Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:03, курсовая работа
КУРСОВАЯ РАБОТА
Цель курсовой работы – выявить особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников.
Объектом данной работы является процесс физического развития умственно отсталых дошкольников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
рассмотреть нормы физического развития детей дошкольного возраста;
изучить физическое развитие умственно отсталых детей дошкольного возраста;
подобрать диагностические задания направленные на диагностику физического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста;
Рассмотреть методики для изучения физического развития у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Осуществить анализ полученных результатов.
Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей физического развития умственно-отсталых дошкольников 5
1.1. Характеристика физического развития дошкольного возраста 5
1.2. Особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников……………………………………………………………………10
Глава 2.Изучение особенностей физического развития умственно отсталых дошкольников. 17
2.1.Организация и методическое обеспечение исследования. 17
2.2. Анализ полученных результатов 28
Заключение 31
Двигательные
качества детей характеризуются
генетическими свойствами нервно-мышечного
аппарата, одновременно они отражают
условия воспитания, влияния окружающей
среды. Такой подход к оценке двигательных
качеств позволяет понять причины
неравномерного формирования двигательных
возможностей у детей и обязательное
обеспечение соответствующих
Необходимо поощрять двигательную активность ребенка, так как большие энергетические затраты способствуют не только восстановлению, но и накоплению, что является основным фактором для обеспечения роста и развития организма.
Из всех функциональных отклонений в состоянии здоровья человека умственная отсталость является наиболее распространенным и тяжелым по социальным последствиям дефектом.
Под
понятием умственная отсталость объединены
многочисленные и разнообразные
формы патологии, различающиеся
по этиологии, патогенезу, клиническим
проявлениям и времени
Умственно отсталые - это дети, у
которых в результате
В настоящее время выделяют две основные формы умственной отсталости: деменцию и олигофрению.
При
олигофрении имеет место
При деменции имеет место приобретенный интеллектуальный дефект, т.е. деменция представляет собой распад относительно сформированных интеллектуальных и других психических функций. В отличие от олигофрении, при деменции есть период нормального интеллектуального развития, вследствие чего может наблюдаться несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации. [6, c.44].
Выделяются
3 диагностических критерия умственной
отсталости: клинический (наличие органического
поражения головного мозга); психологический
(стойкое нарушение
Наблюдается отсутствие интереса к окружающему и реакций на внешние раздражители, общая патологическая инертность (что не исключает крикливость, беспокойства и т. п.). У детей не возникает эмоционального общения с взрослыми. В дальнейшем у них не возникает интереса ни к игрушкам, подвешенным над кроваткой, ни к действиям с игрушка, находящимися в руках взрослого. Не происходит своевременного перехода к общению на основе совместных действий взрослых и ребенка с предметами, не возникает новой формы обще - жестового общения. Дети на первом году жизни не дифференцируют своих и чужих взрослых. Не развиваются действия с предметами, отсутствует хватание, что сказывается на развитии восприятия, тесно связанного в этот период с хватанием. С отсутствием хватания связано также то, что у детей не формируется зрительно-двигательная координация. Таким образом, развитие восприятия на первом году жизни у умственно отсталых детей чрезвычайно задерживается. Эта задержка не является первичным нарушением, она возникает как его следствие, однако настолько существенное, что отрицательно сказывается на последующем развитии всех психических процессов. [13, c.].
В начале дошкольного периода происходят некоторые сдвиги в овладении неспецифическими манипуляциями, которые проявляются, например, в том, что ребенок тянет игрушку в рот, но он не пытается ее рассматривать, не выполняет с ней практических действий (не стучит ею по ладошке и др.). Предметные действия и предметная деятельность спонтанно в должной мере у умственно отсталого ребенка не формируются, интерес к предметному миру остается весьма низким, кратковременным. Ориентировка типа «Что это?» у детей долго не возникает. Без целенаправленного коррекционного воздействия дети 3-4 лет не овладевают ни специфическими видами детской деятельности, ни социальными формами поведения. Восприятие, мышление и речь у детей этой категории оказывается при спонтанном развитии на очень низком уровне. [7, c. 53].
Таким
образом, можно говорить о том, что
в дошкольном возрасте умственно
отсталый ребенок без специальной
коррекционной работы минует два
важных этапа в психическом развитии:
развитие предметных действий и развитие
общения с другими людьми. Этот
ребенок мало контактен как с
взрослыми, так и со своими сверстниками,
он не вступает в ролевую игру и
в какую-либо совместную деятельность
с другими людьми. Все это отражается
на накоплении социального опыта
детей и на развитии высших психических
функций - мышления, произвольной памяти,
речи, воображения, самосознания, воли.
Однако тенденции развития ребенка
с нарушениями интеллекта те же,
что и нормально
В физическом развитии ребенка с нарушениями интеллекта, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения - синкенезии. При этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов. [3, c.119].
У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка согнуты в тазобедренном суставе. При беге у дошкольников с нарушениями интеллекта также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны. При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса. Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать - ни на двух, ни на одной ноге. Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела. [8, c.132].
Физическое воспитание и физическое развитие детей с нарушениями интеллекта должно быть направлено на решение задач двух типов:
1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений.
2. Специфические задачи, направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом развитии, обусловленных характером нарушений.
Глава 2. .Изучение особенностей физического развития умственно отсталых дошкольников.
2.1.Организация и методическое обеспечение исследования.
С целью выявления особенностей физического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста, нами был организован констатирующий эксперимент.
Исследование проводилось на базе Детского дома №2 г. Барнаула. В исследовании принимали участие: 17 человек подготовительной группы - 8 мальчиков и 9 девочек.
Для того чтобы определить уровень физического развития умственно отсталых дошкольников, использовались соответствующие методики. [14]
В данной работе использовалось тестирование уровня физического развития дошкольников, которое включало в себя определение:
Занятия проводились в специально предназначенном для физических упражнений зале, использовались бланки для регистрации показателей тестирований и секундомер.
Перед тем, как начать тестирование уровня физического развития умственно отсталых дошкольников, проводились с детьми упражнения, позволяющие настроить их на занятия активного характера.
Для этого группа дошкольников была равномерно распределена по залу, чтобы дети не мешали друг другу при выполнении упражнений.
Выполняемые упражнения, помимо того, что были направлены на активизацию детей, дали возможность получить первичные сведения о состоянии их физического развития и некоторых проблемах, которые можно было проследить при выполнении самих заданий.
Обычно на занятиях физической культуры по показателям выставляется оценка - это соответственно «5» , «4», «3». Учитывая, что в данной работе проводился эксперимент, основная задача которого - изучение особенностей физического развития умственно отсталых дошкольников, то выявленные в ходе тестирования показатели не требуют оценки. Поэтому полученные результаты при соотнесении друг с другом были сгруппированы в следующие категории: «высокие», «средние», «низкие».
Проведенная работа позволила выделить некоторые сложности в выполнении упражнений, направленных на диагностику уровня физического развития умственно отсталых дошкольников.
Так, при выполнении упражнений, связанных с координацией движений тела (наклоны «вправо-влево», «вниз-вверх») были обнаружены проблемы с контролем детьми своих телодвижений. Это проявлялось в нефокусированных движениях ребенка, а также в том, что после выполнения упражнения необходимо было дать детям время, чтобы восстановить равновесие и успокоиться.
При
выполнении упражнений постоянно поддерживался
диалог с детьми, чтобы акцентировать
их внимание на то, что ими делается.
Обращение к конкретному
Также
разминка показала, что у детей
присутствуют некоторые проблемы с
моторикой. При разминании пальцев,
конечностей дети выполняли упражнения
без особой активности, отсутствовала
четкость выполняемых движений. Перед
тем, как начинать упражнение с детьми
прорабатывалось сцепление
Информация о работе Особенности физического развития умственно отсталых дошкольников