Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:45, курсовая работа
Цель работы: исследовать особенности одаренности детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели выделяется ряд задач:
1. Изучить понятие способности и одаренность.
2. Рассмотреть способности и одаренность в младшем школьном возрасте.
3. Исследовать особенности обучения одаренных детей
4. Организовать экспериментальное исследование особенностей одаренности детей младшего школьного возраста.
5. Разработать мероприятия направленные на развитие одаренности детей младшего школьного возраста.
Введение......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
1.1. Понятие способностей, одаренность…………………..……………….……...6
1.2.Способности и одаренность в младшем школьном возрасте……….....…….19
1.3. Особенности обучения одаренных детей………………..…...………………21
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по исследованию одаренности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
2.1. Определение исходного уровня одаренности детей младшего школьного возраста………………………...................................................................................27
2.2. Опытно – экспериментальная работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства....................................................................................................................30
Заключение...............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................43
Приложение………………………………………………………………………...46
11)
включать элементы
Одним из важнейших условий эффективного обучения детей с разными типами одаренности является разработка таких учебных программ, которые бы в максимальной мере соответствовали качественной специфике конкретного типа одаренности и учитывали внутренние психологические закономерности его формирования.
Можно выделить четыре стратегии обучения, которые могут применяться в разных комбинациях. Каждая стратегия позволяет в разной степени учесть требования к учебным программам для одаренных детей.
1. Ускорение. Это стратегия позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Примером такой формы обучения могут быть летние и зимние лагеря, творческие мастерские, мастер-классы, предполагающие прохождение интенсивных курсов обучения по дифференцированным программам для одаренных детей с разными видами одаренности.
2. Углубление. Данный тип стратегии обучения эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
Однако применение углубленных программ не может решить всех проблем. Во-первых, далеко не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Во-вторых, углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать “насильственной” или слишком ранней специализации, наносящий ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучении по обогащенным программам.
3. Обогащение. Соответствующая стратегия обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение учащихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т.д. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных программ.
4. Проблематизация. Этот тип стратегии обучения предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Фокус обучения в этом случае - использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания. Как правило, такие программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные). Они являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых внеучебных программ.
Важно иметь в виду, что две последние стратегии обучения являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть особенности одаренных детей, поэтому должны быть в той или иной мере использованы как при ускоренном, так и при углубленном вариантах построения учебных программ.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть, что, бесспорно, каждый ребенок должен иметь возможность получить в школе такое образование, которое позволит ему достигнуть максимально возможного для него уровня развития. Поэтому проблема дифференциации обучения актуальна для всех детей и тем более для детей одаренных.
Следует принимать во внимание то обстоятельство, что дифференциация обучения имеет две формы. Первая - дифференциация на основе раздельного обучения одаренных детей (в виде их отбора для обучения в нетиповой школе либо селекции при распределении в классы с разными учебными программами). Вторая - дифференциация на основе смешанного обучения одаренных детей в обычном классе общеобразовательной школы (в виде разноуровнего обучения, индивидуальных образовательных программ, подключения режима тьюторства и т.д.). Первую форму дифференциации можно условно обозначить как “внешнюю”, вторую – как “внутреннюю”.
Каждая форма дифференциации имеет свои плюсы и минусы. Так, обучение одаренных детей в особых классах или школах, ориентированных на работу с одаренными детьми, может обернуться серьезными проблемами в силу изменчивости проявлений одаренности в детском возрасте. Положение усугубляет нарушение естественного хода процесса социализации, атмосфера элитарности и клеймо “обреченности на успех”. В свою очередь, практика обучения одаренных детей в обычных школах показывает, что при неучете специфики этих детей они могут понести невосполнимые потери в своем развитии и психологическом благополучии.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе “внутренней” дифференциации. По мере повышения качества образовательного процесса в массовой школе, роста квалификации педагогов, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения существующие на данный момент варианты “внешней” дифференциации в работе с одаренными детьми, возможно, окажутся сведенными к минимуму.
Учитывая практическую невозможность вовлечения всех детей с актуальной и скрытой одаренностью в обучение по специальным программам, необходимо готовить учителей для работы с одаренными детьми в условиях обычных классов. Это предполагает знание педагогом принципов развивающего образования, включая владение специальными умениями применения стратегий дифференцированных программ для одаренных детей, а также владение нетрадиционными формами и способами работы на уроке (групповые формы работы, исследовательские проекты и т.п.).
Основной идеей работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении № 27 г. Сургута является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений, руководителей муниципальных служб управления, творческой общественности, с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей района.
Система деятельности по организации работы с одаренными и талантливыми детьми в образовательном учреждении имеет следующее содержание:
Выявление одаренных и талантливых детей
— анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
—
диагностика потенциальных
— преемственность между дошкольным и начальным образованием посредством создания системы структурных подразделений дошкольных учреждений на базе общеобразовательных учреждений;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности
— создание для ученика ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— включение в учебный план школы факультативных курсов по углубленному изучению предметов школьной программы;
— формирование и развитие сети дополнительного образования;
— организация научно-исследовательской деятельности;
—
организация и участие в
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных школьников
— тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности;
—
контроль за обязательным участием одаренных
и талантливых детей в
Поощрение одаренных детей
— Публикация в СМИ;
— Премия администрации ОУ «Ученик года»;
— Увеличение каникулярного времени;
— Внеконкурсное зачисление в школу искусств;
— Стенд «Лучшие ученики школы»;
— Система поддержки талантливых и одаренных детей на уровне муниципалитета;
Работа с родителями одаренных детей
— Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
— Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
—
Поддержка и поощрение
Работа с преподавателями
— Обучающие семинары по вопросу работы с одаренными детьми «Организация поисково-исследовательской, экспериментальной деятельности в школе», «Обеспечение эмоционального положительного фона обучения»
—
Повышение профессионального
— Создание индивидуальной программы по развитию творческого потенциала талантливого ученика
Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одаренности
По
диаграмме видно, что в основе
деятельности ОУ, по вопросу развития
одаренности ребенка, лежат принципы
активного созидания среды для раскрытия
творческих способностей талантливых
и одаренных детей, принцип комплексного,
всестороннего подхода к решению стратегических
проблем развития одаренности у детей.
2.2. Опытно – экспериментальная работа с одаренными детьми
Используя различные методики выявления талантливости и творчества детей, в школе сложилась стойкая система мониторинга одаренности детей.
Специалисты психологической службы подготовили для педагогов и классных руководителей образовательного учреждения пакет документов для организации системного мониторинга в данной области исследования.
Объектом эксперимента послужили два класса. Оба эти класса - академические, т. е. дети отобраны с помощью системы тестов по лучшим результатам. Возраст детей 7-8 лет (2 класс).
Целью исследования было выявить влияние стимулирования вооображения, как психологического процесса, на развитие творческой активности детей младшего школьного возраста.
В силу проблем диагностики такие традиционные методы, как беседы, вопросники, оказываются неэффективными. Младшие школьники испытывают трудности, связанные с недостаточным умением осознавать, анализировать, выражать словами свои проблемы. Здесь необходимо установление длительного доверительного контакта, в ходе которого становится возможным свободное, откровенное обсуждение конкретных переживаний ребенка. Таким образом, не имея необходимых условий для продолжительного контакта, мне пришлось использовать графические методы исследования. Что в свою очередь дало хорошие результаты.
Были проведены следующие тесты:
1. Изучение оригинальности решения задач на воображение.
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 7-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
Информация о работе Особенности одаренности детей младшего школьного возраста