Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:46, курсовая работа
Цель исследования - выявить особенности коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- провести теоретический анализ особенностей коммуникативного поведения у детей с ОНР 3-го уровня;
- провести эмпирическое исследование коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня;
- разработать программу коррекции коммуникативной сферы детей с ОНР 3 уровня .
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВАНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ 6
1.1.Исследование коммуникативного поведения в трудах ученых 6
1.2.Специфика коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР 3-ГО УРОВНЯ 19
2.1. Цель, задачи, методика исследования 19
2.2. Анализ эмпирических данных 21
2.3. Программа развития коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня 24
Заключение 33
Список использованной литературы 35
Г.Р. Шашкина под общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом рассматривает такую форму речевой аномалии, «при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи» [20, с. 45].
При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.
В учебнике «Логопедия» под редакцией Л.С. Волкова [8] указывается на четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е.Левиной, четвертый уровень представлен в работах Т. Б. Филичевой.
Р.Е. Левина [12] отмечает, что на первом уровне речевого развития у детей старшего дошкольного возраста речь почти полностью отсутствует: она состоит из звукоподражаний, аморфных слов-корней. Свою речь дети сопровождают жестами и мимикой. Однако она остается непонятной для окружающих.
Отдельные слова, которыми они пользуются, неточны по звуковому и структурному составу. Дети одним названием обозначают различные предметы, объединяя их по сходству отдельных признаков, вместе с тем один и тот же предмет в разных ситуациях они называют разными словами, названия действий заменяют названиями предметов.
Фразы на данном уровне речевого развития нет. Стараясь рассказать о каком-либо событии, дети произносят отдельные слова, иногда одно-два искаженных предложения [12, с. 78].
Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые через органы чувств предметы и явления. При глубоком недоразвитии преобладают корневые слова, лишенные флексий.
Пассивный запас слов шире активного; создается впечатление, что дети все понимают, но сами сказать ничего не могут.
Неговорящие дети не воспринимают грамматических изменений слова. Они не различают форм единственного и множественного числа существительных, прилагательных, прошедшего времени глагола, форм мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.
Звуковой состав одного и того же слова у них непостоянен, артикуляция звуков может меняться, способность воспроизводить слоговые элементы слова у них нарушена.
На уровне лепетной речи звуковой анализ недоступен, задача выделения звуков часто непонятна сама по себе.
Р.Е. Левина [25] характеризует второй уровень речевого развития тем, что речевые возможности детей значительно возрастают, общение осуществляется с помощью постоянных, но сильно искаженных речевых средств.
Запас слов становится более разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, качества. На этом уровне дети пользуются личными местоимениями, простыми предлогами и союзами. Возникает возможность рассказать с помощью простых предложений о знакомых событиях.
Недоразвитие речи проявляется в незнании многих слов, в неправильном произнесении звуков, нарушении слоговой структуры слова, аграмматизме, хотя смысл произнесенного можно понять и вне ситуации. Дети прибегают к пояснениям с помощью жестов.
Существительные употребляются детьми в именительном падеже, глаголы — в инфинитиве, падежные формы и формы числа бывают аграмматичны, ошибки наблюдаются и в употреблении числа и рода глаголов.
Прилагательные встречаются в
речи довольно редко и не согласуются
в предложении с другими
Звуковая сторона речи носит искаженный характер. Неправильно произносимые звуки могут относиться к 3 – 4-й фонетическим группам, например: переднеязычным (свистящие, шипящие, сонорные), заднеязычным и губным. Гласные артикулируются неотчетливо. Твердые согласные часто звучат смягченно.
Воспроизведение слоговой структуры слова становится более доступным, дети повторяют слоговой контур слова, но звуковой состав их остается неточным. Звуковой состав односложных слов передается правильно. При повторении двусложных слов встречается выпадение звука, в трехсложных словах отмечаются перестановки и пропуски звуков, четырех-, пятисложные слова укорачиваются до двух-трех слогов.
Третий уровень речевого развития характеризуется тем, что обиходная речь детей становится более развернутой, грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений уже нет.
В устной речи отмечаются отдельные аграмматичные фразы, неточное употребление некоторых слов, фонетические недостатки менее разнообразны.
Дети пользуются простыми распространенными предложениями из трех-четырех слов. Сложные предложения в речи детей отсутствуют. В самостоятельных высказываниях отсутствует правильная грамматическая связь, логика событий не передается [11, с. 85].
К числу ошибок словоизменения относятся: смешение в косвенных падежах окончаний существительных; замена окончаний существительных среднего рода окончанием женского рода; ошибки в падежных окончаниях имен существительных; неправильное соотнесение существительных и местоимений; ошибочное ударение в слове; не различение вида глаголов; неправильное согласование прилагательных с существительными; неточное согласование существительных и глаголов.
Звуковая сторона речи на данном
уровне значительно более
Четвертый уровень речевого развития, подробно рассмотренный в исследовании Т.Б. Филичевой, характеризуется отдельными пробелами в развитии лексики и грамматического строя. На первый взгляд ошибки кажутся несущественными, однако их совокупность ставит ребенка в затруднительное положение при обучении письму и чтению. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения очень низкая, правила грамматики не усваиваются.
Понимание структуры общего недоразвития
речи, причин, лежащих в его основе,
понимание соотношения
Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи. В эти группы зачисляются:
а) дети с I уровнем речевого развития начиная с 3-летнего возраста со сроком обучения 3 — 4 года;
б) дети со II уровнем речевого развития начиная с 4-летнего возраста со сроком обучения 3 года;
в) дети с III уровнем речевого развития начиная с 4 — 5-летнего возраста со сроком обучения 2 года [19, с. 89].
Занятия проводятся с подгруппами и индивидуально.
Задачи и содержание логопедической работы вытекают из анализа структуры речевого нарушения, а также сохранных и компенсаторных возможностей детей.
В данном исследовании мы делаем акцент на преодоление нарушений в развитии связной речи при ОНР III уровня. Связная речь, по словам Л.Н. Смирновой, - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка [17, с. 58].
Связная речь — это не только последовательность
слов и предложений, это последовательность
связанных друг с другом мыслей,
которые выражены точными словами
в правильно построенных
Связная устная речь воплощает в себе все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Развитие связной устной речи неотделимо от решения основных задач речевого развития: обогащения, уточнения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры
К специфике развития связной речи у детей с ОНР третьего уровня относится наличие развернутой фразы, при недостаточной сформированности связной речи. Ограниченный словарный запас, одинаково звучащие слова, которым придается то или иное значение в зависимости от ситуации, делает речь детей бедной и стереотипной.
При пересказе текстов дети с ОНР ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.
Ребенок с ОНР третьего уровня понимает и может самостоятельно образовать новые слова по некоторым наиболее распространенным словообразовательным моделям. Наряду с этим, ребенок затрудняется в правильном выборе производящей основы («человек, который дома строит» -«доматель»), использует неадекватные аффиксальные элементы (вместо «мойщик»-«мойчик»; вместо «лисья» - «лисник»). Типичным для данного уровня является неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значением, а также слов с переносным значением.
Словарный запас может показаться достаточным в рамках бытовой повседневной ситуации, однако при подробном обследовании может выясниться незнание детьми таких частей тела, как локоть, переносица, ноздри, веки. Детальный анализ речевых возможностей детей позволяет определить трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры.
Образцы связной речи свидетельствуют о нарушении логико- временных связей в повествовании: дети могут переставлять местами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета и обеднять его содержательную сторону [20. с. 65].
Исследование коммуникативных возможностей детей с ОНР показал существенное отставание от нормы.
Недостатки коммуникативной способности у детей с ОНР:
Указанные речевые и коммуникативные
затруднения оказывают
Сфера взаимоотношений ребенка с воспитателем важна и положительно окрашена. Большинство детей чувствуют себя в детском саду эмоционально благополучно.
Культура общения с взрослыми сформирована у половины детей: дети могут спокойно обратиться к взрослому с просьбой, не вмешиваются в разговор старших, стараются не перебивать их, к воспитателю обращаются по имени и отчеству. У остальных детей культура общения сформирована слабо, в общении с воспитателями дети обеих возрастных категорий используют менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками [16, с. 63].
Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками, недостаточной сформированности форм коммуникации (диалога и монолога), особенностях поведения (отсутствие заинтересованности в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм). Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.
Развитие средств общения, уровень которых у детей с речевой патологией отличается от нормы, требует соблюдения следующих психолого-педагогических условий: определения сущности и выявления уровня использования средств общения детьми в коммуникативном процессе, разработки и проведения систематической коррекционной работы с учетом принципов поэтапности и последовательности предъявления заданий, достаточной сформированности психологической, психомоторной и просодической сторон речи [14, с. 61].
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР 3-ГО УРОВНЯ
2.1. Цель, задачи, методика исследования
Цель экспериментального исследования – выявить уровень развития коммуникативных навыков детей с ОНР 3-го уровня и возможности коррекционной программы для развития общительности и понимания состояний партнеров по общению.
Задачи:
- выявить уровень общительности, понимания состояния партнеров по общению, умения активно слушать и описывать партнеров по общению;
- провести психолого-
Характеристика выборки: в исследовании приняли участие 10 детей в возрасте 6лет с диагнозом ОНР 3-го ровня.
Информация о работе Особенности коммуникативного поведения детей с ОНР 3 уровня