Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:46, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- провести теоретический анализ особенностей коммуникативного поведения у детей с ОНР 3-го уровня;
- провести эмпирическое исследование коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня;
- разработать программу коррекции коммуникативной сферы детей с ОНР 3 уровня .
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВАНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ 6
1.1.Исследование коммуникативного поведения в трудах ученых 6
1.2.Специфика коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР 3-ГО УРОВНЯ 19
2.1. Цель, задачи, методика исследования 19
2.2. Анализ эмпирических данных 21
2.3. Программа развития коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня 24
Заключение 33
Список использованной литературы 35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема коммуникативного развития ребенка дошкольника в данный период времени является наиболее актуальной. Объясняется это значением коммуникативной деятельности в процессе социализации ребенка и значением дошкольного детства в развитии личности человека.
Многие педагоги, такие как, Верещагин Е.М., Костомаров В.Г., Левченко И. Ю., Ткачева В. В. говорят о существенных трудностях, возникающих у части детей при составлении рассказов «из личного опыта», по картине и серии картин; пересказывании художественных произведений; выполнении творческих заданий на дополнение незавершенных историй и пр. Однако за низким уровнем связной, монологической речи у дошкольников, отстающих в развитии от своих сверстников, очень часто скрывается более серьезная проблема, а именно - недостаточность коммуникативной деятельности, коммуникативного поведения в целом, где речь является лишь одним из средств, хотя и очень важным.
Коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Термин «коммуникативное поведение» впервые был использован в работе И.А. Стернина «О понятии коммуникативного поведения».
И.А. Стернин выделял продуктивное и рецептивное коммуникативное поведение. Продуктивное коммуникативное поведение - вербальные и невербальные действия коммуникатора в рамках национальных норм и традиций общения. Рецептивное коммуникативное поведение - понимание и интерпретация вербальных и невербальных действий собеседника, принадлежащего к определенной лингвокультурной общности.
Формановская Н.И. в своей книге "Речевой этикет и культура речи" утверждает, что наука о коммуникативном поведении, как представляется, имеет в своей структуре три основных аспекта: теоретический (теория науки, терминологический аппарат), описательный (конкретное описание коммуникативного поведения) и объяснительный (объяснение выявленных закономерностей и особенностей коммуникативного поведения).
В работах Е.М. Верещагина и В.Г.
Костомарова коммуникативное
Однако специальные наблюдения Левченко И.Ю., Ткачевой В.В. показывают, что определенная часть дошкольников в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.
Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей и возможностях их целенаправленного развития.
Цель исследования - выявить особенности коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Объект исследования - процесс речевой коммуникации детей с ОНР 3-го уровня.
Предмет исследования: коммуникативная сфера детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Гипотеза: общее недоразвитие речи отрицательно влияет на развитие коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня. Они сложно понимают состояние партнеров по общению, плохо слушают, не могут описать свои чувства, у них плохо развита эмпатия.
Задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- провести теоретический анализ особенностей коммуникативного поведения у детей с ОНР 3-го уровня;
- провести эмпирическое исследование коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня;
- разработать программу коррекции коммуникативной сферы детей с ОНР 3 уровня .
Методы исследования:
- методы теоретического
исследования (теоретический анализ
философских, психолого-
- диагностический метод (тестирование), количественный и качественный анализ результатов эмпирических данных.
База работы: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №195.
Теоретическая значимость исследования определяется анализом теоретических основ формирования коммуникативных навыков детей с ОНР 3 уровня.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКТИВАНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ
Коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения определенной группы людей. Термин «коммуникативное поведение» впервые был использован в работе И.А. Стернина "О понятии коммуникативного поведения" в 1989 году [28,с.117] .
Мы рассматриваем
В работе И.А. Стернина "О понятии коммуникативного поведения" о нормах коммуникативного поведения можно говорить в четырех аспектах: общекультурные нормы, групповые нормы, ситуативные нормы и индивидуальные нормы [28,с.170].
Общекультурные нормы
Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда общение определяется конкретной экстралингвистической ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу общающихся позволяют говорить о двух разновидностях коммуникативного поведения - вертикальном и горизонтальном. Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться.
Групповые нормы отражают особенности общения, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности коммуникативного поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей и т.д.
Индивидуальные нормы
Формановская Н.И. в своей книге "Речевой этикет и культура речи" утверждает, что наука о коммуникативном поведении, как представляется, имеет в своей структуре три основных аспекта: теоретический (теория науки, терминологический аппарат), описательный (конкретное описание коммуникативного поведения) и объяснительный (объяснение выявленных закономерностей и особенностей коммуникативного поведения).
К коммуникативному поведению примыкает социально и коммуникативно значимое бытовое поведение - совокупность предметно-бытовых действий людей, получающих в данном обществе, в данной лингвокультурной общности смысловую интерпретацию и тем самым включающихся в общий коммуникативный процесс и влияющих на поведение и общение людей. Это своеобразный язык повседневного поведения или социальный символизм[21,с.64].
Социальный символизм - это отражение в сознании людей семиотической функции, которую приобретает в той или иной культуре определенное действие, факт, событие, поступок, тот или иной элемент предметного мира. Все эти явления приобретают в сознании народа и определенный символический смысл, характерный и единый для всего данного социума или для какой-то определенной социальной группы.
Социальный символизм зачастую не замечается членами социума, хотя довольно строго «соблюдается» - то есть используется, интерпретируется в межличностных отношениях [11,с.189].
Символические смыслы могут участвовать в коммуникативном акте как непосредственно - провоцировать речевую реакцию, вопрос, эмоциональную реплику, коллективное обсуждение и т.д., так и опосредованно, косвенно: участники общения в процессе коммуникации имплицитно интерпретируют, учитывают те или иные действия, поступки собеседника, предметную деятельность друг друга, «язык» социальных символов собеседника и принимают эту информацию к сведению, интерпретируют эти символы как информационный компонент ситуации. Информация социальных символов включается в невербальную информацию, получаемую и используемую коммуникантами в процессе общения [17,с.220].
Коммуникативное поведение какой-либо конкретной общности до сих пор не являлось предметом систематического, сколько-либо системного описания, хотя отдельные элементы таких описаний имеются в достатке. Это связано, во-первых, с неразработанностью теории и методики такого описания, а, во-вторых, с тем, что до сих пор неясно, представители какой науки должны этим заниматься. С нашей точки зрения, описание коммуникативного поведения должно стать предметом особой науки, которая является стыковой и в известной мере интегральной для целого ряда наук - этнографии, психологии, социальной психологии, социологии, психолингвистики, теории коммуникации, социолингвистики, паралингвистики, риторики, лингводидактики и собственно лингвистики. Эта интегральная наука должна синтезировать данные перечисленных наук и создать целостную картину национального коммуникативного поведения народа [34,с.96].
Коммуникативное поведение представляется
нам синтетической
В работах Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова коммуникативное поведение рассматривается как описание коммуникативных действий, фактов реального общения. Ученые подразделяли коммуникативное поведение на вербальное и невербальное. Вербальное коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций общения, связанных с тематикой и особенностями организации общения в определенных коммуникативных условиях. Невербальное коммуникативное поведение - совокупность норм и традиций, регламентирующих требования к организации ситуации общения, физическим действиям, контактам и расположению собеседников, невербальным средствам демонстрации отношения к собеседнику, мимике, жестам и позам, сопровождающим общение и необходимым для его осуществления [7,с.211].
Необходимо также остановиться на соотношении понятий коммуникативное поведение и речевой этикет. Коммуникативное поведение - более широкое понятие, чем речевой этикет. Последний связан, в основном, со стандартными речевыми формулами в стандартных коммуникативных ситуациях, отражающими категорию вежливости, а коммуникативное поведение описывает тематику общения, восприятие тех или иных коммуникативных действий носителями языка, особенности общения в больших коммуникативных сферах типа семья, коллектив, знакомые, незнакомые и многих других. Коммуникативное поведение описывает не только вежливое, эталонное общение, но и реальную коммуникативную практику. Коммуникативное поведение включает речевой этикет как составную часть [18,с.127].
И.А. Стернин выделял продуктивное и рецептивное коммуникативное поведение. Продуктивное коммуникативное поведение - вербальные и невербальные действия коммуникатора в рамках национальных норм и традиций общения. Рецептивное коммуникативное поведение - понимание и интерпретация вербальных и невербальных действий собеседника, принадлежащего к определенной лингвокультурной общности. В своей работе И.А. Стернин классифицирует коммуникативное поведение на: нормативное коммуникативное поведение - поведение, принятое в данной лингвокультурной общности и соблюдаемое в стандартных коммуникативных ситуациях большей частью языкового коллектива; и ненормативное коммуникативное поведение - поведение, нарушающее принятые нормы [28,с.127].
Основной принцип описания коммуникативного поведения народа являются:
Принцип системности. Коммуникативное поведение той или иной лингвокультурной общности должно быть описано целостно, комплексно, как система. Для этого должна быть разработана модель описания коммуникативного поведения, включающая совокупность факторов и параметров, отражающих коммуникативное поведение любого народа. Такая модель должна включать вербальное, невербальное коммуникативное поведение и социальный символизм[27,с.129].
Таким образом, коммуникативное поведение - такой же важный аспект обучения языку, как и другие: обучение чтению, письму, говорению, пониманию и переводу. В коммуникативном поведении важны многие тонкости общения, например, речевой этикет, который порождает доверие и уважение. Правила речевого этикета позволяют человеку чувствовать себя уверенным, имеют воспитательное значение, способствуют развитию общей культуры общества.
Т.Б. Филичева определяет общее недоразвитие речи (ОНР) как различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)» [19, с. 32].
Информация о работе Особенности коммуникативного поведения детей с ОНР 3 уровня