Особенности физического развития умственно отсталых дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание

КУРСОВАЯ РАБОТА
Цель курсовой работы – выявить особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников.
Объектом данной работы является процесс физического развития умственно отсталых дошкольников.
В ходе исследования решались следующие задачи:
рассмотреть нормы физического развития детей дошкольного возраста;
изучить физическое развитие умственно отсталых детей дошкольного возраста;
подобрать диагностические задания направленные на диагностику физического развития умственно отсталых детей дошкольного возраста;
Рассмотреть методики для изучения физического развития у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.
Осуществить анализ полученных результатов.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей физического развития умственно-отсталых дошкольников 5
1.1. Характеристика физического развития дошкольного возраста 5
1.2. Особенности физического развития умственно-отсталых дошкольников……………………………………………………………………10
Глава 2.Изучение особенностей физического развития умственно отсталых дошкольников. 17
2.1.Организация и методическое обеспечение исследования. 17
2.2. Анализ полученных результатов 28
Заключение 31

Работа состоит из  1 файл

1 курсовая физ.развитие.docx

— 68.01 Кб (Скачать документ)

В качестве одного из игровых упражнений, направленных на моторику, было выбрано  упражнение «резиночка». Детям были розданы резиночки, которые используются для волос. Резиночка одевалась  на все пальцы одной руки. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку  на 360 градусов сначала в одну, а  затем в другую сторону. Выполняется  сначала одной, потом другой ручкой. При выполнении этого упражнения было обнаружено, что дети медленно справляются с поставленной задачей. Трудность состояла в том, чтобы  организованно подключить к передвижению резинки все пальцы руки. У детей  преимущественно были задействованы  те пальца, с которых начиналось передвижение этой резинки. Чтобы не занижать эмоциональный подъем детей, который удалось создать в  процессе упражнений, задача была упрощена. Разрешалось использовать вторую руку для того, чтобы полностью передвинуть  резинку. Для установления коммуникации в процессе выполнения упражнений было разрешено помочь друг другу при  выполнении упражнений, т.е. один ребенок  помогал другому в передвижении резинки на его руке. В целом  можно сказать, что упражнение детьми было выполнено, но оно было затянуто по времени. Помощь была разрешена в  целях поддержания интереса у  детей к занятию в целом, а  также для сокращения временных  затрат, предотвращения усталости.

Полностью описывать упражнения разминки не будем, но отметим, что среди них были и разминочный бег, упражнения на сгибание рук, ног, «велосипед», упражнения на разминание шейных мышц и т.д.

При выполнении этих упражнений необходимо отметить, что постоянно требовалось  ориентировать детей на выполнение поставленных задач, помогать им в координации  движений для качественного выполнения упражнений, что обычно не требуется  при проведении подобных упражнений на занятиях со здоровыми детьми.

Результаты  тестирований уровня физического развития умственно отсталых дошкольников.

Определение координационных способностей (челночный бег 4х9 м, сек). Перед тем, как представить результаты этого тестирования, нужно отметить наиболее частые ошибки, которые допускались дошкольниками при выполнении задания.

Ошибки  на старте приводили к увеличению времени, затрачиваемого на выполнение упражнения. К ошибкам можно отнести - заступ черты, ранний старт (что было редкостью), в основном дошкольники  медлили в нужный момент, тем самым  «теряя» секунды.

 

Таблица 1

«Результаты группировки показателей челночного бега у дошкольников»

Результаты челночного бега (4х9м, в  сек.)

«Высокие»

«Средние»

«Низкие»

мальчики

10,5 - 10,7

12,8 - 13,0

13,4 - 13,7

девочки

10,9 - 11,2

13,3 - 13, 6

13,7 - 14,1


Сравнивая данные показатели с показателями челночного бега здоровых детей, стоит отметить, что у умственно отсталых дошкольников результаты ниже.

Рис. 1. Результаты тестирования уровня физического  развития умственно отсталых дошкольников, челночный бег (4х9м, в сек.)

По  данным результатам видно, что из трех групп в процентном соотношении  преобладают показатели средние, далее  высокие показатели и низкие. Как  показало наблюдение, основной причиной низких показателей были ошибки, как  на старте, так и в процессе бега - дошкольники не добегали до черты  или ее перебегали, так как не рассчитывали нужный момент для торможения, при беге возникали сложности  координировать свое тело для достижения нужных границ. Проблемы с моторикой  обусловили ситуацию, когда дети не касались обозначенной черты. 

Таким образом, тестирование координационных  способностей умственно отсталых школьников показало, что преобладают средние  показатели, которые по своим значением  уступают показателям аналогичного тестирования здоровых школьников. Низкие показатели обусловлены ошибками, допущенными  детьми при выполнении упражнения, которые, в свою очередь, были предопределены особенностями физического развития детей.

Определение скоростно-силовых способностей (прыжок в длину с места). Какие ошибки были допущены дошкольниками при  выполнении этого упражнения? Дети не полностью приседали для того, чтобы полностью выпрыгнуть из положения сидя. Также для того, чтобы дальше прыгнуть необходимо совершать колебательные движения (раскачивания тела). Но, учитывая, что у дошкольников рассматриваемой категории имеются проблемы с координацией движений (это было выявлено при выполнении упражнения «челночный бег»), то для них было проблематично раскачивать тело в тех пределах, которые необходимы для совершения прыжка. Они не сразу могли уловить тот момент, когда можно было осуществить прыжок для достижения более высокого результата. Помимо этого, проблема была в том, что дети выпрыгивают в основную стойку, что также влияет на итоговые показатели.

  Полученные результаты при соотнесении друг с другом также были сгруппированы в следующие категории: «высокие», «средние», «низкие».

 

 

 

Таблица 2

«Результаты группировки показателей челночного бега у дошкольников»

Результаты прыжка в длину с  места (м)

«Высокие»

«Средние»

«Низкие»

мальчики

1,2 - 1,0

1,1 - 0,98

0,97 - 0,92

девочки

1,0 - 0,99

0, 98 - 0,96

0, 95 - 0,91


Сравнивая данные показатели с показателями прыжков  в длину здоровых детей, стоит  отметить, что у умственно отсталых дошкольников результаты ниже.

Рис. 2. Результаты тестирования уровня физического  развития умственно отсталых дошкольников, прыжки в длину с места (м).

По  данным результатам видно, что из трех групп также преобладают  показатели средние, далее высокие  показатели и низкие. Как было установлено  в процессе проведения упражнения, основной причиной низких показателей  были ошибки при выполнении задания, которые были обусловлены особенностями  умственно отсталых школьников. Здесь  речь идет о таких проблемах, как  координация элементарных двигательных актов, поддержание равновесия. У  детей возникали проблемы с пониманием перехода из одного положения в другое, что обусловливало выпрыгивание в основную стойку, т.е. на прямые ноги.

Таким образом, тестирование скоростно-силовых  способностей умственно отсталых школьников показало, что преобладают средние  показатели, которые по своим значением  уступают показателям аналогичного тестирования здоровых школьников. Низкие показатели обусловлены ошибками, которые  были допущены детьми при выполнении упражнения. Достаточно сложным моментом при выполнении упражнения был переход  из одного положения в другое, которое  требовало от детей координации  своих движений, управление телом  в процессе перемещения. 

Также помимо этого упражнения на определение  скоростно-силовых способностей был  использовано такое упражнение, как  метание набивного мяч, которое  ориентировано на изучение особенностей физического развития дошкольников данной категории. Указанное упражнение также продемонстрировало те проблемы, которые были обозначены в процессе наблюдения за детьми при выполнении ими заданных упражнений.

При выполнении этого упражнения дошкольники  не сразу могли сориентироваться на требуемую от них задачу - бросить  мяч, как можно дальше. Сам процесс  бросания мяча вызывал у детей  проблемы в виду необходимости контролирования  движений пальцев, рук, всего тела. В  процессе работы с детьми данное тестирование носило преимущественно обучающий  характер, поэтому результаты было решено, не фиксировать в бланке. Детям демонстрировалось упражнение. Потом по мере выполнения ими бросания мяча движения корректировались, чтобы  дети имели представление о том, как можно достичь лучших результатов, как следует руководить своими телодвижениями. 

Определение активной гибкости (наклон вперед, см) у умственно отсталых дошкольников. Перед тем, как начать данное тестирование с детьми была проведена разминка, ориентированная на ознакомление детей  с состоянием своего тела после выполненной  физической нагрузки. Дети в сидячем  положении в диалоге с педагогом  обсуждали свое самочувствие, оценивая состояние всех тех частей тела, которые были задействованы при  выполнении упражнения. Выполнялись  потягивания, массаж пальчиков, которые  были необходимы для выполнения упражнения. Это упражнение, как и предыдущие, нуждались в сопровождении педагога, так как в необходимых моментах он поправлял положение тела ребенка, показывал, как удобнее, выполнить  упражнение.

Результаты  также были сгруппированы в три  группы, как и предыдущие.

Таблица 3

«Результаты группировки показателей упражнения

по  наклону вперед у дошкольников»

Результаты наклона вперед(см)

«Высокие»

«Средние»

«Низкие»

мальчики

7 - 6

5,5 - 4

4 - 2,8

девочки

9 - 8

7 - 6,7

6,6 - 5,9


Сравнивая данные показатели с показателями упражнения здоровых детей по наклону вперед, стоит отметить, что у умственно  отсталых дошкольников результаты ниже. Но нельзя сказать, что эти результаты сильно уступают результатам здоровых детей.

Как показало наблюдение, при объяснении и сопровождении наглядным примером это упражнение не вызывает каких-либо проблем у дошкольников. Единственный момент, вызвавший некоторые затруднения  при выполнении этого упражнения, - это усталость некоторых детей. В большинстве случаев они  продемонстрировали низкие результаты. В виду этого результаты были зафиксированы  в процессе игровой разминки с  уставшими детьми. При этом, когда  педагог присоединялся для совместного  выполнения упражнения, дети выражали большую готовность для выполнения наклона.

Немаловажное  значение имела поддержка других детей. Ведя диалог с детьми, педагог  заинтересовывал их в поддержке  тех ребят, которые еще не выполнили  упражнение. Это достигалось за счет поименного обращения  к детям: «Коля, ты хорошо справился с упражнением. Ты сможешь помочь Маше, помоги ей, пожалуйста!», «Ребята, нужно поддерживать друг друга, давайте-ка подбодрим Аню, чтобы  она также хорошо справилась с  заданием!» и т.д.

 

Рис. 3. Результаты тестирования уровня физического  развития умственно отсталых дошкольников, наклон вперед (см).

  Как показали результаты этого  тестирования, показатели активной  гибкости умственно отсталых  школьников уступают показателям  активной гибкости здоровых детей.  Но эти результаты не являются  сильно низкими по сравнению  с результатами здоровых детей.  Немаловажный момент, что при  сопровождении педагогом процесса  выполнения упражнения, результаты  выше, чем при простом наблюдении.

Определение скоростных особенностей (бег 100 м, сек). Учитывая, что прошлое упражнение показало усталость некоторых из детей, то предварительно детям была дана возможность расслабиться, отдохнуть  от целенаправленной физической нагрузки.

Перед тем, как начать тестирование скоростных особенностей детей, им было предложено устроить своеобразные соревнования в  рамках данного упражнения: «Ребята, Вы участвовали в соревнованиях? А кто-то участвовал, кто-то нет? Сейчас у Вас будет возможность поучаствовать  в таких соревнованиях!». Те, дети, которые устали, не выражали явного интереса к подобному тестированию, были назначены педагогом своими помощниками при организации  подобного соревнования, т.е. дети помогали в обозначении финишной черты, выстраивании и группировании детей в команды. Всего не задействованных в данном упражнении было 2 ребят (1 девочка, 1 мальчик). Остальные 15 вовлеклись в игровые  соревнования (тестирование).

Данные  результаты также были сгруппированы  в три группы «высокие», «средние», «низкие».

Таблица 4

«Результаты группировки показателей 

упражнения  бег на 100 м»

Результаты 

бега на 100 м(сек)

«Высокие»

«Средние»

«Низкие»

мальчики

22 - 24

24 -26

26,5 - 28,4

девочки

22,5 - 24,5

24,6 - 26,9

27 - 28,8


Как показало данное упражнение, проблемы, препятствующие достижению хороших  результатов, были идентичным тем, что  были выявлены в ранних упражнениях - ошибки на старте, торможение при финишировании  и т.д. Все эти моменты обусловили не столь высокие результаты детей  по этому виду теста.

Рис. 4. Результаты тестирования уровня физического  развития умственно отсталых дошкольников, бег на 100 м (сек).

В основном дети продемонстрировали средние  показатели, но низкие по сравнению  с показателями здоровых детей. Возможно, это было связано с тем, что  дети под конец тестирования начали испытывать усталость, обусловленную  чрезмерной для них физической нагрузкой.

В целом тестирование уровня физического развития умственно отсталых дошкольников продемонстрировал средние результаты, которые при сравнении с результатами здоровых детей были ниже. Как указывалось в процессе диагностики, причинами таких результатов были ошибки, совершаемые детьми при выполнении упражнений. В процессе проведения тестирования и наблюдения была подтверждена выдвинутая гипотеза о том, уровень физического развития дошкольников, по сравнению со здоровыми детьми, ниже в связи с характером нарушений в их физическом развитии. Проведенное исследование показало, что педагог должен поддерживать интерес детей к занятию посредством собственного участия в выполняемых упражнениях, также необходимо учитывать психические особенности детей (излишняя инертность, возбудимость и пр.) и в соответствии с этим организовывать все занятие.

Информация о работе Особенности физического развития умственно отсталых дошкольников