Особенности одаренности детей младшего школьного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:45, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать особенности одаренности детей младшего школьного возраста.

Для достижения поставленной цели выделяется ряд задач:

1. Изучить понятие способности и одаренность.

2. Рассмотреть способности и одаренность в младшем школьном возрасте.

3. Исследовать особенности обучения одаренных детей

4. Организовать экспериментальное исследование особенностей одаренности детей младшего школьного возраста.

5. Разработать мероприятия направленные на развитие одаренности детей младшего школьного возраста.

Содержание

Введение......................................................................................................................3

ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

1.1. Понятие способностей, одаренность…………………..……………….……...6

1.2.Способности и одаренность в младшем школьном возрасте……….....…….19

1.3. Особенности обучения одаренных детей………………..…...………………21

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по исследованию одаренности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

2.1. Определение исходного уровня одаренности детей младшего школьного возраста………………………...................................................................................27

2.2. Опытно – экспериментальная работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства....................................................................................................................30

Заключение...............................................................................................................40

Список литературы................................................................................................43

Приложение………………………………………………………………………...46

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

    Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет  социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.

    Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух   основных стратегий — ускорения и обогащения.

    Сопоставление стратегий ускорения и обогащения могут переходить одна в другую в  зависимости от поставленных целей  и задач. Но существует ряд недостатков  в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна  и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.

    Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных  программах обучения. Педагоги, работающие с такими детьми, должны проходить  специальную подготовку. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем”  учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

    Личность  учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением  и ситуация с учителем для одаренных  детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика — система взглядов  и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно  эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

    По  мнению некоторых исследователей, поведение  учителя для одаренных детей  в классе, в процессе обучения и  построения своей деятельности должно отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня; проявляет уважение к индивидуальности ученика.

    Успешный  учитель для одаренных — прежде всего прекрасный учитель–предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он  должен  обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

    Учителям  можно помочь развить указанные  личностные и профессиональные качества тремя путями:

    1) с помощью тренингов — в достижении понимания самих себя и других;

    2) предоставлением знаний о процессах  обучения, развития и особенностях  разных видов одаренности; 

    3) тренировкой умений, необходимых  для того, чтобы обучать эффективно  и создавать индивидуальные программы [13].

    Техника преподавания у прошедших специальную  подготовку учителей для одаренных  и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в  распределении времени на виды активности. Вообще, практика показывает, что в  традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

    Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

    Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя  одаренных ведут себя больше как  психотерапевты: они избегают реагировать  на каждое высказывание. Они внимательно  и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом  и меньше зависят от учителя.  
 
 

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по исследованию одаренности детей младшего школьного возраста

2.1. Определение исходного уровня одаренности детей младшего школьного возраста

      Наибольший  успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут  тогда, когда учебная программа  соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, младших школьников и подростков весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

      В качестве основных направлений работы с одаренными детьми следует выделить:

      а) систему дошкольных образовательных  учреждений, в первую очередь детских  садов общеразвивающего вида, Центров  развития ребенка, в которых созданы  наиболее благоприятные условия  для формирования способностей дошкольников, а также обучающих учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста, обеспечивающих преемственность среды и методов развития детей при переходе в школу;

      б) систему общеобразовательных школ, в рамках которых создаются условия  для индивидуализации обучения одаренных  детей;

      в) систему дополнительного образования, предназначенную для удовлетворения постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных  потребностей одаренных детей и  позволяющую обеспечить выявление, поддержку и развитие их способностей в рамках внешкольной деятельности;

      г) систему школ, ориентированных на работу с одаренными детьми (в том  числе лицеев, гимназий, нетиповых  образовательных учреждений высшей категории и т.п.) и призванных обеспечить поддержку и развитие возможностей таких детей в процессе получения общего среднего образования.

      Формы обучения одаренных  детей:

      1. Формы обучения детей в условиях  общеобразовательной школы

      Обучение  одаренных детей в условиях общеобразовательной  школы должно проходить на основе принципов индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательного процесса.

      2. Формы обучения детей в системе  дополнительного образования

      Дополнительное  образование предоставляет каждому  ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля  программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования - выявление, развитие и поддержку одаренных детей.

      Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого  типа позволяет удовлетворять запросы  конкретных детей, используя потенциал  их свободного времени.

      В системе дополнительного образования  могут быть выделены следующие формы  обучения одаренных детей:

      1) обучение индивидуальное или  в малых группах по программам  творческого развития в определенной  области;

      2) работа по исследовательским  и творческим проектам в режиме  наставничества (в качестве наставника  выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);

      3) очно-заочные школы;

      4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;

      5) система творческих конкурсов,  фестивалей, олимпиад;

      6) детские научно-практические конференции  и семинары.

    3. Формы обучения  в условиях школ, ориентированных  на работу с одаренными детьми

      Если  целесообразность обучения детей со специальными видами одаренности в  специальных школах и классах  не подвергается сомнениям, то вопрос о необходимости создания специальных классов и школ для обучения детей с общей (умственной) одаренностью продолжает оставаться предметом острых дискуссий. При принятии решения о создании особых школ и классов следует исходить из анализа опыта зарубежной и отечественной практики раздельного обучения одаренных детей.

      Учебные программы, ориентированные на обучение одаренных детей с общей (умственной) одаренностью (и некоторыми видами специальной одаренности, например, лингвистической, математической и  т.д.), должны отвечать целому ряду специфических требований. Эти требования сформулированы с учетом выделения наиболее общих психологических особенностей интеллектуально одаренных детей, а также целей обучения, предъявляемых обществом к этой категории детей. Следует подчеркнуть, что именно на этих детей, в первую очередь, общество возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации.

      Программы обучения для интеллектуально одаренных  детей должны:

      1) включать изучение широких (глобальных) тем и проблем, что позволяет  учитывать интерес одаренных детей к универсальному и общему, их повышенное стремление к обобщению, теоретическую ориентацию и интерес к будущему;

      2) использовать в обучении междисциплинарный  подход на основе интеграции  тем и проблем, относящихся  к различным областям знания. Это позволит стимулировать стремление одаренных детей к расширению и углублению своих знаний, а также развивать их способности к соотнесению разнородных явлений и поиску решений на “стыке” разных типов знаний;

      3) предполагать изучение проблем  “открытого типа”, позволяющих учитывать склонность детей к исследовательскому типу поведения, проблемности обучения и т.д., а также формировать навыки и методы исследовательской работы;

      4) в максимальной мере учитывать  интересы одаренного ребенка  и поощрять углубленное изучение тем, выбранных самим ребенком;

      5) поддерживать и развивать самостоятельность  в учении;

      6) обеспечивать гибкость и вариативность  учебного процесса с точки  зрения содержания, форм и методов  обучения, вплоть до возможности  их корректировки самими детьми с учетом характера их меняющихся потребностей и специфики их индивидуальных способов деятельности;

      7) предусматривать наличие и свободное  использование разнообразных источников  и способов получения информации (в том числе через компьютерные сети);

      8) включать качественное изменение  самой учебной ситуации и учебного  материала вплоть до создания  специальных учебных комнат с  необходимым оборудованием, подготовки  специальных учебных пособий,  организации полевых исследований, создания “рабочих мест” при лабораториях, музеях и т.п.;

      9) обучать детей оценивать результаты  своей работы с помощью содержательных  критериев, формировать у них  навыки публичного обсуждения  и отстаивания своих идей и  результатов художественного творчества;

      10) способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей;

Информация о работе Особенности одаренности детей младшего школьного возраста