Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:46, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- провести теоретический анализ особенностей коммуникативного поведения у детей с ОНР 3-го уровня;
- провести эмпирическое исследование коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня;
- разработать программу коррекции коммуникативной сферы детей с ОНР 3 уровня .
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВАНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ 6
1.1.Исследование коммуникативного поведения в трудах ученых 6
1.2.Специфика коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР 3-ГО УРОВНЯ 19
2.1. Цель, задачи, методика исследования 19
2.2. Анализ эмпирических данных 21
2.3. Программа развития коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня 24
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Для проведения исследования были выбраны следующие методики: анкета для родителей, методика «Азбука настроений».
Анкета для родителей
Анкета представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных умений детей, а также их взаимоотношений с окружающими людьми. Для лучшей ориентации в структуре анкеты представим общим списком те умения, которые определяются с ее помощью, и соответствующие им в анкете порядковые номера суждений. В таблице 1 слева указаны умения, а справа – пункты анкеты, которые им соответствуют.
Умение слушать – 1, 2, 3, 4, 5
Умение ясно описать свои чувства
Эмпатия
Умение ясно излагать свою мысль
Культура речи
Умение описывать партнера по общению – 6, 7, 8, 9, 10
Оценка результатов.
Степень развитости каждого коммуникативного умения ребенка по анкете определяется при помощи 5-балльной шкалы:
«Азбука настроений» (Н.Л. Белопольская)
Методика «Азбука настроений» представлена в виде 36 картинок с изображением животных и людей, находящихся в разном настроении. При этом можно выделить несколько групп эмоциональных состояний по которые можно положить в основу классификации, это следующие состояния: страх, ярость, злость, радость, печаль, высокомерие. Следовательно, все 36 картинок можно разделить на шесть групп в зависимости от эмоционального состояния персонажа по шесть картинок в каждой группе.
Испытуемому предлагалось составить классификацию, разложить картинки по группам в зависимости от эмоционального состояния того, кто на ней нарисован.
Оценка результатов
Шкала определения стандартных значений.
Критерии перевода баллов в стандартные значения. |
Стандарт-ные значения. |
Не правильно выделяет группы эмоций, не может назвать или не правильно называет группу эмоций, допускает более 5-ти ошибок при определении конкретной эмоции. |
1 балл. |
Правильно выделяет группы эмоций, затрудняется или ошибается при назывании данных групп, допускает более 5-ти ошибок при определении конкретной эмоции. |
2 балла. |
Правильно выделяет и называет группы эмоций, допускает до 5-ти ошибок при определении конкретной эмоции. |
3 балла. |
Правильно выделяет и называет группы эмоций, не допускает ошибок при определении конкретной эмоции. |
4 балла. |
2.2. Анализ эмпирических данных
Согласно данным, полученным в результате проведения «Азбуки настроений» у испытуемых выявлен низкий уровень понимания состояние партнеров по общению, знаний о невербальных проявлениях общения.
В целом у 20% испытуемых диагностирован высокий уровень (3 балла) по данному фактору, в 30% - средний (2 балла), 50% - низкий (1 балл). Полученные данные отображены на рис. 1.
Рис. 1
Уровень знаний понимания состояния партнеров по общению
Анализ анкеты для родителей позволил нам выявить три группы испытуемых. Первую группу составили дети, набравшие от 1 до 2 баллов (низкий уровень развития коммуникативных умений), во вторую вошли школьники со средним уровнем развития коммуникативных умений (от 3 до 4 баллов), в третью – с высоким уровнем (5 баллов).
В анкете анализировались шесть структурных единиц коммуникативных умений: умение ясно описать свои чувства, эмпатия, умение ясно излагать свою мысль, культура речи, умение описывать партнера по общению и умение активно слушать.
Согласно данным анкетирования умение активно слушать на высоком уровне присуще только 10% респондентов, у 30% испытуемых выявлен средний уровень умения слушать и в 60% случаях выявлен низкий уровень умения слушать.
Намного выше у испытуемых уровень умения описывать своих партнеров по общению, за счет чего средний показатель развития коммуникативных умений несколько сместился в сторону среднего и высокого уровня развития умений. Высокий уровень развития умения описывать партнеров по общению выявлен в 30%, средний уровень выявлен у 20% респондентов и низкий уровень выявлен в 50%.
Умение ясно описать свои чувства на высоком уровне находятся у 10% испытуемых, на среднем уровне – у 30%, на низком - у 60% респондентов.
Высокий уровень эмпатии выявлен у 20% испытуемых, средний уровень у 20% и низкий уровень у 60% испытуемых.
Умение ясно излагать свою мысль на высоком уровне выявлено у 10% респондентов, у 20% это умение развито средне и у 70% практически не развито.
Высокого уровня культуры речи среди испытуемых не выявлено. Средний уровень выявлен у 30%, низкий уровень у 70% респондентов.
Итак, низкий уровень развития коммуникативных умений выявлен в 60% случаев, средний уровень в 20% и высокий уровень диагностирован у 20% респондентов.
Полученные данные отображены на рис. 2.
Рис. 2
Уровень развития коммуникативных навыков
На основании проведенного исследования, мы можем констатировать тот факт, что у детей с ОНР 3-го уровня общение находиться на стадии становления. Дети не заинтересованы в удовлетворении потребностей партнеров по общению, не знают и не понимают состояния партнеров по общению. Они не ориентируются в общении на своих партнеров, у них выявлен низкий уровень знаний о невербальных проявлениях общения (данные методики «Азбука настроения»). Испытуемые не отличаются общительностью . Согласно данной им родителями характеристикам (анкета для родителей) большинство испытуемых не умеют слушать, часто перебивают своих партнеров по общению.
2.3. Программа развития коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня
Цель программы – развитие коммуникативных навыков.
Задачи:
1) постановка комплексных воспитательных задач;
2) выбор методов и форм учебно-воспитательной работы;
а) подготовка и проведение коллективных творческих праздников:
б) организация и поддержание учебного диалога на уроках (уроки -концерты, уроки турниры, парная и групповая работа и т.д.);
3) обсуждение динамики развития детей;
4) вовлечение родителей в коллективе группы;
- успешная адаптация детей в коллективе группы;
- проявление заботливого
- проявление творческой
- появление потребности в
- высокая результативность
Тематический план
Содержание |
часы |
Задачи |
Знакомство |
1 |
Уточнение психологического диагноза членов группы для накопления опыта общения, знакомство членов группы |
Воспитание положительного отношения друг к другу |
2 |
снижение агрессии, привлекая внимание детей к другим ребятам, обучая пониманию положительного и отрицательного отношения друг к другу. |
Повышение эмоциональной устойчивости в процессе коммуникации |
1 |
Привить ребенку новые формы поведения. Научить самому принимать верные решения. Дать возможность почувствовать себя самостоятельным и уверенным в себе человеком. |
Воспитание чувства взаимопомощи |
2 |
Формирование
у детей моральных |
Развитие коммуникации |
2 |
Формирование адекватных форм поведения. Снятие напряжения у детей. Регулировка поведения в коллективе. |
Развитие эмпатии |
2 |
Развитие навыков сопереживания, коммуникации |
Коррекция уровня тревожности и самооценки |
2 |
Принятие ребенком себя таким какой он, повышение уверенности в себе |
1 занятие
1 упражнение
Цель - знакомство.
Психолог говорит: «Давайте познакомимся», дети должны называть себя по имени.
Игра «Снежный ком»
Дети становятся в круг, ведущий берёт мячик и кидает одному из детей, он называет своё имя, затем следующему, который, помимо своего имени называет имя предшествующего и т.д.
2 упражнение
«Давайте поздороваемся». Вначале говорится о разных формах приветствия реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, рукой, спиной и т.д. и выдумать свои необычные способы приветствия и поздороваться ими.
3 упражнение
«Те кто…».
Ведущий предлагает встать тем, кто…
- любит бегать
- радуется хорошей погоде
- имеет младшую сестру и т.д.
После ответов у детей спрашивают, кто же из них имеет младшую сестру, а кто любит бегать и т.д.
2-3 занятие
Цель - снижение агрессии, привлекая внимание детей к другим ребятам, обучая пониманию положительного и отрицательного отношения друг к другу.
Время проведения каждого упражнения 10 минут.
1 упражнение. Дети приветствуют друг друга в кругу. А затем им предлагается игра «Запомни». Дети делятся по двое и встают спиной друг к другу. После этого по очереди описывают причёску, одежду, лицо партнёра. Описание сравнивается с оригиналом и определяется, на сколько ребёнок был точен.
2 упражнение.
«Что изменилось?!» Каждый ребёнок по очереди становится водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе происходит 2–3 изменения в одежде, перестановке мебели и т.д. В задачу водящего входит правильно подметить эти изменения.
3 упражнение.
«Прощание». Обсуждаем разные формы прощания, а затем придумываем свои варианты и прощаемся.
4-5 занятие
Цель – развитие коммуникации.
1 упражнение. Группа встаёт в круг и здоровается, а затем начинает игру «Цветик - Семицветик». Дети рисуют отдельные части цветка – лепестки и разукрашивают разными цветами. Затем кладут на стол, собрав воедино. А после даётся задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил всем нам?» или «Если бы у тебя был цветик - семицветик какое бы ты желание загадал?»
«Лети, лети лепесток через запад на восток
через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
лишь коснёшься ты земли быть, по-моему, вели
Вели что бы…»
По окончанию можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех и нарисовать его всем вместе на листе ватмана.
Упражнение 2. «Рукопожатия»
«Мы все сейчас будем ходить по комнате. Задачей является пожать как можно больше рук за это время. Каждый считает при этом, сколько рук он пожал (упражнение выполняется 2—5 минут). Кто из вас был общительным, активным, пытался пожать руки других участников как можно больше раз? А кто пожимал руки только тем, кто сам к нему подходил? Связано ли ваше поведение в упражнении с тем, общительны вы в жизни или замкнуты?»
6 занятие
Цель – воспитание чувства взаимопомощи.
Время - 10 минут на каждое упражнение.
1 упражнение - «Кораблик».
Дети делают кораблик, встав так, чтобы один ребенок уместился в середине. Ведущий объясняет, что кораблик сначала плывет в солнечную хорошую погоду, но вот он попадает в шторм, а тот, кто в середине капитан корабля и он не боится шторма. На зло бури и молниям он должен крикнуть «Я сильный и смелый капитан, я не боюсь бури!»
2 упражнение - «Руки знакомятся, ссорятся, мерятся».
Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга, на небольшом расстоянии (вытянутой руки). Ведущий говорит: «Закройте глаза, протяните друг к другу руки, познакомьтесь одними руками. Продемонстрируйте добрые отношение. Опустите руки.
Снова вытяните, ваши руки ссорятся. Опустите, а теперь они мирятся, вы расстаётесь друзьями. После этого обсуждаются ощущения детей в ходе игры.
3 упражнение - «Волшебные заросли». Каждый участник пытается проникнуть в центр круга, образованными тесно прижатыми «волшебными водорослями» - всеми остальными участниками. «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения. Водящий должен самыми добрыми словами и нежными движеньями уговорить «водорослей» пропустить его в центр круга. Затем, по окончании игры, обсуждается, когда и при каких условиях водоросли расступились, а при каких нет.
4 упражнение - «Рисуем».
Ведущий предлагает нарисовать доброе животное, которое могло бы защитить детей от всего плохого, и написать (рассказать в кругу), какими добрыми качествами оно наделено.
7-8 занятие
Цель – развитие коммуникации.
1 упражнение - «Кто позвал, узнай!»
Водящий отходит в дальний угол комнаты, отворачивается и закрывает глаза. Даётся инструкция: дети по очереди называют водящего по имени разными интонациями, а он должен отгадать, кто к нему обратился и как (нежно, грубо, зло и т.д.) После упражнения обсуждаются чувства, возникшие при том или ином оклике.
Информация о работе Особенности коммуникативного поведения детей с ОНР 3 уровня