Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 02:08, дипломная работа
Цель данной работы: изучить педагогические условия развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у учеников 5-6 классов.
Задачи работы:
1. Выявить характерные особенности проявления скоростно-силовых качеств у школьников.
2. Установить возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств школьников 10-12 лет.
3. Определить наиболее эффективные методы и средства развития скоростно-силовых качеств школьников 10-12 лет.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. …
ГЛАВА 1. СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ …
1.1. ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА: СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ………………………. …
1.2. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ…………………………
1.3. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.6. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.7. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР
1.8. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР …
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1.3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1.4. МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …
3.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………. …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. …
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. …
О.3.Соломоник [169] считает, что «ударный» метод можно рассматривать как специфическое упражнение, позволяющее развивать силу и быстроту тренируемых мышечных групп с одновременной тренировкой способности центральной нервной системы к быстрым переключениям, концентрации волевых усилий, координации движений.
В.Н.Денискин, Ю.В.Верхошанский, А.С.Медведев [60], изучавшие воздействие «ударного» метода на скоростно-силовые способности штангистов установили, что указанный метод обеспечивает высший уровень прироста скоростно-силовых качеств. Так, абсолютная величина силы увеличивается на 19,3%, «взрывная сила» - на 55.1%, стартовая сила - 40,7%.
Положительную оценку этого метода дает А.В.Ведринцев [31]. По его данным, у юных спортсменов, применявших «ударный» метод, существенно улучшилась нервно-мышечная координация, умение концентрировать мышечные усилия в минимальное время.
По мнению С.А.Мехоношина [129] «ударный» метод, идея которого заключается в том, чтобы стимулировать мышцы ударным растяжением, предшествующим активному усилию в тренируемом движении, должен занять ведущее место в тренировке, направленной на развитие реактивных способностей нервно-мышечного аппарата у всех возрастных групп занимающихся.
В работе А.А.Гужаловского [56] подчеркивается целесообразность метода в занятиях с детьми и подростками. При этом отмечается, что величина ударной нагрузки определяется подготовленностью ребенка и подбирается эмпирически, однако, преимущество следует отдавать большой высоте свободного падения, нежели массе отягощения. Нагрузка должна быть подобрана так, чтобы она обеспечивала развитие значительного динамического усилия без замедления переключения мышц с уступающей работы на преодолевающую. В ударных упражнениях следует стремиться к минимальному амортизационному пути и как можно более мощному последующему напряжению.
О.3.Соломоник [169] обнаружил значительно больший сдвиг скоростно-силовой подготовленности в группе начинающих спортсменов, применявших прыжки в глубину с отскоком. По данным автора, эффект достигнут при количественно меньшем объеме тренировочной работы.
Говоря об исключительно высоком тренирующем эффекте прыжка в глубину с отскоком, Ю.В.Верхошанский [33] отмечает, что данное упражнение обеспечивает достижение высокого уровня специальной подготовленности при минимальных затратах времени. Проведенный автором сравнительный анализ показал, что группа легкоатлетов-прыгунов, выполняя в течение 12 недель в подготовительном периоде преимущественно прыжки в глубину с отскоком, добилась больших сдвигов в уровне реактивной способности мышц, чем группа, которая тренировалась по традиционной методике.
В литературе имеются работы, в которых даются рекомендации по применению «ударного» метода для развития скоростно-силовых качеств некоторых возрастных групп детей, а также для спортсменов разного возраста, специализации и квалификации [4, 7, 8, 18, 22, 23, 25, 32, 43, 50, 63, 65, 75, 76, 111].
В.Н.Денискин и соавт. [60] рекомендуют выполнять прыжки в глубину с отскоком для развития силовых и скоростно-силовых качеств у юных штангистов. Для начинающих спортсменов оптимальной, по мнению авторов, является высота спрыгивания 80 - 90 см., а для квалифицированных - 100 - 110 см. За одно занятие выполняется по 5 серий прыжков, по 5 - 6 попыток в каждой серии.
При исследовании путей развития скоростно-силовых качеств у детей - 11 лет, А.В.Ведринцев [31] определил, что оптимальная высота соскока у них 20 - 30 см., а максимальное число прыжков в серии 12.
Л.Э.Пахомова [147], имея в виду школьников 11-13 лет, предлагает методику развития скоростно-силовых качеств с применением прыжков в глубину с отскоком вперед с высоты: для детей 11 лет - 35 см., 12 лет - 40 см., 13 лет - 50 см. Количество прыжков в одной серии, по ее мнению, должно быть в пределах 18-26.
Рекомендуя упражнения для развития прыгучести у юных спортсменов В.Б.Попов, А.Д.Каморова [152] предлагают использовать «ударный» метод в объеме трех серий прыжков по 8-10 раз. При выборе указанных данных параметров авторы не дают каких-либо обоснований.
Р.В.Жордочко, В.Д.Полищук [66] при тренировке прыгунов рекомендуют высоту спрыгивания 60 - 100 см. По их мнению, прыжки в глубину с больших высот вызывают сильное воздействие прыжка, что приводит к увеличению времени проявления последующего усилия. Авторы не указывают, сколько нужно прыгать и с какой интенсивностью.
Опираясь на законы биодинамики Ю.В.Верхошанский [33] экспериментально обосновал методику применения «ударного» метода для развития квалифицированных спортсменов-прыгунов и гимнастов. Автор рекомендует использовать 3-4 серии по 10 прыжков с интервалом отдыха между сериями 10-15 минут для хорошо подготовленных спортсменов и 2 -3 серии по 5 - 8 прыжков - для менее подготовленных. Автор отмечает, что прыжок в глубину требует специальной предварительной подготовки, которая выражается в выполнении значительного объема прыжковых упражнений.
Н.А.Масальгин и соавт. [119] предложили методику применения ударных упражнений для волейболистов. Рекомендуется высота спрыгивания от 50 до 70 см., выполняется 3-5 серий по 10 прыжков в каждой.С.А.Мехоношин [129] для развития скоростного компонента мощности толчка у юных легкоатлетов ударным методом рекомендует использовать 2-3 серии из 10 прыжков. Интервал отдыха между прыжками с интенсивной нагрузкой 80-85 % - 5-10 секунд, с 90-95% - 15-20 секунд, со 100% - 25-30 секунд.
Анализируя существующие методики развития «взрывной силы» ударным методом, можно отметить наличие в большинстве из них эмпирического подхода при подборе параметров прыжковой нагрузки. Поэтому вполне можно согласиться с мнением Ю.В.Верхошанского [33] о том, что в литературе мало исследований, направленных на разработку аргументированных рекомендаций по применению «ударного» метода для различных контингентов людей.
Исследуя структуру движений «ударного» метода можно выделить в ней важный элемент - прыжок в глубину. Прыжок в глубину наряду с развитием двигательного качества оказывает и механическое воздействие на опорно-двигательный аппарат испытуемого. Нетрудно вычислить, что при падении вниз на тело человека действует большая сила [61]. Так при прыжке с высоты 1-ого метра, в момент касания опорной поверхности, человек с массой 70 кг будет испытывать силу, превышающую несколько тонн. Доказано что в лабораториях на испытательных стендах сила такой величины разрушает не только хрящевую, но и костную ткань. Но в организме человека нарушений целостности тканей, как правило, не наступает. Его опорно-двигательный аппарат способен уменьшить действие инерционных сил на организм, но полностью устранить влияние этих сил на организм человека упругая система опорно-двигательного аппарата не всегда способна. В этих случаях в тканях организма каждый раз возникает динамическая деформация. При часто повторяющихся чрезмерных нагрузках могут развиться значительные дегенеративно-дистрофические явления в мышцах, хрящах, связках [167]. И вместо ожидаемого развития двигательных качеств у занимающихся может возникнуть тяжелое патологическое состояние. Поэтому для научного обоснования высоты спрыгивания при разработке «ударного» метода развития скоростно-силовых качеств очень важно знать, в какой степени упругая система испытуемого уменьшает воздействие сил на организм.
1.7. Характеристика подвижных игр
Игра – великое изобретение человека; она имеет важное значение для его биологического, социального и духовного развития. В результате исследований установлено, что человеческая игра возникла как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми. По мнению ряда авторов, игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется под воздействием взрослых.
Игра, как объект изучения, всегда привлекала к себе внимание ученых. Большой вклад в теорию игры внесли Е.А. Покровский, П.В. Иванова, В.Ф. Кудрявцева, В.Н. Харузина, А.Н. Соболева, О.И. Капица, Г.С.Виноградова. Все эти исследования относятся к ХIХ – первой трети ХХ вв., ценны, прежде всего, первозданностью своих материалов, извлеченных из самих глубин народной жизни, включали в себя описания только тех игр, которые попали в поле зрения наблюдателей [19, c.125].
К.Д.Ушинский считал, что значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. По его мнению, игра влияет на жизненное самоопределение школьников, на становление коммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности, способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка.… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Между тем, игра с годами занимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети школьного возраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игры школьников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет нам деятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания я считаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая игра должна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».
Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны. В игре нет людей серьезнее, чем маленькие дети. Играя, они не только смеются, но и глубоко переживают, иногда страдают. Эта специфическая особенность игры несет в себе большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определенные положительные чувства играющих детей. В игре совершенствуются лишь действия, цели которых значимы для индивида по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее основное очарование и лишь с очарованием высших форм творчества сравнимая прелесть [14, c.115].
Таким образом, если игровые действия по своему содержанию незначимы для ребенка, то он может и не войти в игру, в игровое состояние, а будет лишь механически исполнять роль, не переживая связанных с ней чувств. Нельзя человека насильно включить в игру, помимо его воли, как и в процессе творчества.
Игра это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир в этом основное, центральное и самое общее значение игры [2, c.25].
Подвижные игры как средство физического воспитания имеют ряд особенностей. Наиболее характерные из них состоят из активности и самостоятельность играющих, коллективности действий и непрерывности изменения условий деятельности. Деятельность играющих подчиненная правилам игры, которые регламентируют их, поведение и отношения. Правила облегчают выбор тактики действия и руководство игрой. Взаимоотношения между играющими определяются, прежде всего, содержанием игры. Разность в отношениях разрешает выделить две основных группы – некомандные и командные игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр [7, c. 167].
Некомандные игры можно поделить на игры с ведущими и без ведущих. Так же командные игры роз отводятся на два основных вида: игры с одновременным участием всех играющих; игры с поочередным участием (эстафеты).
Командные игры различаются и по форме поединка играющих. Существуют игры без вступления игроков в борьбу с соперником, а в других, наоборот, активно ведут борьбу с ними. Более детальная классификация игр основывается на их делении по подвижным действиям. Различают игры: имитационные (с подражательными действиями); с перебежками; с преодолением препятствий; с мячом, палками и вторыми предметами; с сопротивлением; с ориентированием (по слуховым и зрительным сигналам). Выбор той или другой игры определяется конкретными задачами и условиями проведения. Для каждой возрастной группы характерные свои особенности в выборе и методике проведения игры.
Игры для учеников 10-12 лет заметно отличаются от игр младших школьников. Количество игр значительно уменьшается, а содержание их усложняется. Эти изменения поясняются особенностями возрастного развития. В связи с большими перестройками в организме подростка, несколько замедляется непрерывное усовершенствование его двигательных функций. Поэтому в каждой части тренировки нужно подбирать разнообразные подвижные игры, которые оказывают содействие повышенной двигательной деятельности на все части тела. В игре формируются все стороны личности подростков, происходят разнообразные изменения в их психике, подготовительный период к новой более развитой стадии развития. Этим поясняются безграничные воспитательные возможности игр, какую специалисты считают ведущей деятельностью ребенка.
Игра – отображение жизни. В этом условном окружении, которое создается воображением, много настоящего: действия играющих реальные, их чувство, переживание откровенные. В подростковой игре проявляется зрелость и самостоятельность мышления, подросткам становится доступная сложная тактика командных игр. Их объединяет единая цель, общие усилия к достижению цели, общие интересы и переживание. В игре ребенок начинает ощущать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные. Особые качества, сформированные в процессе игры, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время привычки, которые сложилось в процессе подвижного общения детей друг с другом и взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре [12, c.97].