Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 15:44, курсовая работа
Цель исследования - изучение особенностей коммуникативных возможностей у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом и пути их коррекции.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. определить сущностные характеристики детского церебрального паралича;
2. выявить уровень развития коммуникативных возможностей нормально развивающихся детей и детей с детским церебральным параличом;
3. рассмотреть принципы и методики коррекции нарушения общения у детей с детским церебральным параличом;
4. экспериментально проверить эффективность выбранных методик.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ нарушения коммуникативных возможностей у детей с детским церебральным параличом.
1.1. Клинические особенности детского церебрального паралича.
1.2. Особенности психофизического развития детей с различными формами детского церебрального паралича.
1.3. Сравнительный анализ коммуникации нормально развивающихся детей и детей с детским церебральным параличом.
Глава 2.Диагностика и коррекция коммуникативных возможностей детей с детским церебральным параличом.
2.1. Диагностика коммуникативных возможностей детей с детским церебральным параличом.
2.2. Методы коррекции нарушенного общения у детей с детским церебральным параличом и пути разрешения проблемы формирования коммуникативных возможностей.
Заключение
Библиографический список
Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что 3 ребенка имеют низкий уровень речевой коммуникации; 1 ребенок имеют средний уровень речевой коммуникации и 1 имеет высокий уровень речевой коммуникации.
Методика 2. «Изучение уровня связанной речи детей» (приложение 3).
Методические указания:
Для изучения уровня связной речи используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку (приложение 4).
Пересказы детей записываются и анализируются по следующим показателям: понимание речи, структурирование текста, лексика, грамматика, правильность речи, примечание.
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста — 10 баллов. 2 балла — правильное воспроизведение; 1 балл — незначительные отклонения от текста, отсутствие грамматических ошибок, длительных пауз, небольшое количество подсказок; 0 баллов — неверное воспроизведение, нарушение структуры текста, бедность лексики, многочисленные паузы, необходимость в подсказках.
Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов — среднему уровню, меньше 5 баллов — низкому уровню.
Протоколы обследования представлены в приложении (приложение 4).
При проведении данной методики были выявлены следующие результаты:
Таблица 3. Уровень коммуникативных умений
№ | Ребенок | Оценка в баллах | Уровень воспроизведения текста |
1 | Наташа М. | 3 | Низкий |
2 | Дима Т. | 2 | Низкий |
3 | Валерия З. | 4 | Низкий |
4 | Саша Л. | 5 | Средний |
5 | Юра Ч. | 7 | Средний |
Вывод: в результате проведения данной методики было выявлено, что у 3 детей низкий уровень воспроизведения текста; у 2 детей средний уровень воспроизведения текста и ни у одного ребенка нет высокого уровня воспроизведения текста.
Проанализировав результаты проведения данных методик можно сделать вывод о том, что у большинства детей имеется достаточно низкий уровень речевой коммуникации и связанной речи. Качественный анализ результатов исследования показывает, что дети в основном малоразговорчивы с окружающими людьми и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются подсказками педагога.
2.2 Методы коррекции нарушений общения и пути разрешения проблемы формированния коммуникативных возможностей у детей с ДЦП
Выводы по второй главе
Эксперимент в данной главе был проведен с помощью следующих методик: «Изучение уровня речевой коммуникации», «Изучение уровня связанной речи». В ходе проведения этих методик было выявлено, что у большинства детей имеется достаточно низкий уровень речевой коммуникации и связанной речи, дети в основном малоразговорчивы с окружающими людьми и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются подсказками педагога.
Библиографический список
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 1989.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. М., Просвещение, 1989
3. Волкова Л.С. Логопедия. М., 2004
4. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960
5. Ермоленко Н.А., Скворцов И.А., Неретина А.Ф. Клинико – психологический анализ развития, двигательных, перцептивных, интеллектуальных и речевых функций у детей с церебральными параличами // Журнал неврологии и психиатрии, 2000, № 3, с. 19 – 23.
6. Ипполитова М.В. Коррекционно – воспитательная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими церебральными параличами // В сборнике: Очерки по патологии речи и голоса. Под ред. С.С. Ляпидевского. Вып. 3. М., 1985, С. 214 – 223.
7. Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
81. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318 с.
8. Лубовский В.И. Специальная психология. М.: Академия, 2006.
82. Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1989. — 104 с.: ил.
9. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. - СПб.: Речь, 2001. - 220 с.
10. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. М., 1995.
11. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов – на – Дону, 2006
12. Приходько О.Г. Воспитание и обучение детей раннего дошкольного возраста с нарушениями опорно – двигательного аппарата / Специальная дошкольная педагогика, М., Академия, 2001, с. 183 – 219.
13. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно – двигательного аппарата / Специальная педагогика – М., Академия, 2000, с. 31 – 32.
14. Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учебно – методическое пособие. СПб., 2003
15.Хольц Ренате — Помощь детям с церебральным параличом.: пер. с нем.- М.: Теревинф, 2007
16. Шипицина Л.М, Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. М.
Журнал «Воспитание и обучение детей с нарушением развития». М.
Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. М., 2005
17. Шипицина Л.М., Мамайчук Л.М. Детский церебральный паралич. СПб., 2001.
18. Шипицина Л.М. Социальная и педагогическая интеграция. Проблемы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья // Психолог – педагогическое медико – социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 2001, с. 15 – 19
19. http://ru.wikipedia.org.ru
20. http://www.mschools.ru
21. http://www.det-bol.ru
Приложение 1. Методика «Изучение уровня речевой коммуникации»
Методические указания:
Для изучения коммуникативных умений детей проводятся наблюдения за их свободным общением. В процессе наблюдения обращается внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.
Оценка коммуникативных умений проводится с учетом следующих критериев (оценка в баллах):
1 | Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета | 3 | Высокий |
2 | Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении, чаще по инициативе других; умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое | 2 | Средний |
3 | Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание | 1 | Низкий |
Приложение 2. Протоколы обследования уровня коммуникативных умений
| ||
№ | Критерии оценки коммуникативных умений | Оценка в баллах |
1. | Характер общения |
|
2. | Инициативность |
|
3. | Умение вступать в диалог |
|
4. | Умение поддерживать и вести диалог |
|
5. | Умение слушать собеседника |
|
6. | Умение понимать собеседника |
|
7. | Умение ясно выражать свои мысли |
|
| Средний балл |
|
Информация о работе Особенности коммуникативной деятельности детей с детским церебральным параличом