Особенности коммуникативной деятельности детей с детским церебральным параличом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа

Описание

Цель исследования - изучение особенностей коммуникативных возможностей у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом и пути их коррекции.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
2. выявить уровень развития коммуникативных возможностей нормально развивающихся детей и детей с детским церебральным параличом;
3. рассмотреть принципы и методики коррекции нарушения общения у детей с детским церебральным параличом;
4. экспериментально проверить эффективность выбранных методик.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретический анализ нарушения коммуникативных возможностей у детей с детским церебральным параличом.
1.1. Клинические особенности детского церебрального паралича.
1.2. Особенности психофизического развития детей с различными формами детского церебрального паралича.
1.3. Сравнительный анализ коммуникации нормально развивающихся детей и детей с детским церебральным параличом.
Глава 2.Диагностика и коррекция коммуникативных возможностей детей с детским церебральным параличом.
2.1. Диагностика коммуникативных возможностей детей с детским церебральным параличом.
2.2. Методы коррекции нарушенного общения у детей с детским церебральным параличом и пути разрешения проблемы формирования коммуникативных возможностей.
Заключение
Библиографический список

Работа состоит из  1 файл

курсовая С.Густовой.doc

— 154.00 Кб (Скачать документ)

 

1.3 Сравнительный анализ коммуникации нормально развивающихся детей и детей с детским церебральным параличом.

Общение - это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Общение есть не просто действие, а именно взаимодействие - оно осуществляется между участниками, каждый из которых равно является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

В общении с окружающими людьми дети используют средства общения всех категорий, которыми уже овладели, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей (А.В.Запорожец, М.И.Лисина ).

Одновременное изменение потребностей, мотивов и средств общения детей ведет к изменению форм коммуникативного развития.

В развитии общения выделяется ряд этапов (М.И. Лисина и др.):

1 этап. Установление отношений ребенка с взрослым, причем взрослый выступает в данном случае в роли взрослого как взрослого. Он является носителем нормативов деятельности и образцом для подражания.

В первые годы жизни речь ребенка возникает и развивается в процессе общения. Общение у новорожденных и у детей раннего возраста подразумевает способность останавливать внимание на лице, речи, зрительных и слуховых раздражителях. Уже в доречевом периоде формируются разные способы общения.

У детей с ДЦП в возрасте первых трех лет формируются те же мотивы и формы общения, что и у здоровых детей. Однако потребность в общении выражена менее интенсивно. Это можно объяснить как естественной гиперопекой взрослых по отношению к больному ребенку, так и слабой познавательной активностью детей, обусловленной сенсомоторной недостаточностью и социальной изоляцией в домашних условиях. Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребенка с ДЦП и с недостаточным развитием функций, включающих моторные компоненты.

Важное место в развитии общения играют его невербальные формы: крик, плач, улыбка, взгляд.

Крик протекает на фоне отрицательных эмоций и является активным средством коммуникации. Плач становится средством общения постепенно.

Плач детей с церебральным параличом в возрасте нескольких месяцев жизни значительно отличается от плача здоровых детей. Характер плача ребенка, его выразительность, тональность, интонационная окраска, сила, продолжительность и ритм, позволяет установить характер расстройств. Плач больных детей обычно затухающий, монотонный, аритмичный, быстро прерывающийся, фрагментарно однотипный [Е.С. Маслюкова, 1973].

Когда у ребенка при ДЦП имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения, исчезает возможность самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире.

2 этап. На этом этапе взрослый выступает уже не носителем образцов. А равным партнером по совместной деятельности.

У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от здоровых детей. Наиболее развитыми при ДЦП в 2—3 года оказываются мотивы, формы и потребности общения[К. Стока, 2001].

В отличие от здоровых детей первых трех лет жизни дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудничеству со взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке устанавливают контакты. При обращении к ним взрослого дети обмениваются впечатлениями и периодически ищут поддержки и внимания взрослого. Экспрессивно-мимической речью, в отличие от здоровых детей пользуются крайне редко, чаще употребляют жесты.

Детям, страдающим ДЦП, требуются побуждения взрослого, для того, чтобы принять участие в процессе общения. Их действия с игрушками и предметами носят единоличный характер, редко появляется желание действовать совместно со взрослым или подражать его действиям.

В процессе общения дети 2—3 лет с ДЦП предпочитают использовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами, выражая таким образом свои эмоции.

Установление контакта со взрослым происходит только при его инициативе и поддержке. Слабо проявляется эмоциональное состояние или желание поделиться впечатлениями.

3 этап. Дети с церебральным параличом в дошкольном и школьном возрасте обычно еще менее многословны, и их ответы менее разнообразны.

Выделяют пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП: связанных с нарушением движений, связанных с нарушением мозга, из-за длительной госпитализации, из-за социально-эмоциональных проблем, в связи с физическим дефектом.

4 этап. На этом этапе ребенок в коллективной деятельности выступает в роли носителя образцов и нормативов деятельности. Эта позиция позволяет реализовывать максимально активное отношение ребенка к осваиваемой деятельности и решать известную проблему трансформации "знаемого" в "реально действующее". Данный этап, с одной стороны, позволяет ребенку использовать усвоенный материал не шаблонно, а творчески, способствует развитию позиций субъекта деятельности, помогает увидеть смысл предметов и явлений; с другой стороны, - задавая товарищам нормы и образцы деятельности, демонстрируя способы ее выполнения, ребенок учится контролировать и оценивать других, а затем и себя, что исключительно важно в плане формирования психологической готовности к школьному обучению [81].

                                       Вывод по первой главе

Детский церебральный паралич - непрогрессирующее заболевание головного мозга, поражающее его отделы, которые ведают движениями и положением тела, заболевание приобретается на ранних этапах развития головного мозга.

Проблемы нарушения общения ребенка с ДЦП со сверстниками, сложности адаптации в группе сверстников в современном обществе приобретают все большее социальное значение. Для полноценного психического развития ребенка важен не только сам процесс общения со взрослым, особенно с родителями, но также велика и роль общения со сверстниками.

Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.

Таким образом, у детей с ДЦП в возрасте первых трех лет формируются те же мотивы и формы общения, что и у здоровых детей. Однако потребность в общении выражена менее интенсивно. Это можно объяснить как естественной гиперопекой взрослых по отношению к больному ребенку, так и слабой познавательной активностью детей, обусловленной сенсомоторной недостаточностью и социальной изоляцией в домашних условиях. Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникативной активностью ребенка с ДЦП и с недостаточным развитием функций, включающих моторные компоненты.

 

 

 

 

 

Глава 2. Диагностика и коррекция коммуникативных возможностей детей с детским церебральным параличом

 

2.1 Диагностика коммуникативных возможностей у детей с ДЦП

 

В последние годы, с учетом новейших достижений науки и практики, делаются попытки построения комплексов диагностических методик с определенными теоретическими обоснованиями, рекомендациями к обработке и количественными показателями, значительно облегчающими оценку получаемых результатов. Значительный интерес представляет применение комплекса нейропсихологических методик, предложенных А.Р. Лурия, которые выявляют неврологическую симптоматику у ребенка, что уточняет диагноз и коррекционную методику. Для исследования детей, имеющих речевые нарушения, И.Ф. Марковская использует количественные показатели выполнения отдельных заданий, что, естественно, также уточняет диагноз [82].

Несомненное значение в дефектологии представляет опыт создания диагностических систем для оценки речевого развития у дошкольников.

Диагностические и коррекционные методики предполагают системное воздействие, состоящее из нескольких взаимосвязанных блоков. Для каждого присущи свои цели, задачи, методы, приемы, своя стратегия и тактика[6, 11, 12].

Блок I — диагностический.

Цель: диагностика факторов риска для каждой семьи, разработка коррекционной программы.

Методы: анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений (фонетических, лексических, грамматических) и неврологической симптоматики, разработка перспективного плана.

Блок II — коррекционный.

Цель: гармонизация коррекционного процесса; преодоление внутрисемейного кризиса; расширение сферы осознанности мотивов воспитания; снятие противоречий; изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком...

Коррекционный блок включает два этапа:

— подготовительный, цель которого — создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, под готовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконтроля, формирование речевого ключично-диафрагмального дыхания;

— основной этап, включает коррекцию речевых нарушений: постановку, автоматизацию и введение звуков в самостоятельную речь; работу над лексико-грамматическими категориями. У ребенка появляются уверенность, чувство полноценности. Параллельно с коррекцией речи происходит коррекция личности.

Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции для детей, методика групповой родительской коррекции: «Родительский семинар», методика совместных занятий родителей с детьми.

Блок III— оценочный, контрольный.

Цель: оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости, отсутствие рецидивов.

Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.

          Для исследования было отобрано 5 детей в возрасте 5-6 лет с детским церебральным параличом, спастической диплегией, стоящих на учете в детской клинической больнице №2 города Ярославля.

 

 

 

 

Таблица 1. Медицинский анализ детских карт

Ребенок

возраст

Медицинский диагноз

1

Наташа М.

6

ДЦП, спастическая диплегия, дизартрия

2

Дима Т.

6

ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, расстройство экспрессивной речи.

3

Валерия З.

6

ДЦП, спастическая диплегия, задержка психоречевого развития.

4

Саша Л.

5

ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития.

5

Юра Ч.

5

ДЦП, спастическая диплегия, расстройство психологического развития, анартрия.

 

Для оценки уровня сформированности коммуникации детей использовались следующие методики:

Методика 1. «Изучение уровня речевой коммуникации» (приложение 1).

Методические указания:

Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на: характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести диалог, слушать собеседника, понимать собеседника, ясно выражать свои мысли.

Протоколы обследования представлены в приложении (приложение 2).

При проведении данной методики были выявлены следующие результаты:

 

 

 

 

 

Таблица 2. Результаты исследования по методике «Изучение уровня речевой коммуникации»

Ребенок

Оценка в баллах

Уровень речевой коммуникации

1

Наташа М.

     1,4

Низкий

2

Дима Т.

     1,2

Низкий

3

Валерия З.

2

Средний

4

Саша Л.

1,1

Низкий

5

Юра Ч.

3

Высокий

Информация о работе Особенности коммуникативной деятельности детей с детским церебральным параличом