Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования: выявление наиболее рациональных способов развития образной памяти на уроках по предмету «Человек и мир».
ВВЕДЕНИЕ ……………………...………………………..……….…………….3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………………………………………………….……….. 5
1.1Сущность памяти как познавательного процесса………………...5
1.2 Особенности образной памяти у детей с нарушением слуха…….12
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………..................................18
2.1Анализ учебного пособия по предмету «Человек и мир»….............18
2.2 Организация исследования образной памяти детей со слуховой депривацией с использованием приёма классификации………………25
2.3 Пути совершенствования образной памяти у детей со слуховой депривацией……………………………………………………….………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...………….............31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………………………. ………….32
И.М. Соловьёв уделяет значительное
внимание вопросам о специфичности
узнавания объектов у глухих и
слышащих. При этом он отмечает, что
у глухих восприятие развивается
по-другому, «в несколько иных пропорциях»,
чем у слышащих. Глухие раньше познают
в объектах специфическое, индивидуальное,
чем особое и общее. У слышащих
же детей эти два вида познания
объектов развиваются одновременно,
что приводит к все возрастающему
у них числу «ступеней
Эти теоретические обобщения.
Основывающиеся на целом ряде экспериментальных
исследований, имеют несомненно отношение
к характеристике образов памяти,
так как особенности
Зрительные представления глухих подвергаются со временем более значительным изменениям, чем это наблюдается у слышащих детей. Опыты М.М. Нудельмана проводились с глухими и слышащими учащимися111 и 1V классов. В качестве материала для запоминаия использовались картинки с изображением дома, ботинка и лесенки, отличающихся от обычных изображений тем, что отдельные детали предметов были несколько увеличены или изменены. Так на рисунке дома края крыши были опущены ниже, чем у обычных домов. У «ботинка» был удлинен носок. У «лесенки» был изменен угол наклона ступенек. Задачей испытуемых было рассмотреть предъявленные картинки, чтобы потом нарисовать. Воспроизведение осуществлялось сразу после восприятия картинок, через 6 дней и через месяц. Такой способ позволял проследить, как изменяются представления от непосредственного воспроизведения к отсроченному.
Среди всех репродукций можно было выделить три вида изображений:
Изменения зрительных образов
у слышащих детей выражались в
том, что первоначально большая
часть (75%) репродукции могла быть
отнесена к «тождественным» и
остальные – к «подчеркнутым».
Случаев «сглаживания» у
Существенно другая динамика наблюдалась у глухих детей. Уже первое воспроизведение дало значительно менее точные репродукции, чем у слышащих детей. «Тождественные» репродукции составили только одну четверть, «подчеркнутые» - более половины, остальные были «сглаженными». Сокращение числа точных репродукций за счет увеличения «подчеркнутых» и «сглаженных» продолжалось на протяжении месяца. Итак, изменение представлений шло у глухих в двух направлениях: по линии потери своеобразия запомнившегося объекта и по линии усиления этого своеобразия, тогда как у слышащих более устойчиво сохранялись точные образы объектов.
В отсроченном восприятии у глухих детей усиливается тенденция и к взаимоуподоблению сходных объектов, которая наблюдается и в воспроизведениях, следующих непосредственно за восприятием.
В другом исследовании М.М. Нудельмана (1941) глухим и слышащим учащимся 1Vкласса предлагалось запомнить изображение леща, окуня карася и щуки. Воспроизводились рисунки дважды: сразу и через 6 дней.
Изображения рыб репродуцировались более похожими друг на друга, чем оригиналы, причем это наблюдалось в большей степени у глухих, чем у слышащих детей (почти в 4 раза). Глухие нередко воспроизводили леща и карася удлиненными, уподобленными другим рыбам (щуке, окуню), а слышащие – только в единичных случаях. У глухих наблюдались отдельные случаи «подчеркивания» различий между карасем и щукой. В репродукциях, выполненных слышащими, чаще сохранялись правильные пропорции тела рыб, чем в репродукциях у глухих.
Особенно возрастали различия в точности репродукций между глухими и слышащими детьми при отсроченном воспроизведении (через 6 дней).
Глухие, как и слышащие,
школьники не ограничивались простым
разглядыванием предъявленных объектов.
В процессе восприятия ряда сходных
объектов они пытались применить
некоторые вспомогательные
Следует отметить, что по
ряду показателей образная память
глухих детей на протяжении школьного
возраста развивается сходно с образной
памятью слышащих. С возрастом
увеличивается точность узнавания
и воспроизведения предметовВсе
более используются те или иные опоры
при запоминании. Возрастает осмысленность
запоминания. Увеличивается возможность
мысленного оперирования образами,
очень важного для сличения вновь
воспринимаемого с ранее
Вместе с тем наблюдается и определенное своеобразие в развитии образной памяти глухих детей.
Иначе обстоит дело в тех
случаях, когда дети могут в большей
степени опираться на сопоставление
предметов, воспринимаемых непосредственно.
Тогда различия между глухими
и слышащими детьми становятся гораздо
меньше. Так бывало, например, при
узнавании предметов среди
Описание особенности образной памяти у глухих детей во многом зависят от особенностей мыслительной деятельности, включающейся в процессы восприятия, запоминания и воспроизведения:
А) от того насколько
полно анализируются и
Б)от умения использовать
такие рациональные приемы
В) от возможностей
при узнавании и
Г) от способностей к организации целенаправленного поиска нужных образов и знаний в памяти.[16, 87 – 107с.]
Вместе с тем глухие
дети, дошкольники и младшие
Все сказанное об особенностях
образной памяти у глухих вызывает
вопросы психолого-
Но вместе с тем необходимо
особо заботиться о развитии самой
образной памяти глухих. При этом, как
нам кажется, следует придать
особое значение развитию у глухих
опосредствованности как
Развитие Разных способов
опосредствования в запоминании
и воспроизведении будет
В школе глухих следует уделять много внимания составлению наглядных пособий, разрабатывающихся с учетом своеобразия восприятия и образной памяти глухих и направленных на преодоление этого своеобразия[].
Вывод: особенности образной памяти в большей степени свойственны детям дошкольного м младшего школьного возраста; глухие меньше слышащих используют опосредствующие способы воспроизведения, разнообразные приемы «поиска» образов памяти.
ГЛАВА 2 Развитие образной памяти детей с нарушением слуха на уроках «Человек и мир»
2.1 Анализ учебного пособия по предмету «Человек и мир»
В целях выяснения наиболее эффективных путей развития образной памяти детей со слуховой депривацией на предмете «Человек и мир»,мною был проведен анализ содержания учебного пособия Э.Д. Сковородко, О.Р. Матвеева, «Человек и мир», учебное пособие для 2 класса школ для детей с нарушением слуха, Минск, «Народная асвета», 1997.
В ней излагается
материал по дисциплине «
Материал учебника «Человек и Мир» разделён на 10 тем: «Летом», «Школа», «Осень», «Семья», «Зима», «Человек, его гигиена. Охрана здоровья», «Праздник мамы», «Весна», «Город и село», «Лето». [21]
Первая тема называется «Летом». В ней ведётся речь о приметах лета. Ребята должны их вспомнить опираясь на картинку. Далее идёт подтема «Лес», в которой ребята вспоминают пароды деревьев, названия ягод, кустарников и грибов. Для этого используется упражнение на обобщение.
Информация о работе Особенности образной памяти глухих детей