Особенности образной памяти глухих детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание

Цель исследования: выявление наиболее рациональных способов развития образной памяти на уроках по предмету «Человек и мир».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………...………………………..……….…………….3

ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………………………………………………….……….. 5
1.1Сущность памяти как познавательного процесса………………...5
1.2 Особенности образной памяти у детей с нарушением слуха…….12
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………..................................18
2.1Анализ учебного пособия по предмету «Человек и мир»….............18
2.2 Организация исследования образной памяти детей со слуховой депривацией с использованием приёма классификации………………25
2.3 Пути совершенствования образной памяти у детей со слуховой депривацией……………………………………………………….………27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...………….............31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………………………. ………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая оконч 2009..docx

— 72.28 Кб (Скачать документ)

Пример:

В лесу растут деревья: …, …, … .

Там растут кусты: …, …, … .

Лесные ягоды: …, …, … .

В лесу можно найти грибы: …, …, … .

Это упражнение сопровождается характерными иллюстрациями деревьев, кустарников, ягод и грибов, что облегчает  припоминание названий.

Далее речь ведётся о грибах. Оговаривается из каких частей состоит  гриб. Педагог знакомит детей с  названиями гриба, сопровождая иллюстрациями. Детям предлагается следующее упражнение: прочитать названия грибов и показать их на картинке. Этот приём способствует лучшему  запоминанию названий и  зрительных образов грибов. Также  ребятам предлагается подумать, как  называются грибы, которые растут под  березой и под осиной, что способствует развитию логического мышления.

Потом актуализируются знания детей о лесных ягодах. Ребятам  предлагается текст, сопровождающийся иллюстрациями лесных ягод, что способствует их лучшему осмыслению и запоминанию.

За этим следует беседа о насекомых. Представляется картина  луга, на которым изображены разные виды насекомых. Ребятам предлагается самим найти на ней кузнечика, стрекозу и т.д. На закрепление названий насекомых дается письменное упражнение:

Пчёлы (что делают?)… . Бабочки (что делают?) … . Кузнечики (что делают?)… . Стрекозы (что делают?)… . Это упражнение направлено на активизацию зрительной и моторной памяти, а также в  нём осуществляются межпредметные  связи с русским языком.

Далее актуализируются знания детей о животных и их детёнышах. Опять дается упражнение на обобщение. Детям предлагается вначале выписать Хищных животных, а затем травоядных.

В конце темы «Летом» предлагаются упражнения для самоконтроля. Требуется  найти в столбиках лишнее слово, дописать предложения, выписать из ряда слов сначала названия насекомых , а  потом – названия птиц. Так же упражнение на развитие памяти и творческого  воображения: «Подумай и скажи, какие  звери могут есть разную пищу. Как  их называют?»

Вывод: в данной теме представлено 3 упражнения на развитие образной памяти.

Следующая тема, представленная в учебнике, «Школа». Вначале дается текст с описанием школы действующего лица. После ознакомления с текстом  ученикам предлагается написать описание своей школы и территории прилегающей  к ней, что подразумевает припоминание зрительных образов.

Далее ребятам предлагается еще одно упражнение на развитие зрительной памяти. Даны изображения предметов, а детям нужно вспомнить в  каких кабинетах они видели эти  предметы. Даются понятия металла, пластмассы и стекла, поясняются их свойства.

В этой теме затрагивается  такое понятие как режим дня. Детям предлагается рассказать о  своём режиме дня.

Вывод: таким образом в  данной теме присутствует 2 упражнения для развития образной памяти.

Следующая тема в учебнике называется «Осень». Вначале эта  тема предполагает экскурсию. После  экскурсии ученикам предлагается нарисовать и подписать листья и стволы деревьев, которые они видели на прогулке, что является хорошей тренировкой  для образной памяти. Так же предлагается сравнить их по размеру, цвету, форме, что  развивает такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение. Такое  же упражнение предлагается выполнить  только рисуя и сравнивая различные  плоды, овощи и фрукты, которые  бывают осенью, к ним прилагаются  соответствующие иллюстрации. Далее  предлагается текст «Сбор урожая», в котором некоторые слова  заменены маленькими рисунками. И еще  предлагается пересказать текст, опираясь на план. В конце темы для самоконтроля предлагается отгадать загадки, вспомнить  и описать приметы осени, а  так же сравнить осень с летом.

Вывод: в этой теме присутствует материал для более эффективной  тренировки образной памяти. Количество упражнений 4.

Следующая тема называется «Семья», одна из самых больших тем. Вначале детям предлагается вспомнить  имена и отчества своих родителей. Потом даются иллюстрации, на которых  изображены люди различных профессий. Дети должны назвать каждую профессию  и рассказать, что эти люди делают. Еще одно упражнение на развитие образной памяти. Детям предлагают посмотреть на картинку, а потом, исходя из увиденного, написать по ней рассказ «В гостях у Петрика». Так же присутствует текст «День рождения», а также  ведётся речь о домашних делах. Даны тексты, к которых нужно вставить пропущенные буквы и слова, так  осуществляются межпредметные связи  с русским языком.

Вывод: 2 упражнения на развитие образной памяти.

Ещё одна тема называется «Зима». Дети вспоминают приметы зимы, если им трудно, в помощь даются картинки. Ребятам предлагается вспомнить, какую  одежду они носят зимой и записать её в  тетрадь. Следующее упражнение: изображена картинка, на которой один мальчик стоит, а другой мальчик  чистит дорогу от снега. За картинкой  следует вопрос: «Как ты думаешь, какому мальчику холоднее, какому теплее?» (развитие логического мышления). Ещё детям  предлагается текст, в котором некоторые  слова заменены картинками. Можно  предложить детям вспомнить, какие  зимние забавы они знают и составить  рассказ о том, как они провели  зимние каникулы. Детям предлагается текста «Новогодняя сказка» и «Как зимуют животные», в которых вместо рисунков нужно вставить слова. Ещё присутствует такое упражнение: даются названия птиц, а детям нужно вспомнить, чем они питаются или где они ночуют зимой. К этому упражнению предлагается текст, в котором названия птиц заменены рисунками. Так же предлагается самостоятельно описать 2-3 зимующие птицы.

Для самоконтроля имеются  следующие упражнения. Даны названии птиц, а детям нужно распределить  этих птиц на две группы по размерам (развитие образной памяти).

Вывод: таким образом в теме присутствуют 4 упражнения для развития образной памяти.

Ещё одна тема называется «Человек, его гигиена. Охрана здоровья. Дежурство». Детей просят вспомнить, что входит в обязанности дежурного. Когда  речь идет о сне, ребятам предлагается описать, что стоит в их спальне. Даны предложения, которые нужно  дополнить в соответствии с обстановкой  в комнате ребёнка. Говоря о питании, детей просят вспомнить, какие блюда  они знают. Спрашивают, что он любит есть на первое (на второе). Просят вспомнить и написать в тетради, что он ел сегодня на завтрак (на обед). Для самоконтроля даются, столбики, в которых нужно найти лишнее слово, а потом самому придумать столбики с такими словами (развитие памяти, словесно – логического мышления, творческого воображения).

Вывод: 3 упражнения на развитие образной памяти.

Следующая тема «Праздник  мамы». В этом разделе детей просят нарисовать свою маму или рисунок  связанный с ней. Так же даны два  стихотворения, которое предлагается выучить наизусть. Еще детей просят вспомнить как в их семье поздравляют  маму, бабушку, сестру. Просят сделать  аппликацию в подарок маме, записать ход работы в тетрадь.

Вывод: 2 упражнения на развитие образной памяти.

Еще одна тема называется «Весна». В ней есть упражнение, в котором  нужно дописать предложение, которое  заканчивается картинкой. Еще учеников просят нарисовать, как выглядят подснежники  и первые цветы. Дети читают рассказ  про ледоход. Потом их просят показать жестами, как плывут льдины по реке. И потом зарисовать ледоход в  тетради. Еще ребят просят вспомнить, что люди делают в саду. При беседе о животных детей просят вспомнить, как выглядят некоторые животные весной. Спрашивают, для чего нужна линька и кто весной меняет цвет шубки? Детей просят вспомнить и показать, как каркает ворона, тинькает синица и чирикает воробей. Так же присутствуют задания на описание сегодняшней погоды. К примеру, дано начало предложения, а его конец нужно выбрать из слов, стоящих за скобками.

Пример:  На дворе…(март, апрель, май). Солнце …( ласково греет, спряталось в облака) и т.д.

В этой теме детям предлагают вспомнить названии детенышей животных, названия травоядных и хищных животных. В этой теме довольно много затрагивается  вопросов  экологии.

Вывод: материал этой темы достаточно объёмный и хорошо подходит для развития образной памяти. Для её развития присутствуют 4 упражнения.

Очередная тема называется «Город и село». В ходе беседы ребятам  предлагается нарисовать свой дом и  написать свой адрес. Еще присутствует следующее упражнение: нарисованы разные продукты, а ученик должен вспомнить  какие продукты в каком отделе продаются. А потом составить  рассказ « Я иду в магазин», аналогично можно попросить составить  рассказ «Я иду в аптеку» или  «Я иду на почту». Можно провести с ребёнком беседу, задавая следующие  вопросы. Кто работает на почте? Какие  услуги оказывает почта? Что можно  купить на почте? Где можно отправить  и получить посылку? В качестве контроля по этой теме ученикам можно дать задание  написать рассказ про себя и свой город. В этой теме много текстов, например: «Минск», «Деревня», «Гастроном», «Аптека», «Почта». В этой теме, также, разграничиваются сельские и городские  профессии.

Вывод: в теме присутствуют 2 упражнения на развитие образной памяти.

Последняя тема этого учебника называется «Лето». Детям предлагается вспомнить приметы лета и рассказать о них по плану: 1) небо, 2) солнце, 3) растения, 4) птицы, 5) звери, 6) погода, 7) занятия людей, 8) забавы детей. Еще  по картинкам или описанию предлагается сказать названия насекомых или  просто описать какое-нибудь насекомое. Детям предлагается вспомнить название домашних птиц. Еще ребят знакомят с названиями рыб и названиями их частей тела. Всё это сопровождается соответствующими картинками. Для более  крепкого запоминания их просят еще  раз показать всех рыб, а потом  хвост и плавники. Есть задание  на сравнение природы летом и  весной (развивает такие мыслительные операции как анализ синтез, сравнение, а так же развивает образную память).

Вывод: 4 задания на развитие образной памяти.

На основе анализа учебника по предмету «Человек и Мир» можно  сказать, что на этих уроках достаточно много условий для развития образной памяти. Материал этого предмета как  нельзя лучше подходит для её тренировки и развития. В каждой теме наблюдалось  не менее трёх упражнений на развитие образной памяти. Нужно так же отметить и то, что содержание заданий учебника направлено на развитие многих психических  процессов одновременно. Например произвольного  внимания, образной памяти, многих операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение). В книге очень много материала  для речевого развития, что является несомненным достоинством этого  учебника. Однако, опираясь на материалы  этой книги, можно придумать массу  упражнений, развивающих память. Например, показать ребёнку картинку. Потом  закрыть её и предложить ему рассказать, что он увидел на этой картинке. Или  предложить зарисовать увиденное. Так  же можно сделать таблички, например с разными видами птиц, и попросить  ребёнка отобрать перелётных птиц от зимующих, при этом проговаривая название каждой птицы (упражнение хорошо развивает  память и речь ученика).

 

Темы

Задания учебника

Возможные варианты заданий

1.Летом

1. вспомните приметы лета;

2.посмотрите на картинки  и вспомните как называются  эти деревья (ягоды, грибы);

3. Детям предлагается  текст «летние каникулы», в  котором вместо рисунков нужно  вставить слова.

  • сравнить осень и лето;
  • предложить детям картинки ягод, грибов и попросить разложить их по группам.

2. Школа

1. напишите сочинение  на тему «Расскажи другу о  своей школе» (описание);

2. Рассмотри рисунки. Назови  предметы. В каких помещениях  их можно найти?

  • нарисовать свою школу;
  • подумать, какие еще помещения хотели бы видеть ребята в школе;
  • написать сочинение «Класс моей мечты»

3. Осень

1Нарисуйте листья деревьев, которые вы видели на экскурсии  в парке.

2.Нарисуйте и сравните  различные овощи и плоды, которые  люди собирают осенью.

3. Детям предлагается  текст «Сбор урожая», в котором  вместо рисунков нужно вставить  слова.

  • сравнить осень и лето;
  • подумать на что похож апельсин (огурец, кабачок и т.д.), какие они по вкусу.

4. Семья

1. Рассмотри рисунки. Назови  и запомни профессии этих людей.

2. Детям предлагается  рассмотреть картинку, а затем  придумать рассказ «В гостях  у Петрика».

  • рассмотреть разные предметы и подумать людям каких профессий они принадлежат;
  • подумать, какие подарки ребята дарят на праздники своим близким.

5. Зима

1. Назовите приметы зимы.

2. Даны названия птиц, нужно вспомнить, чем они питаются  или где они ночуют зимой.

3. Детям предлагается  текста «Новогодняя сказка» и  «Как зимуют животные», в которых  вместо рисунков нужно вставить  слова.

4. Вспомните и опишите  2-3 зимующие птицы.

  • сравнить зиму и осень:
  • даны картинки птиц и картинки корма для них, ребятам нужно соотнести какая птица чем питается зимой.

6. Человек, его гигиена.  Охрана здоровья.

1.Вспомните, что входит  в обязанности дежурного.

2. Опишите как выглядит  ваша спальня.

3. Вспомните и запишите, что вы ели на завтрак, обед  и ужин.

  • рассказать про свой распорядок дня;
  • описать как ребята ухаживают за одеждой.

7. Праздник мамы

1. Вспомните, как в вашей  семье поздравляют маму, бабушку,  сестру.

2. Нарисуйте как выглядит  ваша мама.

  • описать свою маму;
  • вспомнить, какие цветы ребята дарят мамам;
  • нарисовать эти цветы.

8. Весна

1. Вспомните, как выглядят  подснежники и первые цветы,  нарисуйте!

2. Покажите как каркает  ворона, чирикает воробей, тинькает  синица.

3. Вспомните названия  травоядных и хищных животных.

4. Назовите детёнышей  этих животных.

  • сравнить весну и лето;
  • соотнести картинки взрослых животных и их детёнышей;
  • соотнести травоядных и хищных животных, по принципу «Кто кем питается?»

9. Город и село

1. Нарисуйте свой дом  и напишите свой адрес.

2. Составьте рассказ «Я  иду в магазин».

  • сравнить село и город;
  • подумать, какие профессии есть в городе, а какие на селе.

10. Лето

1. Вспомните приметы лета  и расскажите о них по плану.

2. Опишите какое-нибудь  насекомое.

3. Вспомни домашних птиц.

4. Каких рыб ты знаешь? Покажи где у них голова, плавники, хвост.

  • сравните лето с весной;
  • разделить картинки рыб на хищных рыб и тех, кто питается водорослями.

Информация о работе Особенности образной памяти глухих детей