Особенности коммуникативного поведения детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание

Цель исследования - выявить особенности коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- провести теоретический анализ особенностей коммуникативного поведения у детей с ОНР 3-го уровня;
- провести эмпирическое исследование коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня;
- разработать программу коррекции коммуникативной сферы детей с ОНР 3 уровня .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВАНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ 6
1.1.Исследование коммуникативного поведения в трудах ученых 6
1.2.Специфика коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР 3-ГО УРОВНЯ 19
2.1. Цель, задачи, методика исследования 19
2.2. Анализ эмпирических данных 21
2.3. Программа развития коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня 24
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Особенности коммуникативного поведения у детей с ОНР 3го типа (2).doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)


СОДЕРЖАНИЕ 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 Актуальность  исследования. Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольника в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка и значением дошкольного детства в развитии личности человека.

Многие педагоги, такие как, Верещагин  Е.М., Костомаров В.Г., Левченко И. Ю., Ткачева  В. В. говорят о существенных трудностях, возникающих у части детей при составлении рассказов «из личного опыта», по картине и серии картин; пересказывании художественных произведений; выполнении творческих заданий на дополнение незавершенных историй и пр. Однако за низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, отстающих в развитии от своих сверстников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно - недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является лишь одним из средств, хотя и очень важным.

Коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Термин «коммуникативное поведение» впервые был использован  в работе И.А. Стернина «О понятии  коммуникативного поведения».

И.А. Стернин выделял продуктивное и рецептивное коммуникативное поведение. Продуктивное коммуникативное поведение - вербальные и невербальные действия коммуникатора в рамках национальных норм и традиций общения. Рецептивное коммуникативное поведение - понимание и интерпретация вербальных и невербальных действий собеседника, принадлежащего к определенной лингвокультурной общности.

Формановская Н.И. в своей книге "Речевой этикет и культура речи" утверждает, что наука о коммуникативном  поведении, как представляется, имеет в своей структуре три основных аспекта: теоретический (теория науки, терминологический аппарат), описательный (конкретное описание коммуникативного поведения) и объяснительный (объяснение выявленных закономерностей и особенностей коммуникативного поведения).

В работах Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова коммуникативное поведение  рассматривается как описание коммуникативных  действий, фактов реального общения. Ученые подразделяли коммуникативное  поведение на вербальное и невербальное.

Однако специальные наблюдения Левченко И.Ю., Ткачевой В.В. показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Несмотря на постоянный интерес  исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей и возможностях их целенаправленного развития.

Цель исследования - выявить особенности коммуникативного поведения  детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Объект исследования - процесс речевой коммуникации детей с ОНР 3-го уровня.

Предмет исследования: коммуникативная сфера детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.

Гипотеза: общее недоразвитие речи отрицательно влияет на развитие коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня. Они сложно понимают состояние партнеров по общению, плохо слушают, не могут описать свои чувства, у них плохо развита эмпатия.

Задачи:

-   проанализировать научную литературу по проблеме исследования;

- провести теоретический анализ особенностей коммуникативного поведения у детей с ОНР 3-го уровня;

- провести эмпирическое исследование коммуникативной сферы детей с ОНР  3-го уровня;

- разработать  программу коррекции коммуникативной сферы детей с ОНР 3 уровня .

Методы исследования:

- методы теоретического  исследования (теоретический анализ  философских, психолого-педагогических  исследований);

- диагностический  метод (тестирование), количественный  и качественный анализ результатов эмпирических данных.

База работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №195.

Теоретическая значимость исследования определяется анализом теоретических основ формирования коммуникативных навыков детей с ОНР 3 уровня.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  АНАЛИЗ КОММУНИКТИВАНОГО ПОВЕДЕНИЯ  У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ

 

    1. Исследование коммуникативного поведения в трудах ученых

 

Коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Термин «коммуникативное поведение» впервые был использован в работе И.А. Стернина "О понятии коммуникативного поведения" в 1989 году [28,с.117] .

Мы рассматриваем коммуникативное  поведение как один из аспектов владения и овладения языком, наряду с такими аспектами как говорение, чтение, письмо, аудирование. Коммуникативное поведение в самом общем виде определяется нами как совокупность норм и традиций общения народа.

В работе И.А. Стернина "О понятии коммуникативного поведения" о нормах коммуникативного поведения можно говорить в четырех аспектах: общекультурные нормы, групповые нормы, ситуативные нормы и индивидуальные нормы [28,с.170].

Общекультурные нормы коммуникативного поведения характерны для всей лингвокультурной общности и в значительной степени отражают принятые правила этикета, вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Это такие ситуации, как привлечение внимания, обращение, знакомство, приветствие, прощание, извинение, комплимент, разговор по телефону, письменное сообщение, поздравление, благодарность, пожелание, утешение, сочувствие, соболезнование. Это - стандартные ситуации. Общекультурные нормы общения национально специфичны [25,с.38].

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической  ситуацией. Такие ограничения могут  быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения - вертикальном и горизонтальном. Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться.

Групповые нормы отражают особенности  общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей и т.д.

Индивидуальные нормы коммуникативного поведения отражают индивидуальную культуру и коммуникативный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных и ситуативных коммуникативных норм в языковой личности. Подлежат описанию также нарушения общих и групповых норм, характерные для данного индивида [23,с.75].

Формановская Н.И. в своей книге "Речевой этикет и культура речи" утверждает, что наука о коммуникативном  поведении, как представляется, имеет  в своей структуре три основных аспекта: теоретический (теория науки, терминологический аппарат), описательный (конкретное описание коммуникативного поведения) и объяснительный (объяснение выявленных закономерностей и особенностей коммуникативного поведения).

К коммуникативному поведению примыкает  социально и коммуникативно значимое бытовое поведение - совокупность предметно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию и тем самым включающихся в общий коммуникативный процесс и влияющих на поведение и общение людей. Это своеобразный язык повседневного поведения или социальный символизм[21,с.64].

Социальный символизм - это отражение  в сознании людей семиотической  функции, которую приобретает в  той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот  или иной элемент предметного мира. Все эти явления приобретают в сознании народа и определенный символический смысл, характерный и единый для всего данного социума или для какой-то определенной социальной группы.

Социальный символизм зачастую не замечается членами социума, хотя довольно строго «соблюдается» - то есть используется, интерпретируется в межличностных отношениях [11,с.189].

Символические смыслы могут участвовать  в коммуникативном акте как непосредственно - провоцировать речевую реакцию, вопрос, эмоциональную реплику, коллективное обсуждение и т.д., так и опосредованно, косвенно: участники общения в процессе коммуникации имплицитно интерпретируют, учитывают те или иные действия, поступки собеседника, предметную деятельность друг друга, «язык» социальных символов собеседника и принимают эту информацию к сведению, интерпретируют эти символы как информационный компонент ситуации. Информация социальных символов включается в невербальную информацию, получаемую и используемую коммуникантами в процессе общения [17,с.220].

Коммуникативное поведение какой-либо конкретной общности до сих пор не являлось предметом систематического, сколько-либо системного описания, хотя отдельные элементы таких описаний имеются в достатке. Это связано, во-первых, с неразработанностью теории и методики такого описания, а, во-вторых, с тем, что до сих пор неясно, представители какой науки должны этим заниматься. С нашей точки зрения, описание коммуникативного поведения должно стать предметом особой науки, которая является стыковой и в известной мере интегральной для целого ряда наук - этнографии, психологии, социальной психологии, социологии, психолингвистики, теории коммуникации, социолингвистики, паралингвистики, риторики, лингводидактики и собственно лингвистики. Эта интегральная наука должна синтезировать данные перечисленных наук и создать целостную картину национального коммуникативного поведения народа [34,с.96].

Коммуникативное поведение представляется нам синтетической филологической и социально-антропологической наукой будущего.

В работах Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова коммуникативное поведение рассматривается как описание коммуникативных действий, фактов реального общения. Ученые подразделяли коммуникативное поведение на вербальное и невербальное. Вербальное коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях. Невербальное коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к организации ситуации общения, физическим действиям, контактам и расположению собеседников, невербальным средствам демонстрации отношения к собеседнику, мимике, жестам и позам, сопровождающим общение и необходимым для его осуществления [7,с.211].

Необходимо также остановиться на соотношении понятий коммуникативное поведение и речевой этикет. Коммуникативное поведение - более широкое понятие, чем речевой этикет. Последний связан, в основном, со стандартными речевыми формулами в стандартных коммуникативных ситуациях, отражающими категорию вежливости, а коммуникативное поведение описывает тематику общения, восприятие тех или иных коммуникативных действий носителями языка, особенности общения в больших коммуникативных сферах типа семья, коллектив, знакомые, незнакомые и многих других. Коммуникативное поведение описывает не только вежливое, эталонное общение, но и реальную коммуникативную практику. Коммуникативное поведение включает речевой этикет как составную часть [18,с.127].

И.А. Стернин выделял продуктивное и рецептивное коммуникативное поведение. Продуктивное коммуникативное поведение - вербальные и невербальные действия коммуникатора в рамках национальных норм и традиций общения. Рецептивное коммуникативное поведение - понимание и интерпретация вербальных и невербальных действий собеседника, принадлежащего к определенной лингвокультурной общности. В своей работе И.А. Стернин классифицирует коммуникативное поведение на: нормативное коммуникативное поведение - поведение, принятое в данной лингвокультурной общности и соблюдаемое в стандартных коммуникативных ситуациях большей частью языкового коллектива; и ненормативное коммуникативное поведение - поведение, нарушающее принятые нормы [28,с.127].

Основной принцип описания коммуникативного поведения народа являются:

Принцип системности. Коммуникативное поведение той или иной лингвокультурной общности должно быть описано целостно, комплексно, как система. Для этого должна быть разработана модель описания коммуникативного поведения, включающая совокупность факторов и параметров, отражающих коммуникативное поведение любого народа. Такая модель должна включать вербальное, невербальное коммуникативное поведение и социальный символизм[27,с.129].

Таким образом, коммуникативное поведение - такой же важный аспект обучения языку, как и другие: обучение чтению, письму, говорению, пониманию и переводу. В коммуникативном поведении важны многие тонкости общения, например, речевой этикет, который порождает доверие и уважение. Правила речевого этикета позволяют человеку чувствовать себя уверенным, имеют воспитательное значение, способствуют развитию общей культуры общества.

 

    1.   Специфика коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня

 

Т.Б. Филичева определяет общее недоразвитие речи (ОНР) как различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)» [19, с. 32].

Информация о работе Особенности коммуникативного поведения детей с ОНР 3 уровня