Особенности одаренности детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать особенности одаренности детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели выделяется ряд задач:

1. Изучить понятие способности и одаренность.

2. Рассмотреть способности и одаренность в младшем школьном возрасте.

3. Исследовать особенности обучения одаренных детей

4. Организовать экспериментальное исследование особенностей одаренности детей младшего школьного возраста.

5. Разработать мероприятия направленные на развитие одаренности детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение......................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

1.1. Понятие способностей, одаренность…………………..……………….……...6

1.2.Способности и одаренность в младшем школьном возрасте……….....…….19

1.3. Особенности обучения одаренных детей………………..…...………………21

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по исследованию одаренности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

2.1. Определение исходного уровня одаренности детей младшего школьного возраста………………………...................................................................................27

2.2. Опытно – экспериментальная работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства....................................................................................................................30

Заключение...............................................................................................................40

Список литературы................................................................................................43

Приложение………………………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

    Невозможно  в данной работе охватить все процессы и элементы таланта. Поэтому я  хочу остановиться на одном из интереснейших, на мой взгляд, - воображении.

    Воображение - это не способность фантазировать  без цели, а интуитивная способность  видеть сущность параметров - их природную  логику. Оно комбинирует образы того, что еще не существует из материалов памяти и чувств, создает образ  неизвестного как известного, то есть создает его предметное содержание и смысл, считает их действительными. Поэтому воображение - самодвижение чувственного и смыслового отражений, а механизм воображения объединяет их в целостность, синтезирует чувства в мысль, в результате чего создается новый образ или суждение о неизвестном как об известном. И все это проходит не материально - в умственном плане, когда человек действует, не работая практически.

    Воображение человека - его способность заглянуть  вперед и рассмотреть новый предмет в его будущем состоянии.

    Поэтому прошлое в каждый момент жизни  человека должно существовать в соответствии с той или иной целенаправленностью  в будущее. Если память претендует на активность и действенность, а не является только хранилищем опыта, она всегда должна быть направлена на будущее, на форму будущего себя, своих способностей и того, чего человек стремится достичь. Такое воображение всегда работает: человек трансформирует предметы и сырье не просто в воображении, а действительно с помощью воображения, прокладывающего путь к желаемому предмету. Большое значение в активизации работы воображения имеет удивление. Удивление в свою очередь вызывают:

  • новизна воспринятого “что-то”;
  • осознание его как чего-то неизведанного, интересного;
  • импульс, который задает заранее качество воображения и мышления, привлекает внимание, захватывает чувства и всего человека целиком [1, 9].

    Воображение вместе с интуицией способно не только создать образ будущего предмета или вещи, но и находить его природную  меру - состояние совершенной гармонии - логику его строения. Оно дает начало способности к открытиям, помогает находить новые пути развития техники и технологии, способы решения задач и проблем, возникающих перед человеком.

    Начальные формы воображения впервые появляются в конце раннего детства в связи с зарождением сюжетно ролевой игры и развитием знаково- символической функции сознания. Ребенок учится замещать реальные предметы и ситуации воображаемыми, строить новые образы из имеющихся представлений. Дальнейшее развитие воображения идет по нескольким направлениям.

    По  линии расширения круга замещаемых предметов и совершенствования  самой операции замещения, смыкаясь с развитием логического мышления.

    По  линии совершенствования операций воссоздающего воображения. Ребенок  постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок все более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. В образы вносится личное отношение, они характеризуются яркостью, насыщенностью, эмоциональностью.

    Развивается творческое воображение, когда ребенок  не только понимает некоторые приемы выразительности, но и самостоятельно их применяет.

    Воображение становится опосредованным и преднамеренным. Ребенок начинает создавать образы в соответствии с поставленной целью и определенными требованиями, по заранее предложенному плану, контролировать степень соответствия результата поставленной задаче. 
 

1.2. Виды одаренности

     Одаренные дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга  по видам одаренности. Например:

     - Художественная одаренность

     Этот  вид одаренности поддерживается и развивается в специальных  школах, кружках, студиях. Он подразумевает  высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности. Одна из серьезных проблем состоит в том, чтобы в общеобразовательной школе признавались и уважались эти способности. Эти дети уделяют много времени, энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.

     - Общая интеллектуальная и академическая одаренность.

     Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. 

     Несколько иной характер имеет академическая  одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.

     Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте продвижения  в математике или иностранном  языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования.

     - Творческая одаренность

     Прежде  всего, продолжаются споры о самой  необходимости выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так,  А.М. Матюшкин  настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то,  что уже создано. 

     Вместе  с тем исследования показывают, что  дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и окружающих людей: отсутствие внимания (следования и почитания?) к условностям и авторитетам; большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент [5].

     - Социальная одаренность

     Это исключительная способность устанавливать  зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, характеризующихся легкостью установления и высоким качеством межличностных отношений. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.

     Существует  множество определений лидерской  одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить  общее черты: интеллект выше среднего; умение принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; ощущение цели, направления движения; гибкость; приспосабливаемость; чувство ответственности; уверенность в себе и знание себя; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.

     Перечисленные виды одаренности проявляются по-разному и встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.   

    1.3. особенности обучения одаренных детей

    При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.

    Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность  требует широты материала для обобщения.

    Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться  в них. Эта потребность редко  удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться  в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

    Способность подмечать, рассуждать и выдвигать  объяснения. Целенаправленное развитие высших познавательных процессов в  специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.

    Обеспокоенность, тревожность в связи со своей  непохожестью на сверстников. Включение  в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку  лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

    Существуют  разные стратегии обучения одаренных  детей, которые могут быть воплощены  в разные формы. Для этого разрабатываются  специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

    Вопросы темпа обучения являются предметом  давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его  эффективность для одаренных  учащихся. Другие считают, что установка  на ускорение — это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

    Занятия одаренного ребенка в обычном  классе по стандартной учебной программе  похожи на тот случай, когда нормального  ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии [17].

    Но  ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

    Основные  требования при включении учащихся в учебные программы, построенные  с использованием ускорения, следующие:

    1) учащиеся должны быть заинтересованы  в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

    2) дети должны быть достаточно  зрелыми в социально-эмоциональном  плане; 

    3) необходимо согласие родителей,  но не обязательно их активное  участие. 

    Считается, что ускорение — наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

    Существуют  некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой — есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.

    Возможно  и ускоренное прохождение стандартной  учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.

    Занятия в другом классе. Одаренный ребенок  может обучаться тому или иному  предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, даже четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.

Информация о работе Особенности одаренности детей младшего школьного возраста