Особенности коммуникативного поведения детей с ОНР 3 уровня

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:46, курсовая работа

Описание

Цель исследования - выявить особенности коммуникативного поведения детей с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- провести теоретический анализ особенностей коммуникативного поведения у детей с ОНР 3-го уровня;
- провести эмпирическое исследование коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня;
- разработать программу коррекции коммуникативной сферы детей с ОНР 3 уровня .

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОММУНИКАТИВАНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР 3 УРОВНЯ 6
1.1.Исследование коммуникативного поведения в трудах ученых 6
1.2.Специфика коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня 11
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР 3-ГО УРОВНЯ 19
2.1. Цель, задачи, методика исследования 19
2.2. Анализ эмпирических данных 21
2.3. Программа развития коммуникативной сферы детей с ОНР 3-го уровня 24
Заключение 33
Список использованной литературы 35

Работа состоит из  1 файл

Особенности коммуникативного поведения у детей с ОНР 3го типа (2).doc

— 176.50 Кб (Скачать документ)

2 упражнение – «Мы рисуем».

Ведущий предлагает нарисовать доброе животное и назвать его ласковым именем. После этого, все дети показывают своё животное и объясняют, что говорит о том, что животное доброе.

3 упражнение – «Волшебный ящик».

В центр круга ставится ящик (или  то, что его напоминает), Дети должны по очереди подойти к нему и  что-то из него вынуть, показав какое-нибудь упражнение или игру с вытащенным предметом. А окружающие должны догадаться, что он делает или что это за игра.

4 упражнение – «Вежливые слова».

Игра проводится с мячом и  в кругу. Дети бросают друг другу  мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется: надо назвать только слова приветствия (здравствуйте, привет, добрый день и т.д.), благодарности (спасибо и т.д.), извинения, прощания и т.д.

5 упражнение – «Коллаж».

Берётся некоторое количество журналов и газет. Детям предлагается вырезать разных людей и приклеить на лист ватмана, но так, что бы в одной группе были люди исключительно добрые, весёлые и улыбчивые, а в другой грустные, ссорящиеся, злые люди. Дети придумывают про каждую группу свою историю и стараются объяснить, чем же доброта отличается от зла и каким человеком легче быть добрым или злым.

9-10 занятие

Цель – развитие эмпатии.

1 упражнение - «походка».

Детям предлагается пройтись так, как  в их представлении ходит:

- маленькая девочка в хорошем  настроении;

- старик;

- уставший мужчина и т.д.

Так же, дети могут сами выбрать  себе персонаж, а другие будут отгадывать, кого он изображает.

2 упражнение – «То, что я люблю делать».

Дети стоят в кругу, водящий  средствами пантомимы показывает то, что он любит больше всего делать. Дети отгадывают, и так по кругу. Какие животные нравятся водящему, какие он любит подарки, его любимое время года и т.д.

11-12 занятие

Цель – снижение тревожности, коррекция  самооценки

Оборудование: Не требуется.

Реализация: Дети по очереди рассказывают о своем поведении. Каждый припоминает ситуацию, в которой он был доволен собой, своим поступком. Обязательно определяется, что именно вызвало приятные ощущения. Дети сообща корректируют ситуацию, предлагают свои варианты решения. Учитель расставляет акценты.

Вариации: Можно поставить и противоположную цель: пусть дети расскажут, когда они не были довольны своими поступками. Но такая постановка задачи требует доверия, полной раскрепощенности детей. Не всегда этична и выполнима. Применяется учителем осторожно и взвешенно.

«Победи своего дракона».

У каждого из нас есть «свой дракон», выращенных нами в домашних условиях. Это наши недостатки, которые мешают нам жить, но с которыми мы почему-то миримся. В один прекрасный день почти каждый решает убить своего дракона. Но оказывается, что это дело долгое и мучительное: на месте одной головы дракона вырастают две новых. И мы приучаемся жить со своим драконом, хотя со временем он все больше и больше портит нашу жизнь и жизнь наших близких.

Предлагаем нарисовать или склеить своего дракона и «назвать» каждую его голову недостатками, которые есть у нас.

Упражнение 3.

Описать не менее шести событий  повседневной жизни, оценив их с точки  зрения того, как они выражали чувство  собственного достоинства: повышали, понижали или были безразличны к ситуации.

Обсуждение по вопросам: каких событий  оказалось больше? Какого типа эти  события?

Упражнение 4.

Предлагается список предложений, которые надо закончить. Какими, по вашему мнению, вас видят окружающие: Мне хорошо, когда... Мне грустно, когда... Я чувствую себя глупо, когда... Я злой, когда...

Я чувствую себя неуверенно, когда... Я  боюсь, когда... Я чувствую себя смело, когда... Закончить эти же предложения  выражением собственного Я.

Обсуждение. Каково собственное представление  о себе и представления других людей обо мне? Совпадают ли они?

 

Заключение

 

Коммуникативную компетентность в  дошкольном возрасте можно рассматривать  как совокупность умений, определяющих желание субъекта вступать в контакт  с окружающими; умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; умение пользоваться речью; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

Условиями развития коммуникативной компетентности дошкольников являются: социальная ситуация развития ребенка; формирующаяся потребность в общении со взрослыми и сверстниками; совместная деятельность (ведущая игровая деятельность) и обучение (на основе игровой деятельности), которые создают зону ближайшего развития ребенка.

Нарушения речевой функции не могут  не сказаться отрицательно на развитии процесса коммуникативной компетентности. Такое отклонение в развитии как  общее недоразвитие речи, которое  сопровождается незрелостью отдельных психических функций, эмоциональной неустойчивостью, указывают на факт наличия стойких нарушений коммуникативного акта, что в свою очередь, затрудняет, а иногда вообще делает невозможным развитие коммуникативной компетентности детей.

Недоразвитие речевых средств снижает уровень общения, способствует возникновению психологических особенностей, порождает специфические черты общего и речевого поведения, приводит к снижению активности в общении.

Коммуникативная компетентность дошкольника во многом определяется развитием речи. Речь – одна из важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, она играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся нерешительными, замкнутыми, стеснительными и даже агрессивными в общении с другими.

Результаты эмпирического исследования показали необходимость проведения мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, так как основной уровень развития коммуникативных навыков достаточно низкий.

 

Список использованной литературы

 

  1. Грибова, О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией / О.Е. Грибова // Дефектология. – 1995. - №6. – С. 7-16.
  2. Гриншпун, Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников / Б.М. Гриншпун// Дошкольное воспитание. – 1998. - №8. – С. 63-67. 
  3. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова. — М., 1994. — 96 с.
  4. Кабаченко, Е.И. Развитие речи детей раннего возраста в условиях группы кратковременного пребывания / Е.И. Кабаченко// Логопед. – 2006. - № 4. – С. 29-35.
  5. Клюева, Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина.- Ярославль: Академия  развития, 1997. – 310 с.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                
  6. Лагутина, А. О работе воспитателя в группе для детей с ОНР // Дошкольное воспитание / А.О. Лагутина. – 2006. - №11. - С. 76-80.
  7. Лисина, М.И Проблема онтогенеза общения / М.И. Лисина. - М., 2006.-383 с.
  8. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  1. Микляева, Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Микляева// Дефектология. - 2001. - №2. – С. 55-58.

  1. Микляева, Н.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня / Н.В. Микляева //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2003 - №4. – С. 43-45.
  2. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М.: Академия, 2002. — 480 с.
  3. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е Левиной. - М., 1968. – 120 с.
  4. Психология аномального развития ребенка / Под ред. В.В. Лебединского,    М.К. Бардышевского. –    М.: Высшая школа, 2002. – 350 с.       
  5. Репина, Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Т.А. Репина.- М., 2008. - 135 с.
  6. Слинько, О.А К вопросу изучение межличностного отношений дошкольников с нарушением речи / О.А. Слинько//Дефектология. – 1992. - №1. –С 62-68.
  7. Смирнова, Е.О., Особенности общения с дошкольниками / Е.О. Смирнова. - М: Академия, 2000.- 152 с.
  8. Смирнова, Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4—5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей / Л.Н. Смирнова. — М.: Мозаика-Синтез, 2004. — 72 с.
  9. Соловьева, Л.Г Особенности коммуникативной деятельности детей с Общим недоразвитием речи / Л.Г. Соловьева //Дефектология. – 1996. - №1. – С. 62-67.
  10. Филичева, Т. Б. и др. Основы логопедии / Т.Б. Филичева.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
  11. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шпшкина. — М.: Академия, 2003. - 240 с.

 

 

 

 

Приложение 1

Текст анкеты

 

  1. Является ли ребенок несдержанным?
  2. Перебивает ли ребенок своих друзей, когда они с ним общаются?
  3. Если ребенку требуется помощь поддержка, может ли он высказать просьбу о ней?
  4. Использует ли ребенок невербальные способы проявления чувств, эмоций?
  5. Можно ли сказать, что ребенок умеет сопереживать собеседнику?
  6. Тактичен ли ребенок в общении со сверстниками?
  7. Сразу ли ясно о чем говорить ребенок?
  8. Умеет ли ребенок донести доступно окружающим свою мысль?
  9. Всегда ли ребенок ведет себя вежливо?
  10. Часто ли в речи ребенка встречаются слова паразиты?
  11. Обижает ли ребенок словесно других детей?
  12. В общении ребенок позволяет себе высказывать оценочные суждения?

Информация о работе Особенности коммуникативного поведения детей с ОНР 3 уровня