Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 19:45, курсовая работа
Цель работы: исследовать особенности одаренности детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели выделяется ряд задач:
1. Изучить понятие способности и одаренность.
2. Рассмотреть способности и одаренность в младшем школьном возрасте.
3. Исследовать особенности обучения одаренных детей
4. Организовать экспериментальное исследование особенностей одаренности детей младшего школьного возраста.
5. Разработать мероприятия направленные на развитие одаренности детей младшего школьного возраста.
Введение......................................................................................................................3
ГЛАВА 1. Теоретические основы одаренности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
1.1. Понятие способностей, одаренность…………………..……………….……...6
1.2.Способности и одаренность в младшем школьном возрасте……….....…….19
1.3. Особенности обучения одаренных детей………………..…...………………21
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по исследованию одаренности детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства
2.1. Определение исходного уровня одаренности детей младшего школьного возраста………………………...................................................................................27
2.2. Опытно – экспериментальная работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства....................................................................................................................30
Заключение...............................................................................................................40
Список литературы................................................................................................43
Приложение………………………………………………………………………...46
Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ).[7]
Полученные результаты обоих классов в баллах приведены в приложении 1.
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = =86/19=4,5
Коэффициент оригинальности = сумма типов / количество детей = =115/28=4,1
По
результатам проведенного теста
у обоих групп
Следующая ступень работы - это домашнее сочинение “Сказка о весне”. После урока чтения на тему “Весна” было дано домашнее задание: написать сказку о весне со словами: жил-был, однажды, как-то раз. Работа была рассчитана на неделю. Однако по причине большой занятости (регулярные занятия бальными танцами, спортивные секции, бассейн ), дети делали это задание на много дольше. А так же хочется заметить, что многие из них изменили тему сочинения, выбрав произвольную тематику. Делая анализ сочинений, нельзя не отметить влияние средств массовой информации на сознание и интересы детей ( “Сказка про маленький Зубик, страшный Кариес и про храбрый Бленд-а-мед.”).
Но чаще встречаются такие работы детей, как “Сказка про деревянного крокодила”, “Сказка про медвежонка Пуха”, “Маленькая синичка”, “Про бабочку Майю”. В этих сказках герои - это друзья детской жизни: игрушки, звери, птицы, наделенные волшебными свойствами. Присутствует традиционный конец, где добро побеждает зло. Удивительным светом добра веет от таких детских работ.
Выявлены работы отличающиеся сложной сюжетной линией, массой сюжетных ветвей.Сразу бросается в глаза преобладание логического мышления у детей, большое количество эпитетов, красочных сравнений говорит о преобладании образного мышления. Таким образом, вчитываясь внимательно в детские работы, было обнаружено около 50 % работ с повышенным творческим содержанием. Результаты приведены на рис.1.
Рис. 1 Результаты исследования по тесту домашнее сочинение «Сказка о весне»
Согласно
полученным результатам можно заметить,
что показатели 2 Б существенно
ниже, чем показатели 2 А. Одаренные дети
требуют к себе повышенного внимания,
поэтому необходима работа для развития
одаренности детей.
Заключение
На
протяжении многих веков одаренность
рассматривалась несколько
Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большая часть филологов, психологов, педагогов были склонны проявление высшей одаренности видеть в научном творчестве и научном мышлении.
В
настоящее время наблюдается
повышенный интерес к проблеме
Одаренность сейчас определяется как способность к выдающимся достижениям в любой социально значимой сфере человеческой деятельности, а не только в академической области. Одаренность следует рассматривать как достижения и как возможность достижения. Смысл утверждения в том, что нужно принимать во внимание и те способности, которые уже проявились, и те, которые могут проявиться.
Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и управленцев образования для работы с одаренными детьми.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность представляет собой сложный психический объект, в котором неразрывно переплетены познавательная, эмоциональная, волевая, мотивационная, психофизиологическая и другие сферы психики человека.
Особенности, присущие одаренным, обогащают нашу жизнь во всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во-первых, одаренных отличает высокая чувствительность во всем, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе.
Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых концепций, теорий, подходов. Оптимальное сочетание у одаренных детей интуитивного и дискурсивного (дискурсивный - рассудочный; обоснованный предшествующими суждениями) мышления (в подавляющем большинстве случаев при доминировании первого над вторым) делает процесс получения новых знаний весьма продуктивным и значимым.
В-третьих, большинству одаренных свойственны большая энергия, целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.
Среди педагогов и психологов существует, как минимум, две точки зрения на обучение одаренных. Согласно одной из них, для обучения одаренных детей необходимо создавать специальные классы и специальные образовательные учреждения. Согласно другой точке зрения, одаренные дети должны обучаться вместе со всеми детьми, иначе они не научатся жить среди «нормальных» людей, общаться и работать с ними.
Пока
нет комплексной диагностики, позволяющей
определить общую и специфическую
Практическая реальность высвечивает и то, что школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одаренных детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребенка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одаренного ребенка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры!) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое образование является одним из наиболее важных институтов современного общества. Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
Список
литературы
Приложение 1
Таблица результатов «Изучение оригинальности решения задач на воображение» выполненная детьми 2-А.
Фамилия, имя | Тип решения задачи на воображение |
Саша В. | 4 |
Даша Д. | 5 |
Денис Д. | 5 |
Ольга Е. | 3 |
Илья Е. | 5 |
Дима Е. | 5 |
Анна И. | 5 |
Анна К. | 5 |
Дима К. | 5 |
Ирина К. | 4 |
Анна М. | 5 |
Дима О. | 4 |
Алеша П | 5 |
Надя Р. | 4 |
Наташа С. | 4 |
Ушакова Юля | 4 |
Анна Ч. | 5 |
Саша Ш. | 4 |
Наина Ш. | 5 |
Таблица
результатов «Изучение
Фамилия, имя | Тип решения задачи на воображение |
Анна Н. | 4 |
Антон С. | 2 |
Борис К. | 5 |
Валентина Л. | 5 |
Василиса А. | 5 |
Василий Н. | 4 |
Виктор В. | 5 |
Владимир Д. | 4 |
Глеб Р. | 4 |
Галина Д. | 4 |
Дарья А. | 5 |
Данил А. | 4 |
Денис К. | 4 |
Дмитрий Р. | 5 |
Диана А. | 4 |
Егор Р. | 3 |
Ксения Н. | 4 |
Кирилл П. | 4 |
Константин Д. | 5 |
Константин М. | 4 |
Лиля В. | 4 |
Лев К. | 4 |
Нина Г. | 3 |
Петр С. | 4 |
Римма А. | 5 |
Ринат Р. | 4 |
Сергей Ш. | 3 |
Светлана Р. | 4 |
Информация о работе Особенности одаренности детей младшего школьного возраста