Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников 5-х классов в процессе занятий физическими упражнениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 02:08, дипломная работа

Описание

Цель данной работы: изучить педагогические условия развития скоростно-силовых качеств на уроках физической культуры у учеников 5-6 классов.
Задачи работы:
1. Выявить характерные особенности проявления скоростно-силовых качеств у школьников.
2. Установить возрастные особенности развития скоростно-силовых качеств школьников 10-12 лет.
3. Определить наиболее эффективные методы и средства развития скоростно-силовых качеств школьников 10-12 лет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. …
ГЛАВА 1. СКОРОСТНО-СИЛОВАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ …
1.1. ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА: СТРУКТУРА, КОМПОНЕНТЫ И ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ………………………. …
1.2. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ У ШКОЛЬНИКОВ…………………………
1.3. СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ
1.4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.5. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ (ДВИГАТЕЛЬНЫХ) КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ОНТОГЕНЕЗЕ
1.6. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
1.7. ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДВИЖНЫХ ИГР
1.8. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР …
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ …
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1.1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
2.1.2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1.3. МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА
2.1.4. МЕТОДЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ
ГЛАВА 3. ДИНАМИКА СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ
3.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …
3.2. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ………………………………………………………………………. …
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………. …
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………. …

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ НОСОЧЕНКО.doc

— 359.00 Кб (Скачать документ)

Силовые упражнения выбираются в зависимости от характера  задач воспитания силы.

По степени  избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные (с усиленным функционированием примерно 1/3 мышц двигательного аппарата), региональные (с преимущественным воздействием примерно 2/3 мышечных групп) и тональные, или общего воздействия (с одновременным или подследственным активным функционированием всей скелетной мускулатуры).

Метод динамических усилий. Суть метода состоит в создании максимального силового напряжения посредством работы с непредельным отягощением с максимальной скоростью.

Ударный метод  предусматривает выполнение специальных  упражнений с мгновенным преодолением ударно воздействующего отягощения, которые направлены на увеличение мощности усилий, связанных с наиболее полной мобилизацией реактивных свойств мышц.

Игровой метод  предусматривает воспитание силовых  способностей преимущественно в  игровой деятельности, где игровые  ситуации вынуждают менять режимы напряжения различных мышечных групп и бороться с нарастающим утомлением организма [21].

1.3. Скоростно-силовые упражнения в физическом воспитании школьников

Скоростно-силовые  упражнения, наряду с бегом и другими  двигательными действиями, изучаемыми в процессе обучения в школе, относятся  в своем большинстве к группе естественных локомоций, которые выполняют  важное прикладное значение в повседневной жизни. Скоростно-силовые упражнения считаются одним и из наиболее распространенных двигательных действий, как в быту, так и при занятиях физической культурой и спортом. Упражнения прыжкового характера, быстрое перемещение, каких либо предметов, собственного тела в пространстве способствуют развитию силы мышц ног, верхних конечностей, спины, брюшного пресса, совершенствуют быстроту, ловкость, гибкость, силовую выносливость, вырабатывают точность движений, воспитывают решительность, смелость и улучшают в целом жизнедеятельность организма человека.

С помощью скоростно-силовых  упражнений формируют прикладные навыки преодоления препятствий, переноски  грузов, метаний снарядов, управления собственным телом. Применение таких упражнений оказывает благоприятное влияние на развитие разных видов выносливости, быстроты, других двигательных способностей. Использование в занятиях со школьниками прыжковых упражнений, по мнению О.В.Шелобановой (31), не только способствует овладению рациональной техникой и обогащению двигательного опыта ребенка, но и развивает координацию.Во многих исследованиях  рассматривается положительное влияние скоростно-силовых упражнений на развитие прыгучести учащихся. Так, Г.М.Гынку (59) отмечает, что скоростно-силовые упражнения становятся двигательной основой для формирования умения отталкиваться вверх, необходимого для многих двигательных действий, в том числе входящих в содержание многих подвижных и спортивных игр. Прыжковые упражнения используют для обучения оценивать пространственные, временные и силовые параметры двигательной деятельности. Занятия с использованием скоростно-силовых упражнений оказывают позитивное влияние на укрепление опорно-двигательного аппарата, предупреждая появление плоскостопия у школьников. При их выполнении активизируется деятельность сердечно-сосудистой системы, усиливается деятельность органов дыхания и кровообращения. Скоростно-силовые упражнения взрывного характера прекрасно развивают мышцы не только ног, но и спины, брюшного пресса, поясничной области (173). Применение прыжковых упражнений на уроке физической культуры, по мнению В.В.Кузнецова, Ж.К.Холодова (98), обогащает двигательный опыт ребенка, содействует формированию в младшем школьном возрасте «школы движений». Как видно из вышеизложенного, не вызывает сомнения целесообразность применения скоростно-силовых упражнений на занятиях физической культуры со школьниками, а их значимость для решения задач физического воспитания в школе трудно переоценить.

1.4. Психолого-педагогическая характеристика младшего подросткового возраста

Подростковый возраст – период бурного развития организма ребенка. Согласно периодизации психического развития личности, подростковый возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет - периодом между детством и юностью. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием. Контингент школьников подросткового возраста — это ученики средних классов. Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковых в начальной школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность» возраста.

Возраст детей пятого класса можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усвоение навыков рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальных норм взаимодействия людей, нравственных ценностей.

Именно в  силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка. В противоположном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт.

  Младший подростковый возраст – это период бурного и неравномерного физического развития:

1. Происходит  ускорение роста. Интенсивно происходит  рост  скелета  и конечностей, а грудная клетка и таз отстают, отсюда неуклюжесть и долговязость подростков.

2. Происходит  увеличение массы мышц, мышечной  силы, но мышцы еще не способны к длительному напряжению.

3. Наблюдается диспропорция в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце растёт быстрее, чем сосуды. Отсюда появляются различные функциональные нарушения, например потемнение в глазах, головные боли.

4. Наблюдаются нарушения со стороны нервной системы: повышенная возбудимость, вспыльчивость, раздражительность, склонность к аффектам.

 

1.5. Особенности развития физических (двигательных) качеств у детей младшего подросткового возраста в онтогенезе

Онтогене́з (от греч. ον — существо и γένεση —  происхождение, рождение) — индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти. При перспективном планировании физической  подготовки школьников необходимо, прежде всего, исходить из особенностей возрастного развития их функциональных систем в определённые возрастные периоды. Возраст оказывает определённое влияние на характер и темп развития морфологических изменений и функциональных перестроек в организме, связанных с воздействием систематических занятий физическими упражнениями и спортом. При этом необходимо учитывать, что возрастное развитие функциональных систем организма протекает с различной скоростью и зависит от внутренних и внешних факторов. В зависимости от темпов и уровня развития функциональных систем в различные возрастные периоды создаются благоприятные условия для развития определённых двигательных качеств.

Младший подростковый возраст является благоприятным для развития многих физических способностей [6]. Как мальчики, так и девочки к 10-11 годам достигают относительно высоких возможностей аэробного энергообеспечения мышечной работы.

Их сердечно-сосудистая и дыхательная системы функционируют  сбалансированно и согласованно. В этом возрасте, хотя и отмечаются некоторые различия в параметрах физического развития и физической подготовленности между мальчиками и девочками, но они незначительны [22]. Девочки 7-8 лет по росту, весу, быстроте и силе несколько уступают мальчикам этого же возраста. В 9-10 лет эти показатели выравниваются, девочки приближаются к мальчикам и по уровню спортивных результатов. Развитие  максимального потребления кислорода (МПК) у детей различного пола также происходит с примерно одинаковой скоростью, и эти показатели в 10-12 лет практически не отличаются [7].

Двигательные  возможности и тех, и других в  эти годы становятся примерно равными, и поэтому большой необходимости  комплектовать группы подготовки по половому признаку нет.

Возрастное  развитие различных мышечных групп  происходит неравномерно и индивидуально. Так, согласно исследованиям Л.В. Волкова [9] у девочек существенный прирост обнаружен с 9 до 10 лет по силе мышц спины и кисти, с 10 до 11 лет - по силе мышц плечевого пояса, брюшного пресса, ног и спины, с 12 до 13 лет - по силе мышц кисти и спины. Скоростно-силовые способности развиваются поступательно, но неравномерно [5]. Так, у девочек результаты прыжка вверх непрерывно улучшаются до 12-13 лет, а затем стабилизируются. У мальчиков среднегодовые показатели в этом тесте повышаются, достигая своего максимума в 15-17 лет. Достоверные приросты взрывной силы зарегистрированы у девочек в 8-9 и 11-14 лет, у мальчиков - в 11-12 и 13-15 лет. В.О. Загревский [8], оценивая динамику развития взрывной силы, у гимнастов 7-11 лет, пришел к выводу, что характерной особенностью изменения показателей указанного качества является его постоянный и достоверный рост. Темп роста в среднем в год составляет 7-9%.

Е.К. Извекова и  И.С. Исаева [8], определяя возрастную эволюцию различных сторон двигательной функции человека, заключают, что прирост абсолютной силы у детей 10 лет составляет 1,2%, у детей 11 лет - 1,1%. По свидетельству Ф.Г.Казаряна [11], сила мышц с 8 до 11 лет увеличивается на 36-81%. В.В. Петришкевич и С.Г. Юрковец [13] отмечают, что в возрасте 10-12 лет наблюдаются наиболее высокие темпы роста силы у группы мышц, участвующих в разгибании нижних конечностей: разгибатели бедра, разгибатели голени, подошвенные сгибатели стопы. Л.Л. Семкин и П.II. Гудиндин [15] в результате исследований пришли к выводу, что по уровню физического развития у мальчиков 10-11 лет целесообразно выделять три типа развития - ускоренное, среднее и замедленное.

При этом мальчики с ускоренным типом развития, имеющие  большую массу тела, показывают низкие результаты в упражнениях скоростного (бег 20-30 м) и скоростно-силового (прыжки в длину и в высоту) характера, но имеют наиболее высокие результаты в упражнениях скоростно-силового характера, связанных с преодолением внешних противодействующих сил (метание мяча). А.В. Коробков [1] считает, что в возрастной период 9-11 лет отмечаются наиболее значительные темпы развития относительной силы мышц (в расчете на 1 кг веса тела).

В этот возрастной период силовые способности достаточно легко поддаются направленным воздействиям с наименьшими затратами времени и энергии.

Значительное  место в развитии физических качеств  в подростковом и юношеском возрасте должно отводиться развитию мышечной силы - способности человека преодолевать сопротивление или противодействовать ему путём мышечного напряжения [2]. По мнению специалистов - наиболее благоприятные возрастные периоды для развития силы - 12 - 15 лет [2].

Возрастной  период 10-12 лет является мостиком между  младшим школьным и подростковым возрастом, поэтому сочетает в себе особенности обоих возрастных периодов.

Для детей этого  возраста характерно дальнейшее совершенствование  функциональной деятельности организма. Интенсивное развитие процессов  внутреннего торможения приводит к  установлению равновесия нервных процессов  в центральной нервной системе. Одновременно протекают значительные изменения в опорно-двигательном аппарате: усиливается осификация костей, растут и качественно изменяются мышцы. Все это приводит к появлению высокого совершенства двигательной координации. Однако дети еще не могут долго сосредоточивать внимание, и поэтому нужно чаще менять задания, шире применять соревновательную форму обучения. Большое значение в этом периоде имеет применение корригирующих упражнений, так как под влиянием тренировки у школьников может образоваться кифоз. В целях предупреждения одностороннего развития конечностей в занятиях с детьми следует широко использовать упражнения   для   развития слабейшей руки  (ноги) [3].

Специально  развивать силу и выносливость у  детей 10-12 лет нельзя. Поэтому при  организации физического воспитания в 5-6 классах  нежелательно чрезмерно нагружать опорно-двигательный, мышечный и суставно-связочный аппарат школьников, так как чрезмерные нагрузки могут ускорить процесс окостенения и спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину. Необходимо уделять особенное внимание формированию правильной осанки. Упражнения, которые оказывают значительную нагрузку на сердце, нужно чередовать с дыхательными упражнениями. Не очень хорошо переноситься продолжительная интенсивная нагрузка, поэтому рекомендуется интенсивный бег чередовать с ходьбой [4].

 

1.6. Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников младшего подросткового возраста

 

В последние годы в  спортивной практике широко применяется  комбинированное упражнение, состоящее из прыжка в глубину и отскока вверх или вперед. Большинство авторов сходятся в том, что использование в тренировке данного упражнения позволяет эффективно воздействовать на развитие скоростно-силовых качеств [2, 4, 6, 33].

Метод развития «взрывной силы» при помощи прыжков в глубину с отскоком получил название «ударного» [33, 123, 162, 173. 198 ???]. По мнению автора, теоретической основой «ударного» метода является поглощение работающими мышцами энергии падающего тела, что обеспечивает быстрый переход мышц к активному состоянию в момент амортизации, стимулирует быстрое развитие рабочего усилия, создает в мышцах значительный потенциал напряжения. «Ударный» метод, развивая в основном «взрывную силу», оказывает значительную нагрузку на нервно-мышечный аппарат. Поэтому автор рекомендует применять его в тренировках детей и подростков очень осторожно.

Информация о работе Особенности методики развития скоростно-силовых способностей у школьников 5-х классов в процессе занятий физическими упражнениями