Заключение
Нарушение интеллекта у
детей в преобладающем большинстве
случаев сочетается с аномальным
развитием двигательной сферы. Одной
из главных причин, затрудняющих
формирование у детей с умственной
отсталостью двигательных умений и
навыков, являются нарушения моторики,
которые отрицательно сказываются
не только на физическом развитии,
но и на социализации личности, развитии
познавательной и трудовой деятельности,
последующей трудовой адаптации.
Создание оптимальных условий для
жизнедеятельности, восстановления утраченного
контакта с окружающим миром, успешного
лечения и последующих коррекций,
психолого-педагогической реабилитации,
социально-трудовой адаптации и
интеграции этих детей в общество
относится сегодня к числу
первостепенных государственных задач.
Как показывает, анализ литературы
проблемой коррекции физического
развития занимается немалое количество
исследователей, разрабатывается большое
количество различных программ физического
развития, ориентированных на физические
и психические особенности умственно
отсталых детей, так как одним из путей
коррекции психофизического развития
детей с умственной отсталостью является
двигательная активность, стимулирующая
развитие всех систем и функций организма,
коррекцию, компенсацию и профилактику
двигательных и психических нарушений.
Сам процесс физического
развития является важным компонентом
полноценной жизни ребенка, поэтому
ему уделяется так много внимания.
Формирование некоторых качества, которые
приобретает ребенок в процессе
физического развития, являются необходимыми
в плане будущей учебной, трудовой
деятельности - мобилизация внутренних
ресурсов, адаптация организма к
смене видов деятельности, выносливость,
скоростные характеристики и т.д. В
виду этого развитие физическое развитие
ребенка является важнейшей задачей,
как для педагогов, так и для
родителей ребенка. Ребенок также
должен участвовать в этом процессе
(коррекции нарушений физического
развития), он должен осознавать те проблемы,
которые у него имеются, чтобы
активно участвовать в их решении.
В результате проведенной диагностики
группа умственно отсталых дошкольников
продемонстрировала средние результаты
по уровню физического развития, которые
по сравнению с результатами здоровых
детей являются более низкими. При тщательном
инструктировании упражнений, их отработке
были получены результаты, которые не
сильно уступали результатам здоровых
детей. Проведенная диагностика позволила
определить проблемы, имеющие у детей,
а также их индивидуальные особенности.
На
основе проведенной диагностики
определены основные методы и способы
по коррекции физического развития умственно
отсталых дошкольников.
Исходя
из вышеизложенного, можно сделать
следующие выводы:
- преподаватель должен учитывать возрастные
и индивидуальные особенности физического
развития дошкольников данной категории;
- в проведении урока преподавателем должен
быть задан оптимальный темп: учёт сложности
задания, наличие навыков;
- преподаватель на уроках должен использовать
различные методы: нагладные, игровые,
использование технических средств и
других способов, ориентированных на коррекцию
нарушений в физическом развитии детей;
- постоянно повышать интерес учащихся
к уроку, заданиям - задача каждого педагога.
Развитие и изобретательных и творческих
способностей ученика многократно увеличивает
эффективность самого урока, создаёт условия
для раскрытия личности учащегося.
Список использованной
литературы
-
Бабенкова Р.Д. Внеклассная работа
по физическому воспитанию во
вспомогательной школе. [Текст] / Р.Д.
Бабенкова. - М.: Просвещение, 2002. - 312 с.
- Бабенкова Р.Д. Пути исправления дефектов
моторики и физического развития учащихся
младших классов вспомогательной школы
средствами физического воспитания. [Текст]
/ Р.Д. Бабенкова - М.: Просвещение, 2003. -
276 с.
- Вайзман
Н.П. Психомоторика детей-олигофренов.
[Текст] / Н.П. Вайзман - М.: Педагогика, 1999.
- 365 с.
- Венгржиповский
В.В. О проведении игр на уроках физкультуры
во вспомогательной школе. [Текст] / В.В.
Венгржиповский // Специальная школа. -
1995. - №129. - С. 35 - 43.
- Гаврилушкина
О. П. Воспитание и обучение умственно
отсталых дошкольников: Учебное пособие.
[Текст] / О. П. Гаврилушкина - М.: Просвещение.,
1999. - 293 с.
- Грабова
А.Н. Очерки по олигофренопедагорики. [Текст]
/ А.Н. Грабова - М.: Просвещение, 1998. - 215 с.
- Дмитриев
А.А. Организация двигательной активности
умственно отсталых детей. [Текст] / А.А.
Дмитриев - М.: Советский спорт, 1991. - 32 с.
- Кащенко
В.П. Педагогическая коррекция: Исправление
недостатков характера у детей и подростков:
Пособие для студентов. [Текст] / В.П. Кащенко
- М.: ИЦ Академия, 2000. - 304 с.
- Кенеман
А.В., Хухлаев Д.В. Теория и методика физического
воспитания детей дошкольного возраста:
Учебное пособие. [Текст] / А.В. Кенеман,
Д.В. Хухлаев - М.: Просвещение, 1998. - 297 с.
- Козленко
Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно-воспитательной
работы вспомогательной школы [Текст]
/ Н.А. Козленко // Дефектология, 1991. - №2.
С. 56 - 69.
- Мастюкова
Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии.
Ранняя диагностика и коррекция. [Текст]
/ Е.М. Мастюкова - М.: Просвещение, 2002. -
229 с.
- Матвеев
А.П., Мельников О.Б. Методика физического
воспитания с основами теории. [Текст]
/ А.П. Матвеев, О.Б. Мельников М.: Наука,
1991. - 156 с.
- Мозговой
В.М. Характеристика двигательных нарушений
у умственно отсталых учащихся[Текст]
/ В.М. Мозговой // Дефектология. - 1993. - №3.
- С. 14 - 27.
- Об
организации и содержании коррекционных
занятий по ЛФК во вспомогательной школе
и школе-интернате. Методические рекомендации
/Сост. Мачихина В.Ф. [Текст] / - М.: Наука,
1999. - 378 с.
- Обучение
и воспитание детей во вспомогательной
школе: Пособие для учителей и студентов
/Под ред. В.В. Воронковой. [Текст] / -
М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
- Программы
подготовительных и 1-4 классов коррекционных
образовательных учреждений VIII вида /
Под ред. Воронковой. [Текст] / - М.: Просвещение,
1999. - 192 с.
- Пузанов
Б. П. Коррекционная педагогика. [Текст]
/ Б. П. Пузанов - М.: Академия, 1998. - 265
с.
- Стребелева
Е.А. Специальная дошкольная педагогика:
Учебное пособие. [Текст] / Е.А. Стребелева
- М.: ИЦ Академия., 2002. - 312 с.
- Черник
Е.С. Физическая культура во вспомогательной
школе: Учебное пособие. [Текст] / Е.С. Черник
- М.: Учебная литература, 1997. - 320 с.
- Шапкова
Л. В. Средства адаптивной физической культуры:
Методические рекомендации по физкультурно-оздоровительным
и развивающим занятиям детей с отклонениями
в интеллектуальном развитии / Под ред.
проф. С. П. Евсеева. [Текст] / Л. В. Шапкова
- М.: Советский спорт., 2001. - 87 с.
- Экология
и здоровье ребенка / Под ред. А.А. Баранова.
[Текст] / - М.: Просвещение, 1995. - 244 с.