонений в физическом развитии.

Коррекционная направленность должна пронизывать  всю работу по физическому воспитанию детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении  общих задач. Физическое воспитание проводится в повседневной жизни  и на специальных занятиях.

 

 

 

 

Глава 2. .Изучение особенностей физического  развития умственно отсталых дошкольников.

 

2.1.Организация и методическое обеспечение исследования.

 

С целью выявления особенностей физического  развития умственно отсталых детей  дошкольного возраста, нами был организован  констатирующий эксперимент.

Исследование проводилось на базе Детского дома №2  г. Барнаула. В исследовании принимали участие: 17 человек подготовительной группы - 8 мальчиков и 9 девочек.

Для того чтобы определить уровень физического развития умственно отсталых дошкольников, использовались соответствующие методики. [14]

В данной работе использовалось тестирование уровня физического развития дошкольников, которое включало в себя определение:

  • координационных способностей (челночный бег 4х9 м, сек);
  • скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места, см);
  • скоростно-силовые способностей (метание набивного мяча, м);
  • активной гибкости (наклон вперед, см);
  • скоростных способностей (бег 100 м, сек).

Занятия проводились в специально предназначенном  для физических упражнений зале,  использовались бланки для регистрации  показателей тестирований и секундомер.

Перед тем, как начать тестирование уровня физического развития умственно  отсталых дошкольников, проводились с детьми упражнения, позволяющие настроить их на занятия активного характера.

Для этого группа дошкольников была равномерно распределена по залу, чтобы дети не мешали друг другу при выполнении упражнений.

Выполняемые упражнения, помимо того, что были направлены на активизацию детей, дали возможность  получить первичные сведения о состоянии  их физического развития и некоторых  проблемах, которые можно было проследить при выполнении самих заданий.

Обычно  на занятиях физической культуры по показателям  выставляется оценка - это соответственно «5» , «4», «3». Учитывая, что в данной работе проводился эксперимент, основная задача которого - изучение особенностей физического развития умственно  отсталых дошкольников, то выявленные в ходе тестирования показатели не требуют оценки. Поэтому полученные результаты при соотнесении друг с другом были сгруппированы в  следующие категории: «высокие», «средние», «низкие».

2.2. Анализ полученных результатов

 

Проведенная работа позволила выделить некоторые сложности в выполнении упражнений, направленных на диагностику уровня физического развития умственно отсталых дошкольников.

Так, при выполнении упражнений, связанных  с координацией движений тела (наклоны  «вправо-влево», «вниз-вверх») были обнаружены проблемы с контролем детьми своих  телодвижений. Это проявлялось в  нефокусированных движениях ребенка, а также в том, что после  выполнения упражнения необходимо было дать детям время, чтобы восстановить равновесие и успокоиться.

При выполнении упражнений постоянно поддерживался  диалог с детьми, чтобы акцентировать  их внимание на то, что ими делается. Обращение к конкретному ребенку, демонстрация примера и сопровождение  ребенка при выполнении им упражнения (т.е. руками корректировалась траектория движения тела) - все это способствовало концентрации внимания ребенка на выполняемых движениях, на своем теле, его реакциях на то или иное упражнение.

Также разминка показала, что у детей  присутствуют некоторые проблемы с  моторикой. При разминании пальцев, конечностей дети выполняли упражнения без особой активности, отсутствовала  четкость выполняемых движений. Перед  тем, как начинать упражнение с детьми прорабатывалось сцепление пальчиков, чтобы они почувствовали движения, напряжение при выполнении заданий.

Информация о работе Особенности физического развития умственно отсталых дошкольников