Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников 5-х классов в процессе занятий физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 02:08, дипломная работа

Описание

Цель данной работы: изучить педагогические условия развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у учеников 5-6 классов.
Задачи работы:
1. Выявить характерные особенности проявления скоростно-силовых качеств у школьников.
2. Установить возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств школьников 10-12 лет.
3. Определить наиболее эффективные методы и средства развития скоростно-силовых качеств школьников 10-12 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. …
ГЛАВА 1. СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ …
1.1. ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА: СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ………………………. …
1.2. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ…………………………
1.3. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.6. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.7. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР
1.8. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР …
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1.3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1.4. МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …
3.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………. …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. …
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. …

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ НОСОЧЕНКО.doc

— 359.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ имени А.П. ЧЕХОВА»

 

Кафедра физической культуры

 

 

 

Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников 5-х классов

в процессе занятий  физическими упражнениями

Выпускная квалификационная (дипломная) работа

по специальности физическая культура

 

Выполнил студент  V курса

Физико-математического факультета

Носоченко Игорь Алексеевич

 

Научный руководитель:

кандидат технических  наук, доцент Хало Павел Владимирович

 

 

Выпускная квалификационная работа

допущена к защите

зав. кафедрой физической культуры

__________________________________

(название  кафедры, на которой выполнена  работа, Ф.И.О. заведующего кафедрой)

 

__________________

 

«__» ___________ 20___ г.

 

 

Таганрог, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………….

ГЛАВА 1. СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ

    1. ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА: СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ……………………….     

    1. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ…………………………
    2. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
    3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
    4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ  У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ
    5. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
    6. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР
    7. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1.1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2.1.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ

2.1.3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

2.1.4. МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ  ДАННЫХ

ГЛАВА 3. ДИНАМИКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  У ШКОЛЬНИКОВ

3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ

3.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………………………..


Введение

На одном из Всероссийских  форумов педиатров видный русский  ученый И.М. Воронцов сказал: «Ребенок здоров настолько, насколько он хорошо развит» [22]. И, действительно, в категории «здоровый ребенок» сопряжены два понятия: здоровье и развитие. То есть, здоровье ребенка – это итог его развития. А нормальное развитие ребенка невозможно без двигательной активности. Однако в современной российской школе учащиеся как раз и испытывают дефицит двигательной активности. По данным Минздравсоцразвития России, только 14% обучающихся старших классов считаются практически здоровыми. Между тем проведенные рядом авторов исследования свидетельствуют о тенденции к увеличению количества детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.  Так, авторы указывают, что на сегодняшний день в России лишь 10% детей младшего школьного возраста являются практически здоровыми (I группа здоровья), у 50% школьников  выявлены морфофункциональные отклонения и нарушения в состоянии здоровья (II группа здоровья), 40% детей имеют хронические заболевания (III группа здоровья). Не в лучшую сторону, за последние 25 лет, изменились морфофункциональные показатели российских детей и подростков. 

В настоящее время реформирование системы физического воспитания в школе требует поиска и научного обоснования высокоэффективных  средств и методов физической подготовки школьников. В соответствии с новыми социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования, целью физического воспитания в общеобразовательной школе является содействие всестороннему, гармоническому развитию личности. Установка на всестороннее развитие учащихся предполагает овладение ими основами физической культуры, слагаемые которой - крепкое здоровье, оптимальный уровень развития двигательных способностей, нормальное функционирование всего организма.

Вместе с тем, практика физического воспитания школьников свидетельствует о том, что общая динамика двигательной и особенно скоростно-силовой подготовленности детей и подростков за последние годы не только не улучшается, но и имеет тенденцию к снижению. Общий уровень развития физических качеств явно недостаточен как для дальнейшей спортивной деятельности, так и для успешной будущей трудовой деятельности в различных областях современного предпринимательства и производства, а так же к службе в армии [24]. Это вызывает необходимость поиска новых форм, средств и методов физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, приведении их в соответствие с требованиями современной жизни.

Поэтому научные  исследования, направленные на совершенствование  состояния здоровья детского населения, на подготовку школьников к умственному и физическому труду, защите Родины приобретают особую актуальность.

Тема данной работы  актуальна в связи с  тем, что в ней сделана попытка  обобщить имеющийся опыт по проблеме развития скоростно-силовых качеств школьников в условиях общеобразовательной школы. С какого возраста можно начинать развивать скоростно-силовые способности у детей? Как спланировать физическую нагрузку, чтобы не только не навредить ребенку, но и, наоборот, выработать у него потребность регулярно заниматься скоростно-силовыми упражнениями? Как вызвать у школьников интерес к занятиям физкультурой? Ответы на эти вопросы мы попробуем осветить в данной работе.

Цель данной работы: изучить педагогические условия развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у учеников 5-6 классов.

 Объект исследования: учебный процесс на уроках физкультуры в

5- 6-х классах.

Предмет исследования: педагогические условия развития скоростно-силовых качеств учащихся 5-6-х классов на уроках физической культуры.

Задачи  исследования:

1. Выявить характерные  особенности проявления скоростно-силовых  качеств у школьников.

2. Установить  возрастные особенности развития  скоростно-силовых качеств школьников 10-12 лет.

3. Определить  наиболее эффективные методы  и средства развития скоростно-силовых качеств школьников 10-12 лет.

Гипотеза: внедрение в урок  физической культуры  специальных игровых упражнений существенно повышает интерес учащихся 10-12 лет к урокам физической культуры, к скоростно-силовой подготовке как части общефизической подготовки, вследствие чего, повышается уровень развития скоростно-силовых качеств у школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Физические (двигательные) качества: структура, компоненты и особенности развития

Под двигательными (физическими) качествами понимают качественные особенности двигательного действия: силу, быстроту, выносливость, гибкость и координационные способности.

Оба термина - «двигательные» и «физические» качества - правомерны в науке о физическом воспитании, так как акцентируют внимание на различных факторах, определяющих эти качественные особенности. С точки зрения связи с центрально-нервными регуляторными процессами управления движениями употребляют термин «двигательные качества». Если же следует выделить биомеханическую характеристику движений, используют термин «физические качества»[14]. Наконец, рассматривая качественные особенности двигательного действия с позиций физиологического и психологического регулирования (проявление воли человека), употребляется третий термин - «психомоторные качества».

Двигательные  качества принято делить на относительно самостоятельные группы: скоростные качества, силовые и т. п. Однако у  ряда качеств наблюдаются сходные  психофизиологические механизмы, поэтому все более очевидной становится искусственность выделения силы, быстроты, выносливости, ловкости как относительно самостоятельных качественных особенностей (прежде всего это относится к ловкости). Поиск общих компонентов и механизмов проявления различных качеств приводит к их дифференциации, уточнению состава. Некоторые качества, считавшиеся раньше простыми, теперь разделяются на ряд все более простых и относительно независимых друг от друга [10].

Тем не менее, ясно, что каждое двигательное качество независимо от сложности структуры включает ряд компонентов, одни из которых отражают строение двигательного аппарата и тела в целом, а другие - особенности функционирования регулирующих систем. Например, ловкость (включая и точность движений) в большей мере обусловлена центрально-нервными влияниями, чем морфологическими и биохимическими компонентами; проявление же силы и быстроты в значительной мере зависит от морфологического компонента (роста, веса), от биохимических и гистологических перестроек в мышцах и в организме в целом [10].

Среди компонентов, составляющих двигательные качества, следует различать общие и  специальные. Общие присущи нескольким двигательным качествам (например, волевое  качество настойчивости или терпеливости при различных видах проявления выносливости). Специальные компоненты обусловливают специфичность какого-либо одного качества. Благодаря наличию общих компонентов может происходить перенос тренированности одного качества на другие. Следует также иметь в виду, что развитие одних компонентов может привести к торможению других, поэтому развитие одного качества может привести к снижению уровня проявления другого [23].

Целесообразно различать простые и сложные  двигательные качества. К последним относятся, например, ловкость, меткость. Непременным компонентом некоторых из них являются психические качества (например, в меткости - качество глазомера). Как простому, так и сложному двигательному качеству присуще свойство специфичности (ловкость баскетболиста неравнозначна ловкости гимнаста).

Двигательные качества в процессе физического воспитания развиваются. Иногда говорят о воспитании двигательных качеств, но «воспитание» - это понятие, употребляемое в педагогике по отношению к человеку в целом, формированию новых черт личности, не заданных от рождения. Качественные особенности двигательных действий в своей элементарной форме имеются даже у новорожденного ребенка и проявляются в безусловных рефлексах. Поэтому для двигательных качеств более подходит термин «развитие», обозначающий в самом широком смысле изменения, происходящие в организме, а в более узком смысле - улучшение, развитие того, чем обладает человек [23].

Развитие двигательных качеств протекает по фазам. Вначале  развитие одного качества сопровождается ростом других качеств, которые в  данный момент специально не развиваются. В дальнейшем развитие одного качества может тормозить развитие других. Один из известных механизмов такого явления - антагонизм между анаэробными и аэробными процессами: развитие одних качеств замедляет развитие других, и наоборот.

Периоды, которые  характеризуются значительными  изменениями в возрастном развитии организма, получили название критических  или сенситивных (чувствительных). В такие периоды специальная тренировка дает более высокий эффект для развития определенных качеств.

Таким образом, физическое воспитание школьников, учитывающее сенситивные периоды и закономерности развития физических качеств, будет более эффективным.

 

1.2. Скоростно-силовые качества, средства и методы их развития у школьников

Известно, что  высокий уровень развития скоростно-силовых качеств в детском возрасте обеспечивает более эффективное совершенствование других двигательных способностей, способствует совершенствованию пластических и трофических функций организма, нормализует деятельность систем кровообращения и дыхания, улучшает функционирование центральной нервной системы [14, 57].

Скоростно-силовые  способности характеризуются непредельными  напряжениями мышц, проявляемыми с  необходимой, часто максимальной мощностью  в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, тем большую роль играет силовой компонент [21].

К скоростно-силовым  способностям относят:

1) быструю силу;

2) взрывную силу.

Быстрая сила характеризуется  неопределенным напряжением мышц, проявляемых  в упражнениях, которые выполняются  со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время [16].

Взрывная сила характеризуется  двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой. Стартовая сила – это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила – способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.

Средствами развития силы являются физические упражнения с повышенным отягощением, которое направлено стимулирует увеличение степени напряжения мышц.

Информация о работе Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников 5-х классов в процессе занятий физическими упражнениями