Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:05, курсовая работа
Цель исследования: выявление наиболее рациональных способов развития образной памяти на уроках по предмету «Человек и мир».
ВВЕДЕНИЕ ……………………...………………………..……….…………….3
ГЛАВА 1 ПРОБЛЕМА ПАМЯТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………………………………………………….……….. 5
1.1Сущность памяти как познавательного процесса………………...5
1.2 Особенности образной памяти у детей с нарушением слуха…….12
ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»……………..................................18
2.1Анализ учебного пособия по предмету «Человек и мир»….............18
2.2 Организация исследования образной памяти детей со слуховой депривацией с использованием приёма классификации………………25
2.3 Пути совершенствования образной памяти у детей со слуховой депривацией……………………………………………………….………27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………...………….............31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………..……………………………. ………….32
Итак: проанализировав материал учебного пособия, можно сказать, что материал предмета, как нельзя лучше, подходит для развития образной памяти глухих детей. Для этого в учебнике присутствует 29 упражнение. Но можно придумать еще массу различных упражнений, а эффективность урока и интерес к нему напрямую зависят от творческого подхода учителя к урокам по «Человек и мир».
2.2 Организация исследования образной памяти детей со слуховой депривацией с использованием приёма классификации
Целью данного исследования является: выявить насколько эффективно влияет приём классификации на запоминание зрительных образов детьми.
Гипотеза: можно ли сделать процесс запоминания образов предметов более эффективным используя приём классификации.
Предметом исследования является развитие образной памяти детей со слуховой депривацией младшего школьного возраста.
Объект: особенности образной памяти глухих детей младшего школьного возраста.
Были сформулированы следующие задачи:
1. Выявление уровня образной памяти детей.
2. Обучение детей методу классификации.
3. Диагностика эффективности апробированного метода.
В качестве испытуемых было использовано 9 учащихся 2 класса, школы № 14 в возрасте от 9 до 10 лет. На первом этапе исследования использовалась методика, направленная на изучение и произвольной зрительной памяти. Тестирование проводилось индивидуально, после предварительного получасового знакомства ребенка с экспериментатором. Стимульный материал для эксперимента брался на основе пройденного материала по предмету «Человек и мир» (изображения птиц, рыб и грибов).
Эксперимент состоял из двух частей:
Ф.И.О. ученика |
Кол-во верно выбранных картинок из 12 в % |
Абдул Самир |
58% |
Герко Давид |
75% |
Карпович Илья |
41% |
Климович Альбина |
91% |
Ковалевская Виктория |
58% |
Константинов Артём |
33% |
Хомич Артём |
58% |
Шаройко Дмитрий |
50% |
Ярошевич Кирилл |
50% |
Из таблицы видно, что высокий уровень запоминания образов только у одного человека.
Ребятам было предложено рассмотреть12 картинок (тематика картинок осталась та же, но на картинках были изображены другие птицы, грибы и рыбы) и распределить их по группам и объяснить почему они так решили. Потом предъявлялись 24 картинки, среди которых были и те, которые дети классифицировали. Результаты получились следующие:
Ф.И.О. ученика |
Кол-во верно выбранных картинок из 12 |
Абдул Самир |
83% |
Герко Давид |
91% |
Карпович Илья |
67% |
Климович Альбина |
100% |
Ковалевская Виктория |
83% |
Константинов Артём |
50% |
Хомич Артём |
83% |
Шаройко Дмитрий |
67% |
Ярошевич Кирилл |
75% |
Анализ теоретических
и экспериментальных
Вывод: таким образом, основные результаты теоретического и экспериментального исследования заключаются в следующем:
1. Изучены и
представлены особенности
2. Анализ результатов выявил, что целесообразно использовать метод классификации для более эффективного запоминания зрительных образов.
2.3 Пути совершенствования образной памяти у детей со слуховой депривацией
Равная успешность глухих
и слышащих детей в запоминании
наглядного материала при относительно
простых заданиях свидетельствует
о сохранности анатомо-
Глухие дети испытывают большие
трудности, чем слышащие, во всех тех
заданиях, где не обходимо мысленное
синтезирование образов, произвольное
его воспроизведение и сличение
его с другими, нахождение в образах
сходства и различия. Такое произвольное
регулирование течения образов,
оперирование ими достигается за
счёт включения внутренней речи в
этот процесс(А.Н. Соколов, 1968). Для его
осуществления необходим
Поэтому можно думать, что
обнаружившуюся в ряде случаев у
глухих детей меньшую эффективность
образной памяти, чем у слышащих
сверстников, следует объяснить
отставанием и своеобразием в
формировании у них речемыслительной
деятельности, включающейся в процессы
непроизвольного и
При обучении глухих детей
педагогу следует учитывать особенности
их образной памяти и создавать условия
для более успешного
Полезно практиковать задания, в которых сравниваются два предмета, один из которых воспринимается сейчас, а другой воспринимался раньше, и теперь его нужно вспомнить, чтобы сравнить. После этого можно переходить к более трудным заданиям, когда сравниваются два отсутствующих предмета.
Все действия детей по анализу, сравнению, группировке предметов в практическом плане, а потом только в мысленном плане необходимо осуществлять сначала с относительно простыми объектами, а затем со все более сложными объектами (по мере усвоения детьми соответствующих знаний).
Описанные действия (реальные
или мысленные)детей с
Обучение этим приемам требует сложной, исследовательской стратегии и разделяется на 2 этапа: 1) формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий; 2) формирование умения применять эти действия для решения мнемических задач. Формирование классификации как умственного действия осуществляется по трем этапам: 1) этап практического действия, когда дети обучаются раскладывать картинки по группам; 2) речевого действия, когда после предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать, какие картинки можно отнести к той или иной группе; 3) этап умственного действия, распределение картинок по группам в уме, затем называние групп.
После этого можно переходить
к формированию умения применять
группировку в действиях
Классификация (группировка) как способ запоминания заключается в использовании обобщающих названий групп в качестве опоры при запоминании и воспроизведении входящих в них элементов. Сначала ребенок осуществляет простую ориентировку в материале, предложенном для запоминания. Затем начинает раскладывать картинки на группы для и запоминает, что в каждую группу входит, а при воспроизведении опирается на образованные им самим группы.
Мысленные действия по анализу,
группировке предметов, выделению
в них общих и отличительных
признаков затем должны стать
приемами произвольного запоминания
у детей. Но дети не могут сразу
понять значение мыслительных действий
как приёмов произвольного
Педагог должен научить детей пользоваться ранее усвоенными мыслительными действиями сначала в качестве способов произвольного воспроизведения, а затем и в качестве приёмов произвольного запоминания. Для этого следует ставить детей в такие условия, когда им нужно что-то вспомнить, но они не могут это сделать сразу. Тогда педагог помогает детям, напоминая о той деятельности, которую они выполняли с данным предметом по его анализу, сравнению, классификации, дает родовое обозначение предмета, называет некоторые его свойства и отличия от других предметов и постепенно достигает правильного воспроизведения.
Потом педагог ставит перед детьми новую задачу: как поступить, чтобы запомнить данные предметы лучше. Важно, чтобы дети сами догадались о возможности использования классификации или других действий с материалом для его лучшего запоминания. Многократно повторяя подобные задания с разным материалом, в разных условиях деятельности, педагог формирует у детей приёмы произвольного запоминания, основывающиеся на углубленном познании объектов, их осмысливании, включении в систему.[18]
Вывод: в третьей главе представлены материалы по исследованию образной памяти у детей младшего школьного возраста; обучение методу классификации. И также представлены результаты диагностики детей после применения метода классификации. Развитие образной памяти глухих детей в первую очередь зависит от совершенствования всех психических процессов и от совершенствования всей интеллектуальной сферы ребёнка вообщем.
Заключение
Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без сохранения образов в памяти каждое ощущение и переживание воспринималось бы как в первый раз.
Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности.
Из всех видов памяти -
моторной, эмоциональной, образной и
словесно-логической, особое внимание
в этой работе уделяется образной
памяти. Исключительно сильная
Механизм образной памяти: сначала человек воспринимает события, цифры, буквы, слова и переводит в безграничный запас образов.
Полученная информация в форме образов, сохраняется, сколько необходимо, она легко стирается, заменяется, легко списывается, считывается и переводится на любой язык. Такая память сохраняется лишь у дошкольников.
У детей с нарушением слуха анатомо-физиологические основы памяти сохранены, но при этом память на звуковые образы либо отсутствует, либо недостаточно развита. Для решения этой проблемы необходимо использовать различные приёмы для её тренировки. В частности, из результатов экспериментального исследования можно заключить, что приём классификации достаточно эффективен для развития образной памяти.
Таким образом, в данной курсовой
работе был осуществлен теоретический
анализ по теме курсовой работы, а именно
были рассмотрены особенности
Исходя из выше сказанного, можно заключить, что задачи и цель курсовой работы, поставленные в её начале, были успешно достигнуты. А гипотеза нашла свое подтверждение в эмпирической части исследования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред. А.А. Бодалева, Б.Ф. Ломова. - М: Педагогика, 1982. - 285с.
2. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. т.2 / Под ред. Петровского. - М: Педагогика, 1979. - 400с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие / Под ред. М.В. Гомдо и др. - М: Педагогика, 1982. - 295с.
4. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. - М: Педагогика, - т.4 Детская психология, 1984. - 432с.
Информация о работе Особенности образной памяти глухих детей